Получи документы

Конспект занятия «Знакомство детей с национальной культурой в рамках рассмотрения белорусского национального костюма»

Алена Хильманович
Конспект занятия «Знакомство детей с национальной культурой в рамках рассмотрения белорусского национального костюма»

Цель: обучающая – познакомить детей с элементами белоруской национальной одежды и цветовой гаммой, используемой в ней; знакомить детей с белорусским геометрическим орнаментом;

Развивающая – развивать эстетическое восприятие, творчество; содействовать проявлению интереса к декоративно-прикладному искусству; развитие мелкой моторики посредством штриховки, обведения по контуру, вырезания и наклеивания;

Воспитывающая - воспитывать усидчивость, умение доводить до конца начатую работу; активизировать словарь детей : кокошник, фартук, рушник.

Публикация «Конспект занятия „Знакомство детей с национальной культурой в рамках рассмотрения белорусского национального костюма“» размещена в разделах

Задача – выполнить зарисовку картинки-раскраски «Кукла в белорусском национальном костюме» с элементами аппликации.

Оборудование: картинки-раскраски, шаблоны фартука и кокошника, цветная бумага, ножницы, клей,

Ход занятия

Вводная часть: традиционный народный костюм — один из главных элементов этнической культуры белорусов. Считается, что после языка народный костюм является важнейшей этнической приметой. Он ярко отражает характер народа, уровень его духовной и материальной жизни в разные исторические периоды. На формирование белорусского народного костюма оказали влияние многие факторы: природно-географические условия, основные занятия населения, особенности исторического и социально-экономического развития края, формы вероисповедания, торговые и культурные связи с соседями — русскими, украинцами, литовцами, латышами, поляками.

Основные виды одежды, составляющие традиционный костюм белорусов, были известны в 11—12 вв. К концу 19—началу 20 в. сложились ярко выраженные этнические особенности белорусского народного костюма. Для него характерно сохранение многих черт, которые прослеживаются в древних формах одежды, в прямолинейном их крое, бело-красном колорите, полосатом и ромбо-геометрическом декоре, использовании древних технологий изготовления тканей.

Художественный образ костюма усложняли обязательные орнаментальные украшения на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах. Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация.

Наиболее распространенными материалами для изготовления белорусской народной одежды до начала 20 века были льняные и шерстяные ткани домашнего изготовления. Для вышивки и узорного ткачества использовались покупные хлопчатобумажные нити красного цвета, которые иногда подкрашивали растительными красителями до желаемого коричневого или бордового оттенка.

Праздничный костюм зачастую таит в себе многие сакральные и обрядовые моменты, является воплощением эстетических представлений народа. В основе единый белорусский костюм имел небольшие местные различия. В нем преобладал белый цвет - естественный цвет льна, из которого изготовлялась основа мужской и женской одежды.

Красный цвет с древних времен является знаком Солнца. Он символизирует братство, означает высокое предназначение в судьбе и победу. Это также знак счастливой жизни.

Зеленый цвет – это цвет природы родного края, цвет полей, лесов, лугов. Зеленый цвет — цвет жизни, благополучия и мира. Белый цвет — это цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости.

Ткани для одежды изготавливались в домашних условиях. Самым распространенным сырьем для ткани были лен и шерсть. Для окраски пряжи использовались натуральные красители (настои трав, коры, листьев деревьев, болотной руды).

Белорусская девочка была одета в юбку с кофточкой, жакет, передник, которые были украшены национальным орнаментом. На голове – кокошник. У белоруса – рубашка, светлые штаны, жилет; на ногах надеты лапти.

Самостоятельная работа: Я предлагаю вам сейчас самим стать ткачами и художниками и украсить узорами белорусский костюм.

Дети выполняют аппликацию на фартуке и кокошнике в виде национального орнамента; разукрашивают остальные элементы одежды на картинке.

Во время выполнения самостоятельной работы проводиться физминутка:

Вот заходит Мойдодыр, (ходьба на месте)

У меня с ним только мир. (сжимают одну ладонь другой)

Рубашка чистая висит (руки поднять вперёд и опустить вниз)

И майка впереди зашита. (сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё иголкой)

Он пальцем больше не грозит, (грозят пальцем, повороты головой в стороны)

Что пальто на месте не висит. (руки поднимают вверх и опускают вниз)

Шорты, брюки и халат (загибают по очереди пальцы)

В шкафу на вешалке висят. (поднимают руки и опускают вниз)

Сарафан, костюм, жилет – (поочерёдно загибают пальцы)

Чище в гардеробе нет. (голову поднимают вверх, повороты головы в стороны)

Заключительная часть:

Длинным зимним вечерком, хорошо сидеть рядком.

Мы играли и плясали, много нового узнали.

Хорошо в гостях у нас, только поздний нынче час.

Бывайте здоровы, живите богато,

А мы уезжаем до дому, до хаты.

Только как уйдешь пустой? Нынче день у нас такой

Пусть он радостью, весельем

В душах отзовется.

А вот и угощение!

Педагог дополнительного образования Чещевик Е. Ф.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной ОДД по ознакомлению с национальной культурой башкирского народа (вторая младшая группа)Конспект интегрированной ОДД по ознакомлению с национальной культурой башкирского народа (вторая младшая группа) Тема: «В гости к бабушке Айбике» Цель: -формировать у воспитанников гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной семье, родному.

Конспект занятия Ознакомление с окружающим «Знакомство с бытом и культурой бурят» Конспект занятия Ознакомление с окружающим «Знакомство с бытом и культурой бурят»Задачи:Образовательные:Развивать потребность в самостоятельном.

Эффективность работы по нравственному воспитанию детей через знакомство с многонациональной культурой народов Ставрополья Опыт работы на тему «Эффективность работы по нравственному воспитанию детей через знакомство с многонациональной культурой народов Ставрополья».

Проект для детей второй младшей группы «Знакомство с народной культурой и традициями» Продолжительность проекта: краткосрочный. Тип проекта: познавательно -творческий. Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Возраст.

Проект для детей второй младшей группы «Знакомство с народной культурой и традициями» Проект для детей второй младшей группы «Знакомство с народной культурой и традициями» Работу над реализацией проекта осуществляла.

Развивающая среда в форме музея «Взаимодействие русской национальной культуры с культурой коренного народа Якутии» «Развивающая среда в образе Музея! Взаимодействие Русской Национальной Культуры с культурой коренного народа Якутии!» «Дом вести – не бородой.

Сценарий мероприятия в рамках реализации национального компонента «Выборы старейшин в Таежный Совет» Ведущий: Здравствуйте, уважаемые взрослые! Здравствуйте ребята. Очень рада, что вы сегодня пришли в наш театр, чтобы увидеть сказку «Таежный.

Знакомство детей с русской народной культурой. Конспект занятия «В гости к бабушке Забавушке» Знакомство детей с русской народной культурой «В гости к бабушке Забавушке» Цель: Формирование у детей интереса к истории и культуре.

Знакомство с народной культурой Знакомство с народной культурой на примере пословиц и поговорок о Родине и ее народеЦель: знакомство с народной культурой на примере пословиц.

Знакомство с народной культурой и традициями детей 3-х-4-х летЗнакомство с народной культурой и традициями детей 3-х-4-х лет Хочу представить Вашему вниманию пособие для знакомства детей младшего дошкольного возраста с народной культурой и традициями. Содержание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство детей с национальной культурой в рамках рассмотрения белорусского национального костюма»
Опубликовано: 12 декабря 2017 в 01:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД