Папки-передвижки

Занятие по речевому развитию «Живая речь»

Галя Логинова
Занятие по речевому развитию «Живая речь»

Программное содержание; сформировать у детей представление о некоторых особенностях устной речи; закрепить понятие о двух формах речи; активизировать словарь детей; развить творческое воображение.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Игра «Лес шумит".

Воспитатель напоминает детям, как они ходили летом в лес и видели там высокие деревья. У них зеленые верхушки и много веточек и листьев. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: "шшш.. . ". Воспитатель предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветерок.

2. Фонетическая зарядка:

Публикация «Занятие по речевому развитию „Живая речь“» размещена в разделах

как пищат птенцы?-(пи-пи-пи-..)

как пыхтит каша?-(п-п-п.)

как тикают часы?-(тик-так.)

какую песенку поют без слов?-(ял-ля-ля.)

3. Игра «Доскажи словечко”.

На скамейке у ворот

Лена горько слезы. С льет)

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую. С лису) _

Молодчина эта Лина,

Лепит все из. С пластилина)

У себя в саду Андрейка Поливал цветы из. С лейки)

Я взял муку и взял творог.

Испек рассыпчатый. С пирог)

Верещанье, белобока,

А зовут ее. (сорока)

Мы можем рассказать о своих мыслях другому человеку или написать то, о чем мы думаем. А как вы считаете, то, что пишут и читают, это речь или нет? (речь)

На прошлом занятии мы с вами познакомились с понятием речи. Вспомните, как называется речь, которую мы говорим, и как называется речь, которую пишем? (Устная и письменная). Слово "устная" образовалось от слова

"уста”-гу-бы.

Речь, которую мы говорим и слышим, называется устной.

Чем отличается устная речь от письменной? Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, можно предложить им вспомнить то, что они уже знают: чем отличаются звуки и буквы: звук произносится и слышится, а буква пишется и читается.

Итак, мы узнали, что наша речь имеет две формы. Ка - кие? Устную и письменную.

А теперь повторим хором: "Устную речь мы говорим и слышим, а письменную - пишем и читаем. ”

И устная и письменная речь нам необходимы, они обе нам нужны, чтобы делиться с другими людьми мыслями и чувствами, чтобы правильно организовать свою работу или игру, чтобы узнавать что-то новое.. .

5. Физкультминутка.

6. Я прочитаю сейчас загадки. Вы должны отгадать загадки и подумать, о какой речи - устной или письменной напоминают названные вами предметы-отгадки и сами загадки. Можно ответы заранее нарисовать.

Поле белое, овцы черные бумаге, буквы).

Тридцать три богатыря

На страницах букваря.

Мудрецов богатырей

Знает каждый грамотей.

(Алфавит).

С помощью букв мы записываем слова на бумаге. (Это письменная речь).

Грамоты не знаю. Белый камешек растаял,

А весь век пишу. На доске следы оставил.

(Карандаш). (Мел).

С помощью ручки и карандаша мы пишем на бумаге, а мелом на доске.

(Это письменная речь).

Один говорит,

Двое глядят.

Двое слушают.

(Язык, глаза, уши).

В этой загадке говорится об устной речи: мы слышим говорящего и видим его.

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

Что же это такое-с листочками, листочки сшиты и рассказывают нам о чем-то? Воспитатель предлагает показать отгадку, т. е. книгу. Загадка напоминает нам о письменной Форме речи: книгу кто-то пишет, а мы читаем.

Без языка живет.

Не ест, не пьет,

А говорит и поет.

Что же это такое - говорит и поет, но не ест и не пьет? Радио. Оно напоминает нам об устной речи: мы слушаем речь по радио.

Через поле и лесок. Подается голосок.

Он бежит по проводам.

Скажешь здесь, а слышно там.

(А. Рождественская)

О каком голоске говорится в загадке? О каким проводам он бежит? Акая это речь? Когда мы говорим по телефону, мы пользуемся устной речью : мы слышим своего собеседника.

7. Послушайте пословицы и подумайте, о каких особенностях устной и письменной речи в них говорится.

Что написано пером, того не вырубишь топором.

Слово не воробей, вылетит-не поймаешь.

8. Анализ речевых ситуаций :

а) ребята решили поиграть в игру "Кошки-мышки". Какой речью они будут пользоваться?

б) мальчику необходимо поделиться своими мыслями и чувствами с другом, который живет в другом городе. помощью какой речи он может это сделать? Мальчик может написать письмо-это письменная речь; но он может и поз во - нить-это устная речь.

в) бабушка хочет срочно сообщить о том, что она едет в гости. Какой речью она будет пользоваться? Письменной. (Она напишет).

9. Игра ''Переезжаем на новую квартиру”.

10. Игра ''Клякс графия'

(''Учись играя". И. А. Баранникова стр. 332).

Публикации по теме:

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР по теме: «Фрукты» Цель: - уточнить и активизировать словарь по теме "Фрукты" - сформировать обобщающее понятие "Фрукты" - сформировать умение образовывать.

Работа над средствами выразительности устной речи на уроках русского языка 1. ОСНОВНОЙ ТОН ВЫСКАЗЫВАНИЯ КАК ГЛАВНОЕ ИНТОНАЦИОННО-ЗВУКОВОЕ СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ Цели работы: расширить знания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по речевому развитию «Живая речь»
Опубликовано: 30 ноября 2014 в 14:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД