Полякова Светлана Дементьевна
Тема: «Звук и буква Ч».
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида № 136
Конспект занятия по формированию звукопроизношения и обучению элементам грамоты детей с ОНР второго года обучения.
Тема : «Звук и буква Ч».
Учитель-логопед: Полякова С. Д.
Липецк
2016
Тема : «Звук и буква Ч».
Публикация «Тема: „Звук и буква Ч“,» размещена в разделах
Программные задачи: познакомить детей с согласным звуком и буквой Ч, учить детей выделять звук [ч] из начала, середины и конца слов. Закреплять навыки звуко-слогового анализа на материале слов со звуком [ч], упражнять в выкладывании звуко-слоговых и буквенных схем слов. Закрепить образование относительных прилагательных в игре «Угостим Чебурашку». Упражнять детей в образовании родственных слов. Развивать внимание, память, логическое мышление в игровых упражнениях «Расшифруй ребус», «Исправь предложение». Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, чувство эмпатии, гостеприимства.
Оборудование: буква Ч, предметные картинки на звук [ч] : чашка, часы, врач, обруч, грач, бабочка, кузнечик, пчела, счётные палочки, символы звуков, кассы букв и слогов, почтовый ящик, сундучок, Чебурашка, ребусы, набор карточек для игры «Составь словечко».
Ход занятия.
1. Организационный момент. Ребята, в детский сад пришла
посылка, да не простая, с уведомлением. «Высылаю вам необычный предмет, я думаю, что он вам понравится и волшебный сундучок с заданиями. Почтальон Печкин».
Отгадайте загадку почтальона Печкина:
Он забавная игрушка,
У него большие ушки,
Дружит с Геной крокодилом
Продаётся в магазинах.
Появление Чебурашки из посылки.
-Здравствуйте, ребята, я очень хочу узнать о звуке и букве, с которого начинается моё имя, вы мне поможете в этом разобраться?
-Ребята, какой первый звук в слове Чебурашка? (Звук Ч). Давайте
познакомимся с этим звуком подробнее. А ты, Чебурашка, устраивайся поудобнее и внимательно слушай. Посмотрите, что ещё прислал почтальон Печкин? (сундучок). А чтобы он открылся, нужно сказать волшебные слова:
Сундучок, сундучок,
Приоткрой-ка свой бочок!
Логопед достаёт из сундучка звуко-букву Ч.
2. Артикуляция и характеристика звука [ч] (согласный, глухой, всегда мягкий). Ребята, какой буквой мы на письме обозначаем звук [ч]? Буквой Ч. На что похожа эта буква?
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Путать буквы нам нельзя.
3. Логопед достаё т из сундучка предметные картинки: чашку, часы, врача, обруч, грача, бабочку, кузнечика, пчелу. Определение позиции звука [ч] в составе слов, количества слогов, составление предложений в произвольной форме.
4. Звуковой анализ и синтез слов: ручка, грачи, внучка, лисичка, выкладывание звуко-слоговых и буквенных схем слов.
5. Динамическая пауза
Ручеёк, ручеёк, (наклоны вперёд)
Дай водички на чаёк.
Мы чаёк горячий
Будем пить на даче. (имитация питья чая)
Пить с печеньем, с калачом, (левая рука, правая рука в стороны,
И пирог испечём. две руки вперёд)
И, сверкая под лучами, (наклоны в стороны)
Засмеялся ручеёк,
Быстро прыгнул с камня в чайник, (прыжки на месте)
Дал водички на чаёк.
6. Игра «Угостим Чебурашку». Ребята, при встрече гостей, что делают хозяева? (угощают). Давайте угостим нашего Чебурашку, но такими блюдами, в названии которых есть звук [ч]. Сейчас мы приготовим нашему гостю вкусные угощения. Я приготовлю из черники черничное варенье и угощу Чебурашку. Расскажите, а чем вы угостите нашего гостя? ( картинки: кабачки, гречка, яблоко, клубника, молоко, огурец, черника, земляника, ежевика). Какой напиток можно предложить Чебурашке, название которого начинается на звук [ч]? (чай). Что мы устроим? (чаепитие). Какая посуда нам понадобится? (чашки, чайник, чайные ложки, заварочный чайник). Эти слова похожи друг на друга? Как мы их называем? (родственные). Действительно, в каждом из них есть общая часть – чай.
7. Игра «Составь слово». Логопед достаёт из сундучка набор карточек, дети по первым звукам названий картинок отгадывают слово.
8. Игра «Расшифруй ребус» (бабочка, черёмуха).
9. Упражнение «Исправь предложение». Чебурашка обращается к детям:
- Спасибо, ребята, сегодня я много узнал о звуке и букве Ч, запомнил много слов и даже мне захотелось составить разные предложения, хотите послушать?
а) Почта принесла почтальона.
б) Задача решила ученика.
в) Черника собирала внучку в лесу.
г) Бабочка ловит девочку сачком.
д) Рыбка поймала Вовочку на удочку.
(Дети исправляют ошибки Чебурашки).
е) Танечка поливает колокольчики.
Логопед хвалит Чебурашку и предлагает детям оставить его у себя в группе.
10. Итог занятия. Что вам понравилось? Что вы запомнили?