МААМ-картинки

Здоровьесбережение детей младшего дошкольного возраста посредством цветотерапии

ксения морылёва
Здоровьесбережение детей младшего дошкольного возраста посредством цветотерапии

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 412 г. Челябинска»

«Здоровьесбережение детей младшего дошкольного возраста

через цветотерапиию».

Подготовила:

воспитатель

Морылёва Ксения Николаевна

Челябинск,2016

Тема: «Здоровьесбережение детей младшего дошкольного возраста

через цветотерапиию».

Цель: развитие у ребёнка эмоциональной, духовной, чувственной, художественно-эстетической сферы, через язык искусства. Создание благоприятной и созидательной атмосферы в группе.

Публикация «Здоровьесбережение детей младшего дошкольного возраста посредством цветотерапии» размещена в разделах

Задачи:

- Развивать эмоциональную сферу ребёнка, чувствования, воображения, ассоциативного мышления для более чуткого и тонкого восприятия окружающего мира с помощью цвета и музыки.

- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

- Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, развивая художественно - эстетическое восприятие окружающего мира.

- С помощью «Радужных звёзд» и различных дидактических игр создавать в группе миролюбивую и дружескую атмосферу.

В постоянно меняющемся мире появляются новые идеалы, эталоны поведения. Ребёнку дошкольного возраста трудно оценить свои поступки, рядом должен быть человек, который смог бы направить его энергию в нужное русло, благоприятную для него. Поэтому различные виды арт – терапии так актуальны сегодня. Они помогают раскрыть в ребёнке его потенциал, оказывают благоприятное влияние на психику и внутренний мир ребёнка, помогая справиться с различными проблемами, обогатить духовно. Что же такое арт-терапия? Сочетание слов "арт-терапия" (аrt (англ.) — искусство, therapеia (греч.) — забота, лечение) понимают как заботу о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества. Арт-терапия — это скорее обретение гармонии, развитие личности, чем лечение. Сколько существует направлений в искусстве, столько же можно выделить и направлений в арт-терапии. Само по себе творчество делает жизнь человека интересной и насыщенной. Так как мне близко художественное направление, я выбрала в работе с детьми цветотерапию.

Мой опыт работы называется: «Здоровьесбережение детей младшего дошкольного возраста через цветотерапию», т. к. считаю, что использование здоровьесберегающих технологий выступает как необходимое условие для полноценного развития детей. Я хочу рассказать об использовании дидактических игр и пособий в своей работе.

Очень важно правильно подойти к подбору материала. Мои наблюдения и практический опыт работы показал, что одним из основных требований к материалу является цвет, т. к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение.

Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях.

Деятельность с детьми по цветотерапии может проходить как с группой детей, так и индивидуально.

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. (Цвет – это свет, световые волны). Благодаря воздействию определенного цвета на ребенка можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, научить его управлять своими эмоциями.

История цветотерапии уходит в далекое прошлое, а в современное время она официально признана медициной.

Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.

Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета – красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета говорят о том, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество.

Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.

Для того чтобы правильно воздействовать цветом на ребенка, надо сначала научить его воспринимать и чувствовать цвет, т. е. воспитать культуру цвета. Этот подготовительный этап очень важен для дальнейшей эффективной работы.

Выбрав тему работы, изучила литературу, составила перспективный план и приступила к его осуществлению.

Начала проводить комплексную образовательную деятельность по осознанию детей музыки через цвет и цвета через музыку.

Вашему вниманию представлена комплексная образовательная деятельность во II младшей группе : «Путешествие в цветную страну».

Цель: развитие эмоциональной сферы ребёнка, раскрытие творческого потенциала, осознание музыки через цвет и цвета через музыку.

Задачи:

Образовательные: расширить представление о цвете (помимо 3 основных цветов включить различные оттенки этих цветов, о его эмоциональной стороне (добрые–злые, весёлые – грустные, холодные– тёплые и т. д., о влиянии цвета на эмоции и поведение детей.

Развивающие: развивать эмоциональную и эстетическую сферу ребёнка, более чутко и тонко чувствовать окружающей мир, развивать понятие о связи музыки и цвета.

Воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, художественный вкус, воспитывать любовь к прекрасному.

На этой образовательной деятельности были использованы иллюстрации Т. Мавриной, Ю. Васнецова, М. Митурича и музыка П. Чайковского «Детский альбом» («Вальс», «Полька», «Утренняя молитва»).

Перед образовательной деятельностью была проведена предварительная работа – мы отдельно прослушивали музыкальные произведения обсуждали, какие эмоции и чувства они вызывают, какое настроение у музыки. Затем просматривали художественные произведения, обсуждали их эмоциональный настрой. После этого к восприятию подключала цветовые карточки, с их помощью определяли, какого цвета настроение у музыки, уже затем рассматривали репродукции художников соответствующие данному настроению музыки.

Затем ввела в жизнь ребят пособие «Радужные звёзды». Благодаря радужным звёздам дети знакомятся с основными цветами и их оттенками.

Радужные звёзды помогают детям соблюдать правила поведения, мириться, если поссорились, также они приходят в гости на образовательную деятельность, участвуют в режимных моментах. С их помощью в группе устанавливается благоприятная и дружеская атмосфера.

Маленькие дети очень восприимчивы и впечатлительны, они требуют к себе особо бережного отношения, поэтому стараюсь создать в группе максимально комфортную обстановку. В первую очередь это касается интерьера группы, где ребенок проводит достаточно много времени. В прямом смысле следую пословице: «Дома и стены помогают». Предпочтение отдаю теплой цветовой гамме помещения группы. Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому стараюсь зонировать помещение еще и с помощью цвета.

Например, в спальне – успокаивающий и расслабляющий нежно- голубой цвет; в группе нежный персиковый цвет вуали на окнах создает атмосферу уюта и тепла; в раздевалке, где требуется активность детей –шкафчики и цветные панно.

Кроме этого, детей в группе окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал, к которому дети имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать.

Хочу предложить вашему вниманию несколько игр и дидактических пособий, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения. Скорее всего, некоторые дидактические пособия вам знакомы, но надеюсь, что вы увидите новые варианты их использования. Все игры просты, но хороши своей многовариативностью (в зависимости от решаемой задачи).

«ПОКРЫВАЛА ФЕИ» - цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша. Например, увидев возбужденного ребенка, я предлагаю ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации! Эффект потрясающий!

«РАДУЖНАЯ СТРАНА» - расселяем «жильцов» (мелкие игрушки, картинки с изображением сказочных героев разных по характеру, выражающих разные эмоции). Дети рассказывают, почему расселили игрушки именно так, придумывают про них истории. Можно включиться в игру, создав проблемную ситуацию: к счастливым, радостным жителям Желтой страны проникает злой Черный колдун. Можно предложить им реальную ситуацию: попадает не колдун, а мальчик-драчун. Дети придумывают невероятные истории. Т. е. работая с цветом, обязательно уточняю его психологические характеристики.

Аналогично можно путешествовать по «РАДУГЕ ИЗ ЛЕНТ».

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ЦВЕТОВЫЕ КАРТОЧКИ» - развивает цветовосприятие детей, ассоциативное мышление, чуткое понимание окружающего мира.

«РАЗНОЦВЕТНЫЙ ДОЖДИК» - пробегая под «теплыми» и «холодными» струями разноцветного дождя, я предлагаю детям изобразить мимикой или рассказать о своих эмоциях, которые у них вызывает тот или иной цвет. Малышу, который грустит, предлагаю побегать под теплыми струями; разбушевавшемуся – под «холодными». Можно побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и обратно, изображая соответствующие эмоции. Таким образом, учу детей управлять своими эмоциями, меняя свое настроение, правильно ощущать цвета.

«ЗАЖГИ РАДУГУ» - на полу расстилается белое полотно с размеченными тесьмой дугами. Детям предлагается «зажечь радугу», т. е. выложить дуги радуги, например, крышками. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются, придумывают название своей страны, истории про ее жителей. Они могут и сами очутиться в этой стране и рассказать о своих приключениях. Учитываю психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные» цвета радуги можно предложить «Зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – «теплые». Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей, от решаемой задачи.

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЦВЕТНУЮ СТРАНУ». С этого года Ввела интересную практику «цветного дня». Дети сами выбирают определенный цвет или оттенок цвета. И ему посвящается весь день. Цвет присутствует в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках, салфетки заданного цвета, выставка предметов определенного цвета. Заранее договариваюсь с родителями о том, какого цвета одежда предпочтительнее в этот день. Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы насыщенных густых оттенков выставляются на 2-3 часа, а предметы нежного приятного оттенка на целый день.

«ХОРОШИЕ И ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ» К этой игре вводятся цветовые карточки. Поступки дети пропускаются через цвет. Показывая поступок, дети определяют какого он цвета. Это игра развивает нравственную сторону ребёнка и ассоциативное мышление.

О конечных результатах работы с ребятами данной группы говорить еще рано, но уже сейчас я могу отметить, что дети стали эмоционально раскованнее. Они могут дать цветовую характеристику музыке, которую мы часто слушаем; сказочному герою и его поступкам; погоде, которую наблюдаем на прогулке, своему поведению и поступкам. Например, Дима выбрал черный цвет : «Я плохо себя вел, когда утром шел с бабушкой в садик, но мне очень хочется желтый квадратик, я буду стараться». Данил одевается после сна, посмотрел в окно и говорит: «У меня рубашка цвета неба». Это говорит о том, что у детей появляются навыки самоконтроля. Дети хорошо знают и начинают чувствовать цвета и оттенки. Рисунки детей яркие и красочные, разнообразные по цветовой гамме. Непосредственный контакт в играх с детьми помог мне установить с ними доверительные отношения. Используя представленные игры, мне удается корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т. е. создавать благоприятный климат в детском коллективе. Все это в конечном итоге благоприятно влияет и на физическое здоровье детей. В группе они активны, подвижны, очень низкая заболеваемость.

Мир детства должен быть ярким и красочным и побуждать в детях самые разные эмоции, управлять которыми мы должны их научить.

Дети учатся добру, миру и дружбе через искусство!

Публикации по теме:

Система работы педагога по развитию речи детей младшего дошкольного возраста через театрализовано-игровую деятельность Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. Овладение родным языком является одним из важных.

Формирование познавательных способностей через сенсорное восприятие и сказочные образы у детей младшего возраста .

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через систему развивающих игр и упражнений Цель: повышение эффективности работы по математическому развитию детей на основе применения системы развивающих игр Задачи: 1. Сформировать.

Конспект занятия для детей младшего школьного возраста. Тема: Терроризм. Министерство образования Омской области казённое общеобразовательное учреждение Омской области «Красноярская адаптивная школа-интернат».

Коррекеция тревожности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях: во-первых, по повышению самооценки ребенка;.

Мастер-класс «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с ПДД через проектную деятельность с использованием ИКТ» Уважаемые коллеги,сегодня я хочу поделиться с вами своим выступлением на районном МО мастер - класс «Ознакомление детей младшего дошкольного.

Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук»Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук» Паспорт проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через формирование мелкой моторики рук».Автор проекта: воспитатель высшей.

Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования Образовательный проект «Развитие познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование» Пояснительная.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через игровые методы Речь 1 слайд Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вам познакомиться со своим опытом работы, а поможет мне в этом электронное портфолио.

Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры общения у детей младшего дошкольного возраста через театрализованные игрыВоспитание эмоциональной отзывчивости и культуры общения у детей младшего дошкольного возраста через театрализованные игры Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесбережение детей младшего дошкольного возраста посредством цветотерапии
Опубликовано: 20 марта 2016 в 22:42
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД