Мария Сехина
Конспект занятия «Наши пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Тема : «Наши пернатые друзья»
Форма работы : групповое занятие
Воспитатель : Сехина М. В.
2016г.
Целевая аудитория : несовершеннолетние
Формы и методы работы : групповое занятие
Публикация «Конспект занятия „Наши пернатые друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Показать детям кормушку для птиц, формировать желание подкармливать птиц зимой.
Предварительная работа: подбор познавательного материала, стихов, загадок, конструирование кормушек, заготовка кормов для птиц, наблюдения за птицами, прилетающими на участок.
Ожидаемые результаты : воспитают к себе чувство ответственности, заботливое отношение к птицам.
План :
1) Ритуал начала : приветствие
2) Вводная часть: Беседа о птицах, чтение отрывка из рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»
3) Основная часть : игра «Отгадай загадку»,пальчиковая игра, физ-минутка,
Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»
4) Заключительная часть: итог занятия.
Ход занятия:
1) Организационный момент:
Точки, крестики,кружочки
Под окном и на снегу
Мне понятны эти строчки
Прочитать я их смогу.
Это мне письмо прислали
На заре друзья мои.
«С добрым утром!- написали
Непоседы-воробьи
Кто рассыпал на снегу
Крестики и точки?
Это птицы на бегу оставляют на снегу
Длинные цепочки крестики и точки.
2) Вводная часть:
А сейчас мы поговорим о птицах. Каких птиц вы знаете? (Ответы.) Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)
Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Перелётные.)
Почему же перелётные птицы не могут оставаться в наших краях, а зимующие – могут?
Как перелётные птицы узнают о том, что пора отправляться в путь? (Дети высказывают свои предположения.)
Ближе к осени дни становятся короче. Это и служит для них сигналом – пора отправляться в путь.
Исчезают насекомые – они прячутся в трещины коры деревьев, щели заборов, домов, в сухие листья деревьев.
Трава увядает.
Вода в водоёмах, реках замерзает.
Почва покрывается снегом.
Тепла становится все меньше и меньше.
Чтение отрывка из рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»
Обсуждение с детьми,как ведут себя птицы с наступлением зимы.
Некоторые птицы не стали спорить с зимой и улетали в теплые края, другие остались –у них свои секреты, как пережить зиму.
Не все птицы улетают от нас, некоторые остаются.
Какие? (Дети перечисляют и выбирают картинки с изображением птиц.)
А что произойдёт, если у нас не будет птиц?
Какой зимний месяц самый трудный для птиц? Почему? (Февраль. В феврале вьюги, метели, весь корм уже съеден.
Беседа о внешнем виде птиц.
Воспитатель обращает внимание на кормушку, висящую в группе и на изображения птиц на доске.
Посмотрите, сколько птиц прилетело на кормушку.
Чем похожи все птицы? (У птиц есть клюв, крылья, перья).
Чем они отличаются? (Величиной, формой хвоста, размером крыльев) .
А для чего птицам нужны перья?
-Все ли перья у птицы одинаковые?
В крыльях маховые перья – помогают во время полёта.
В хвосте рулевые перья – направляют полёт
Пуховые перья – защищают от ушибов, царапин, от жары, от холода, от намокания, пересыхания.
Наука, которая изучает жизнь птиц, называется ОРНИТОЛОГИЕЙ.
А как мы назовём учёного, который занимается этой наукой?
(ОРНИТОЛОГ)
Дети вспоминают другие общие признаки и отличия птиц.
3) Основная часть:
Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, вороны, снегири, дятлы, синицы, галки, сороки, свиристели и т. д.)
Игра «Отгадай загадку»
А у нас игра сейчас.
Я прочту стихи для вас.
Я начну, а вы кончайте.
Дружно вместе отвечайте.
Вещунья – белобока,
А зовут её …
(Сорока)
Жёлтое брюшко у маленькой птички,
А зовут её …
(Синичка)
Чёрная, как вар,
Кричит: «Карр!»
(Ворона)
Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
(Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Всю ночь летает.
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать ляжет в дупло.
(Сова)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Белый бок, серый бок
Воркует нежно …
(Голубок)
- Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.
Игра «Сова»
В лесу темно, все спят давно.
Одна сова не спит, на суку сидит.
Во все стороны глядит,
Да как полетит!
Дети ходят по кругу, приседают, изображая спящих птиц. "Сова" сидит на стуле в середине стула. Дети разбегаются, а "сова" их догоняет.
Пальчиковая игра :
“ДЕСЯТЬ ПТИЧЕК – СТАЙКА”
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)
Эта птичка – соловей, (поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко. (поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. (держим большой палец левой руки)
Птички, птички – по домам! (машем ручками, как крылышками)
Игра с мячом (дети передают мяч друг другу)
Человек легко находит
Что в природе происходит.
А вы сможете ответить на этот вопрос?
Солнце – что делает? /светит, греет/
Ручьи – что делают? /журчат, бегут/
Снег – что делает? /тает, темнеет/
Птицы – что делают? /прилетают, вьют гнезда, поют, носят, таскают,
кормят, прыгают, летают, высиживают, ловят,
клюют, откладывают.
Физ-минутка :
О чем поют воробушки (Шагаем на месте.)
В последний день зимы? (Руки в стороны на пояс.)
Мы выжили! (Хлопаем в ладоши.)
Мы дожили! (Прыжки на месте.)
Мы живы! Живы мы! (Шагаем на месте.)
Как мы можем помочь птицам зимой, весной (повесить кормушки, построить скворечники, развешать на кусты и ветви деревьев кусочки ваты и меха)
Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!
Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.
Воспитатель предлагает детям рисунки, на которых изображены разные варианты изготовления кормушек. Ребята, надо и на нашем участке развесить кормушки и подкармливать птиц.
Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой.
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть одна нужна.
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их -
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
4) Заключительная часть : итог занятия
Даже если наша жизнь и профессия не будут связаны с природой и птицами не забывайте о них. Беречь природу – охранять свою жизнь. Любить животных – значит любить своих близких. Каждая кормушка, каждая горсть зерна поможет спасти от гибели не одного пернатого певуна.