Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

Наталья Суслова
Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

Цель. Формировать у детей представления о поздней осени. Находить признаки осени в художественных произведениях.

Задачи.

1. Развивающая : развивать устную речь, поэтический слух, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

2. Образовательная: упражнять в составлении сложноподчинённых предложений. ; упражнять в образовании и подборе имён прилагательных.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Чтение стихов о поздней осени, Дидактическое упражнение „Заверши предложение“» размещена в разделах

3. Воспитательная: воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища; воспитывать эмоционально-эстетический отклик на выразительность художественного образа, передаваемого в музыке.

Тип занятия. Комплексное.

Форма занятия. Образовательная ситуация.

Продолжительность: 25 минут.

Участники: родители и воспитанники старшей группы, воспитатель.

Возраст обучающихся: 5-6 лет.

Оборудование и материалы: листья деревьев (дуб, берёза, рябина, осина, клён) по количеству детей (засушенные или вырезанные из бумаги с квадратиком двустороннего скотча на каждом); магнитная доска; лист А2 с аппликацией «Ваза»; репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», В. Кубарева «Поздняя осень»; аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года» Октябрь. Осенняя песнь»; мультимедиа; презентация: Слайд1. Портрет И. Бунина. Слайд 2. Портрет А. Толстого. Слайд 3. Портрет А. Майкова. Аппликация «Дерево осенью» на листе А2; листья дерева жёлтого и коричневого цветов по количеству детей.

Предварительная подготовка : наблюдения за живой и неживой природой;

рассматривание репродукций картин об осени; чтение художественной литературы; заучивание стихотворений, отгадывание загадок; приглашение на занятие родителей для чтения наизусть стихотворений об осени.

Методы и приё мы работы с детьми: наглядные, словесные, практические.

Ход занятия

I. Вводная часть.

Актуализация знаний. Постановка темы и цели занятия.

 - Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить.

Листья с веток облетают.

Птицы к югу улетают.

"Что за время года"? – спросим.

Нам ответят: «Это. (осень)».

- Сегодня мы будем говорить об осени. Выясним, что происходит в природе в это время года. Будем читать стихи, слушать музыку, рассматривать репродукции картин и отмечать, чем красива осень.

II. Основная часть

1. Беседа об осени (характеристика погоды; осенние изменения в природе; осенние месяцы).

- Какое сейчас время года? (осень)

- Назовите осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Какой сейчас месяц? (ноябрь)

- Значит, на дворе поздняя осень. Что значит «поздняя»? (скоро наступит зима)

- Какая сегодня погода? (ясная или пасмурная)

- Сегодня погода ясная, солнечная.

- Какое сегодня небо?

- Небо голубое или синее-синее.

- Какие краски природа использует, раскрашивая листву на деревьях и кустарниках летом, а какие осенью? (летом листья зеленые, а осенью разноцветные).

- Деревья полыхают желтизной. А что значит «деревья полыхают желтизной»? (На деревьях много жёлтых листьев.)

- Что называют листопадом? (Листопад — это явление природы, когда деревья сбрасывают листву.)

- В какую погоду листочков облетает больше? (В ветреную погоду.)

- Под ногами ковер из желтых, золотистых листьев. Почему мы говорим «золотистых» листьев? Это какой цвет? (Золотистый — от слова «золото». Золото жёлтого цвета.)

- Если на улице пасмурно или дождливо, то все вокруг становится серым, тёмным, грустным и унылым. Унылый — это какой? (Унылый — грустный, без настроения.)

- Пасмурно — это как? (В пасмурную погоду солнышко прячется, на улице серо, тускло.)

2. Упражнение «Какой у тебя лист?»

Листья падают, кружатся

И у ног моих ложатся.

Я ладошку протяну

И один листок возьму.

А потом другой и третий.

Хороши они, поверьте!

Я от осени привет

Соберу в большой букет! (Галина Ключникова)

- Возьмите каждый по одному листочку. (листья рассыпаны на полу; на магнитной доске лист А2 с аппликацией «Ваза»)

- Встаньте в круг.

- Назовите, лист какого дерева у вас в руке.

- Лист какой?

Лист дуба – дубовый

Лист березы – березовый

Лист рябины – рябиновый

Лист осины – осиновый

Лист клена – кленовый

3. Игровое упражнение «Закончи предложение».

- Я буду задавать вопросы, тот, кто ответил — прикрепляет свой листик на панно. (Добиваться полного ответа)

Листья осенью (что делают) – желтеют и опадают.

Дождь осенью (что делает) – моросит, идет.

Урожай осенью (что делают) – убирают.

Птицы осенью (что делают) — улетают в теплые края.

Деревья осенью (что делают) — роняют листья.

Звери осенью (что делают)— готовятся к зиме, меняют шубки.

Когда на улице дождь и ветер (что мы делаем) - мы сидим дома.

В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать) - чтобы поиграть с друзьями.

На улице пасмурно и дождливо, поэтому (я что сделал) - я взял с собой зонтик.

Когда на улице дождь и ветер (мы что делаем) – мы не выходим на прогулку.

В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать) - чтобы погулять.

- Листики все прикрепили. Что получилось? (букет из листьев)

- Мы от осени привет — собрали в большой букет!

4. Дыхательное упражнение «Вдыхаем аромат осени».

- Отдохнуть предлагаю на улице. Раз, два, три повернись и на улице очутись! Как на улице красиво! А какой воздух!

Вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом.

- Чем пахнет осень? (опавшей листвой, дождём, холодом)

Физкультминутка

По утрам морозы.                    ( Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх)

В рощах желтый листопад.       (Плавные движения над головой влево-вправо)

Листья около березы                (Медленно приседают)

Золотым ковром лежат.            (делают плавные движения руками перед собой влево-вправо)

В лужах лед прозрачно-синий.  (Встают, плавно разводят руки в стороны)

На листочках белый иней.         (Повороты в право-влево, разводят руками)

- Вернё мся в группу: раз, два, три повернись и снова в группе очутись!

5. Работа по репродукциям картин.

- Ребята, перед вами репродукции картин русских художников. Какое время года изображено на картинах? (осень)

- Исаак Левитан назвал свою картину «Золотая осень». Как вы думаете, почему?

- Какая осень? (Красивая, яркая, солнечная, тихая.)

- Ребята, посмотрите на репродукцию картины «Поздняя  осень» Кубарева Вячеслава.

Какую осень вы видите здесь? (Мрачная, холодная, темная, сырая.)

-  Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой, а может быть холодной и дождливой – это поздняя  осень.

6. Чтение стихотворений.

- Про яркую, броскую красоту осени написано много прекрасных стихотворений.

-Прекрасные – это какие стихи?

Мультимедиа портрет поэта, картина осени. Чтение стихотворений на фоне музыки (П. И. Чайковский «Времена года» «Октябрь. Осенняя песнь».)

- Одно из них я особенно люблю, не раз читала его вам и сегодня прочитаю, порадую себя и вас! Иван Бунин «Листопад»(СЛАЙД 1)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

- Иван Бунин пишет, что «лес — точно терем расписной». Как вы себе это представляете? (листья на деревьях, с наступлением осени, поменяли окраску: стали красными, жёлтыми, оранжевыми, каричневыми; Лес- это дом для диких животных — терем. Терем расписной, нарядный, красивый.)

- Чем пахнет осенний лес? (дубом и сосной)

- Как вы думаете, автору стихотворения нравится осень? Почему вы так решили? (Автору нравится осень. Он говорит о ней с восхищением.)

- Замечательные русские поэты рассказали в стихах об осени так, как увидели и почувствовали её. Мама Семёна Дунаева прочтёт стихотворение Алексея Толстого, в котором говорится об осени и о любви. (СЛАЙД 2)

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью,

Не умею высказать, как тебя люблю.

- Почему автор говорит «бедный сад»? (Потому, что листва облетела с веток деревьев и деревья смотрятся без наряда бедненько, сиротливо.)

- Какое настроение передаёт нам стихотворение? Почему? (Настроение грусти, тоски. Нет тех летних красок.)

- Послушайте стихотворение в исполнении мамы Софии Першиной. Аполлон Майков (СЛАЙД 3)

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге  вопят:

"Всё гибнет, всё гибнет! Ты чёрен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришёл!"

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под тёмной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нем сила для новой весны.

- К кому обращаются листочки? (листочки обращаются к родимому лесу) О чём кричат?

-А что произошло с лесом? («Его спеленали могучие сны.»)

- Что с лесом произойдёт весной? (он проснётся и с новой силой заживёт, будет ещё зеленее и красивее)

- Ребята, какое стихотворение вам понравилось? Чем понравилось стихотворение?

- Вы слушали стихотворения, а что вам помогало представить картины осени? (музыка)

III. Итог.

- О каком времени года мы сегодня говорили? (об осени)

- Что мы делали на занятии?

- Какое задание, упражнение вам больше всего понравилось?

- Где мы можем увидеть, услышать или прочитать об изменениях природы осенью? (наблюдая за природой на улице, читая стихи, слушая музыку, рассматривая картины)

- Кто и что нам может помочь увидеть всю красоту природы в это время года? (поэты, художники, композиторы)

IV. Рефлексия «Осеннее дерево».

(На магнитной доске на листе А2 аппликация «Дерево осенью», заранее вырезанные листочки дерева жёлтого и коричневого цвета по количеству детей.)

- Я предлагаю вам листочки – желтые и коричневые. Если вам понравилось наше занятие, возьмите желтый листок и прикрепите на наше осеннее дерево, а если вам что-то не понравилось, то возьмите коричневый листок.

Посмотрите, какой дерево у нас получилось!

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка во 2 классе «Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки» Что такое предложение? Предложение как единица речи, его назначение и признаки. Тема: Что такое предложение? Предложение как единица речи,.

Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода»Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Цель: Порадовать детей чтением новой сказки С. Прокофьевой.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна» (вторая младшая группа) Цель: познакомить детей со стихотворением А. Плещеева "Весна". Задачи: формировать представление о весне. Учить называть признаки весны.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Чтение потешки «Наши уточки с утра» Тема: Чтение потешки «Наши уточки с утра…». Дидактическая игра "Кто пришел? Кто ушел?". Цель: Создание условий для совершенствования умений.

Конспект занятия по развитию речи. Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»Конспект занятия по развитию речи. Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» Тема: «У страха глаза велики!» Непосредственно образовательная деятельность: развитие речи Возрастная группа: 2 младшая. Дата проведения:.

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Чтение стихотворений «Козленок» и «Зайка» А. Барто» Тема: Чтение стихотворений «Козленок», «Зайка» А. Барто. Программное содержание: 1. Учить детей отчетливо и ясно произносить слова и фразы,.

Конспект занятия в младшей группе по развитию речи. Чтение потешки «Кисонька-Мурысенька» Конспект занятия в младшей группе по развитию речи. Чтение потешки «Кисонька-мурысенька» Воспитатель: Семенова Г. И. Цель: познакомить с.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему: Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» Цель: Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». Задачи: помочь понять текст сказки; развивать речь, память; воспитывать.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Дидактическое упражнение «Песенка жука» Звуковая культура речи. Дидактическое упражнение «Песенка жука» Задачи: показать детям артикуляцию звука «ж», закрепить произношение звука.

Конспект занятия по развитию речи. Чтение сказки «У страха глаза велики» (вторая младшая группа) Тема: Чтение сказки «У страха глаза велики» Программные задачи: Образовательные: • познакомить детей с русской народной сказкой «У страха.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»
Опубликовано: 24 октября 2018 в 21:30
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД