МААМ-картинки

Возможности технологии «Ситуация» Л. Г. Петерсон

Татьяна Скрягина
Возможности технологии «Ситуация» Л. Г. Петерсон
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Возможности технологии «Ситуация» для самоорганизации деятельности педагогов в составлении алгоритма ведения педагогических наблюдений».

Основные цели:

Цель: Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в области освоения технологий системно-деятельностного подхода (на примере технологии «Ситуация» Л. Г. Петерсон) и составление алгоритма ведения педагогических наблюдений.

Задачи:

Публикация «Возможности технологии „Ситуация“ Л, Г, Петерсон» размещена в разделах

показать возможности применения технологии «Ситуация» непосредственно для педагогов;

обеспечить взаимодействие между педагогами таким образом, чтобы в процессе взаимодействия полученная информация превратилась в их личное знание;

создать условия для профессионального общения педагогов, их самореализации;

способствовать повышению профессионального мастерства коллег.

Участники: воспитатели.

Форма проведения: мастер-класс.

Дидактические материалы:

Раздаточный материал: карточки с предметными картинками на каждого для разделения на подгруппы, чистые листы формата А4 для фиксации рабочих записей.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация Power Point, ноутбук.

Краткая аннотация к работе:

Мероприятие проводилось в рамках методического мероприятия в ДОУ «Наблюдение – как метод проведения образовательного мониторинга в детском саду».

Категория участников – воспитатели и специалисты детского сада. Практическая часть мастер-класса выстроена в структуре технологии «Ситуация» системно-деятельностного подхода Л. Г. Петерсон.

Ход мероприятия:

1. Вступление.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня наша встреча посвящена теме: «Наблюдение – как метод проведения педагогической диагностики в детском саду».

Одними из некоторых условий успешности современного педагога являются:

- Признание ценности индивидуальности каждого ребенка, его изначальной способности к развитию, его готовности действовать в типично детских видах деятельности.

- Умение вести педагогическую диагностику, которая позволяет оценить эффективность педагогических действий (и является средством реализации первого).

Большое место в процессе педагогической диагностики занимает педагогическое наблюдение - метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных. Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают. Целенаправленное систематическое наблюдение за детьми во время совместной и самостоятельной деятельности, осмысление фактов, полученных в ходе наблюдений, и умение найти «первопричину» явлений позволяют педагогу оптимизировать свою педагогическую деятельность, оценить, насколько верно подобрано содержание и средства обучения.

Наиболее достоверные данные дает наблюдение за детьми в процессе их самостоятельной деятельности, потому что очень важно видеть то, что ребенок умеет делать сам, мотивы и стиль его деятельности, его логика, его ошибки и готовность их преодолевать, его достижения и отношение к ним.

Сегодня важно чтобы каждый педагог ДОО мог проводить педагогическую диагностику, используя педагогические наблюдения.

А сейчас Вас ждет маленький сюрприз!

Итак, уважаемые коллеги, сегодня я предлагаю Вам применить технологию «Ситуация», разработанную в рамках системно-деятельностного подхода Л. Г. Петерсон к ситуации из нашей педагогической действительности.

2. Основная часть. Практическая деятельность (на основе технологии «Ситуация»).

1. Введение в ситуацию.

- Скажите, любите ли вы творчество? Чем именно вы любите заниматься?

- Испытывали ли вы чувство удовлетворения от того, что сделали что-то сами? Почему? (получили эмоциональное удовлетворение, освоили новый способ, создали новый продукт, повысили компетентность и т. д.).

Представляете, сегодня в адрес нашего методического объединения пришло письмо:

«Уважаемые коллеги! К Вам обращается директор Центра Педагогических Исследований с просьбой помочь составить алгоритм ведения педагогических наблюдений»

Хотите поучаствовать и помочь директору Центра в составлении алгоритма?

Сможете? (Такие профессионалы не смогут отказать коллеге, законы коллегиальности).

- Так что же нам предстоит сделать? (помочь директору составить алгоритм ведения педагогических наблюдений).

Итак, отправляемся в Центр Педагогических Исследований.

Раз, два, три потянитесь,

Встаньте, трижды повернитесь,

в Центре дружно очутитесь!

2. Актуализация знаний

Вот мы и очутились в ЦПИ. Всем известно, что для того, чтобы соответствовать требованиям времени необходимо совершенствовать свои знания.

Давайте вспомним, о чем говорится в ФГОС ДО п 3.2.3. :

«При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей».

Ведущим методом проведения мониторинга в детском саду является наблюдение.

В «Профессиональном стандарте педагога», еще одном документе, регламентирующем деятельность педагога, говориться:

«…одним из необходимых умений для педагога является организация и проведение педагогического мониторинга усвоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе».

Также отмечено, что «…при проведении обследования необходимо максимально использовать педагогическое наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в детском саду»

Так что же является ведущим методом проведения мониторинга в дошкольном образовании?

- Верно, наблюдение!

3. Затруднение в ситуации.

Что мы понимаем под наблюдением?

Наблюдение - метод сбора данных с целью последующего анализа.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Экспресс-наблюдение». Возьмите по одной карточке и в соответствии с предметной картинкой разбейтесь на подгруппы. В течение 3-5 минут Вам предстоит провести наблюдение за любым объектом. Потом мы выслушаем то, что у вас получилось. Приступайте.

Смогли Вы с ходу выполнить задание?

Почему не смогли? С какими трудностями Вы столкнулись? (не знали с чего начать, за чем или за кем наблюдать, с какой целью).

Значит, что мы должны узнать, что составить? (алгоритм ведения педагогических наблюдений).

4. Открытие нового знания.

- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь? (спросить у того, кто знает, попробовать догадаться самим, найти ответ в интернете, прочитать). Хорошо, в нашем случае возможно ли справиться самим? Есть предложения?

- Мозговой штурм! Задание выполняется каждой группой. Через 5-7 минут делегат из каждой группы высказывает свой вариант. На доске фиксируются предложения, обсуждаются и выводится общий алгоритм.

1. Определить цель и задачи наблюдения.

Например: выявить особенности освоения ребёнком способов познания, изучить поведение ребёнка в ситуации совместной деятельности и т. д.

2. Определить объект наблюдения.

Например: определить группу от 3 до 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течении дня, каждый день мы меняем детей и в течении 2-3 недель все дети смогут попасть в поле зрения педагога.

3. Выбрать ситуацию наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребёнка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса.

4. Выбрать способ фиксации результатов наблюдения. (регистрация эпизодов, повествовательные или дневниковые заметки, карта наблюдений, видеозапись, фотографирование и аудиозапись).

Фиксируем готовый алгоритм.

1. Определить цели и задачи;

2. Определить объект наблюдения;

3. Определить ситуацию наблюдения;

4. Выбрать способ фиксации результатов наблюдения.

5. Включение нового знания в систему знаний и умений.

Сейчас мы с Вами снова выполним задание «Экспресс наблюдение»

- Как Вы построите свои действия на этот раз?

- Чем Вы воспользуетесь при проведении наблюдений? (алгоритмом)

- С чего вы начнете? (с постановки цели…и т. д.) Приступайте.

Заслушиваются представители от каждой рабочей группы.

Вы молодцы. А нам пора возвращаться в детский сад.

Раз, два, три потянитесь,

Встаньте, трижды повернитесь,

Коллеге улыбнитесь,

В детский сад вернитесь!

6. Осмысление.

- Скажите, где мы сегодня были?

Чем занимались? Кому помогали? Смогли помочь директору Центра? Почему Вам это удалось? Какие умения вам в этом помогли? (у нас был опыт ведения педагогических наблюдений, нам только понадобилось его систематизировать, потому что мы команда и мы вместе)

3. Заключение. Рефлексия.

- Итак, мы применили и проиграли целостную структуру деятельностного метода в технологии «Ситуация» для составления алгоритма ведения педагогических наблюдений. Как вы считаете, соответствовала ли структура мастер-класса структуре технологии «Ситуация»?

В заключении хочется отметить, что наблюдение как метод познания изучаемых объектов должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются:

1) планомерность;

2) целенаправленность;

3) систематичность.

Без умения наблюдать за детьми, анализировать и оценивать ситуацию в развитии стать эффективным профессиональным педагогом едва ли реально.

Я очень благодарна вам за плодотворное сотрудничество и за вашу активность.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развиваем моторику и не только…» или безграничные возможности Тико конструктораФотоотчет «Развиваем моторику и не только…» или безграничные возможности Тико конструктора Как важно для каждого ребенка развивать моторику с самого рождения! С каждым годом увеличивается число детей, страдающих задержкой речевого.

Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию для средней группы «Платьице для куклы»Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию для средней группы «Платьице для куклы» Конспект НОД в технологии «ситуация» по художественно-эстетическому развитию (рисование) для средней группы «Платьице для куклы» Цель.

Конспект занятия в технологии «ситуация открытия нового знания» в средней группе «Свойства льда» Конспект занятия в технологии «ситуация» открытия нового знания в средней группе Тема: «Свойства льда» Образовательная область: «Познавательное.

Консультация для педагогов и родителей «Возможности развивающего конструктора «Тико» Среди развивающих игрушек конструкторы на сегодняшний день наиболее популярны. Использовать их можно начиная с раннего возраста, когда ребенок.

Структура занятия по математике для детей с ОВЗ, ее возможности и ограничения Уважаемые коллеги! Настоящее время предъявляет нам свои требования – курсы повышения квалификации, переподготовка, да и просто самообразование,.

Мастер-класс «Возможности мультифункционального планшета в работе с дошкольниками всех возрастов»Мастер-класс «Возможности мультифункционального планшета в работе с дошкольниками всех возрастов» Мастер-класс «Возможности мультифункционального планшета в работе с дошкольниками всех возрастов» У каждого человека есть свой путь, который.

Методическая разработка «Воспитательно-образовательные возможности «Огорода на окне» в детском саду»Методическая разработка «Воспитательно-образовательные возможности «Огорода на окне» в детском саду» Методическая разработка «Воспитательно-образовательные возможности «Огорода на окне» в детском саду» Каждый год весной в конце марта в.

Скрытые возможности использования доминоСкрытые возможности использования домино Игра в домино расширяет кругозор ребенка, знакомит его с окружающим миром, развивает память, внимательность, быстроту реакции. Поэтому.

Возможности развития коммуникативных способностей детей со взрослыми Современный образовательный процесс в детском саду опирается на повышение коммуникативной, познавательной, исследовательской и творческой.

Выступление на родительском собрании «Роль и возможности игры в семейном воспитании» Что бы не говорилось о роли воспитания, никто не станет отрицать, что главная роль здесь принадлежит всё-таки семье. В семье ребёнок находится.

Автор публикации:
Возможности технологии «Ситуация» Л. Г. Петерсон
Опубликовано: 22 мая 2020 в 18:28
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возможности технологии «Ситуация» Л. Г. Петерсон» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД