Папки-передвижки

Тема: «Звук и буква щ». Вместе с Незнайкой. (4 фото)

Алсу Багаутдинова
Тема: «Звук и буква щ». Вместе с Незнайкой.

«Вместе с Незнайкой»

Тема: «Звук и буква щ». Вместе с Незнайкой.

Тема : «Звук щ».

Цель: знакомство со звуком щ и буквой Щ.

Задачи: - развитие общих речевых навыков (звукопроизношения, чёткой дикции, звучности и подвижности голоса);

- автоматизация звука щ в слогах, словах и предложениях;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие навыков словообразования;

Публикация «Тема: „Звук и буква щ“, Вместе с Незнайкой,» размещена в разделах

- совершенствование навыков слогового и звукового анализа слов;

- знакомство с правилами правописания ща, щу, щи;

- организовать самостоятельную работу детей с кассами букв;

- воспитание усидчивости, умения слушать друг друга.

Оборудование: сказочный герой Незнайка, индивидуальные зеркала, зелёный и красный замки, цветовые символы звуков, артикуляционный профиль звука щ, наборное полотно, кассы букв, полоски бумаги для построения схемы предложения, веер с правилами правописания ща, щу,щи, строчная и заглавная буквы Щ, рисунок Бармалея, предметные картинки (щука, плащ, щепки, щенки, ящик, овощи, щипцы, клещи, щегол, щит, и др.)

Место проведения: МДОУ №6 «Тургай», п. г. т. Актюбинский Азнакаевского муниципального района Р. Т. Подготовительная группа.

Предварительная работа: В течение года регулярно проводилась работа над формированием навыков словообразования, слогового и звукового анализа слов, развивался навык построения предложений и построения их схем.

Литература.

1. Е. А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов», пособие для логопедов, М. : 2001.

2. О. С. Гомзяк «Говорим правильно» 3 тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателей.

3. Азбука правильного произношения.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

-Сегодня к нам, ребята, на занятие пришли гости. Они хотят посмотреть на вас! Давайте, поприветствуем их!

Имитация сбора щавеля.

-Дети вы пробовали щавель на вкус? Какой он?

+Кислый.

-Изобразите мимикой ощущение кислого щавеля. Мама зовёт вас домой. Скажите ей: «Ты нас мама не ищи, щиплем щавель мы на щи».

2. Сообщение темы занятия.

Выделение звука щ из чистоговорки.

-Какой звук повторяется чаще других?

+Звук щ.

-Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с новым звуком щ и узнаем новую букву Щ.

3. Артикуляционная и акустическая характеристика звука щ.

-Посмотрите в зеркала и произнесите звук щ! Что стало с вашими губами?

+Стали похожи на «окошко»!

-Правильно, губы слегка выдвинулись вперёд и стали похожи на «окошко». Посмотрите на профиль, где находится кончик языка?

+Он поднят к бугоркам за верхними зубами.

-Правильно, спинка языка поднята.

-Давайте, попробуем спеть звук щ!

+Щ-щ-щ-щ…

-Звук щ очень хитрый звук он тянется и поётся, но во рту есть преграда?

+Да, язык и зубы.

-Ребята, а горлышко поёт или отдыхает?

+Нет, оно отдыхает.

-Повторим, что можно сказать про звук щ?

+Согласный, глухой.

-Звук щ – всегда мягкий, у него, как и у звука ч, нет старшего брата – твёрдого. Значит, в какой замок, мы его поселим?

+ В зелёный.

4. Произношение звука щ в слогах.

-Ребята, у нас сегодня будет ещё один гость! А какой, вы узнаете, угадав загадку! Послушайте!

Что за мальчик интересный На любой вопрос из вне

Отвечает он всегда: «Не знаю я!" И за это все друзья, прозвали его…

- Как ребята, как вы думаете?

-Правильно, Это Незнайка!

Н: Здравствуйте, ребята!

- Незнайка будет изучать звук щ вместе с нами.

Н: А что это у вас за красный замок? И кто там живёт?

+Там живут гласные звуки.

Н: А почему их называют гласными звуками?

+Потому что это звуки, которые поются и тянутся.

Н: Ах, как интересно! А наш новый звук может с ними подружиться?

+Да!

-Давайте, их познакомим, ребята! И покажем Незнайке, как они дружат.

+Ща, щу, ще, щи.

-Незнайка ты присаживайся с ребятами, вот твоё место!

5. Произношение звука щ в словах.

-Ребята, назовите для Незнайки слова, в которых звук щ слышится в начале слова.

+Щит, щука, щипцы, щенки, щепки, щётка.

-В каких словах наш звук произносится в середине слова?

+Клещи, площадь, овощи.

- В каких словах звук щ произносим в конце слова?

+Лещ, плащ, овощ.

Незнайка во всех заданиях допускает ошибки в определении позиции звука щ. Дети его поправляют.

6. Звуко - слоговой анализ и синтез.

-Незнайка, назови самое короткое слово из четырё х: щи, щит, щука, щегол.

Н: Щегол.

- Дети, вы согласны с ним?

+Нет.

- Почему не согласны?

+В слове щегол 5 звуков.

-Сколько звуков в слове щи?

+Два звука.

-Какой звук появился в слове щит?

+Звук т.

-Сколько звуков в слове щука?

+Четыре звука.

- А в слове щегол?

+Пять звуков.

- Значит, самое короткое слово…

+Щи.

-Поставьте картинки на наборное полотно. Вверху будет стоять предмет, в названии которого два звука, на втором ряду – предмет с тремя звуками, в третьем – с четырьмя, на самом нижнем ряду – с пятью звуками.

Дети выполняют задание. Незнайка ставит картинку с изображением щуки на верхнюю полоску. Дети объясняют ошибку и исправляют её.

-«Разбросайте» звуки слова щука. Обозначьте их кружочками.

+Щ, у, к, а.

Каждый ребёнок выполняет звуковой анализ слова при помощи цветных крышек, которые лежат на партах. Незнайка выполняет задание у доски.

- «Соберите» слово из «рассыпанных» звуков п, л, а, щ.

+Плащ.

-Подходит ли эта схема?

Логопед показывает преднамеренно неправильную схему плащ.

Н: Да!

+Нет.

-Почему не подходит?

Объяснения детей.

-К какому слову она подойдёт?

Н: К слову щука!

+ К слову щипцы.

-Сколько слогов в слове овощи?

Н: Два слога. Правильно, ребят?

+ Нет.

-Объясните, почему вы с ним не согласны.

+В слове три слога, т. к. 3 гласные о, о, и.

-Сейчас Незнайка предлагает вам трудное задание.

Н: «Возьмите» первые звуки из слов ручка, овощи, щука, автобус и сложите новое слово. Какое слово получилось?

+Роща.

Н: Я обозначу кружочками.

-Правильно ли обозначил Незнайка это слово кружочками.

+Неправильно!

Дети исправляют ошибку Незнайки.

–Моё задание будет ещё сложнее. Послушайте слоги: ще, щи, нок, кле. Какие слова можно составить из этих слогов?

+ Щенок, клещи.

-Обозначьте их кружочками.

Дети выполняют задание самостоятельно, а один ребёнок у доски.

7. Физминутка.

Два щенка щека к щеке { руки сложить ладонями друг к другу:

Щиплют щётку в уголке к правой,

А у щётки половой а затем к левой щеке. }

Палка есть над головой {руки поднимаем вверх и соединяем

над головой}

Палка – щёлк щенков с плеча {хлопок по плечам}

Два щенка ушли пища. {обойти вокруг своего стола и сесть}.

8. Образование существительных с помощью суффикса «-ищ-».

-Посмотрите, какой рисунок принёс нам Незнайка. Это, какое- то чудище. У него не глаза, а…

+Глазищи.

-Не усы, а…

+Усищи.

-Не нос, а…

+Носище.

-Не руки, а…

+ Ручищи.

-Не ноги, а…

+Ножищи.

9. Звук щ в предложениях. Анализ словесного состава предложения.

Выкладываются предметы.

-Перед вами вещи:…

+Ящик, щётка, плащ и клещи.

-Объясните, для чего они нужны?

+Плащ – это верхняя одежда.

+…

-Составьте с одним из слов предложение и из полосочек бумаги постройте схему предложения.

Анализ одного – двух из предложений.

10. Знакомство с буквой Щ.

На расчёску Щ похожа.

Три зубца всего? Ну, что же?

Е. Тарлапан

-На какую букву она похожа?

+На букву ш, только у неё крючочек внизу.

-Теперь прочитайте вот эти слоги!

+Ща, щи, щу.

-Запомните правило: ща пиши с а, щи пиши с и, щу пиши с у.

11. Чтение и печатание слов с заменой отдельных букв.

-В слове пила замените букву л на щ. Что получится?

+Пища.

Даются аналогичные задания со словами плющ – плащ, мука – щука.

12. Звук щ в чистоговорках. Словотворчество детей.

-Дети, придумайте чистоговорки. Я буду произносить слог, а вы дополняйте подходящее слово, к чистоговорке: ащ –ащ –ащ -…

+Плащ.

-Гол –гол –гол -…

+Щегол.

-Ель – ель –ель -…

+Щавель.

Придумывание чистоговорок – небылиц.

13. Итог занятия.

-Ну, Незнайка, понравилось тебе у нас?

Н: Да, очень!

-Чему ты научился?

Н: Научился делить слово на слоги, узнал новый звук щ, также обозначать звуки кружочками, читать и писать!

-Как ты много узнал! Теперь ты стал Всезнайкой! Правда, ребята?

+Да!

-Что вы, ребята, больше всего запомнили на занятии?

+…

-Что больше всего понравилось?

+…

-Занятие окончено, до свидания!

+До свидания!

Фото «Звук и буква щ»
Тема: . Вместе с Незнайкой. - фото
Фото №1 Вместе с Незнайкой
Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в логопедической группе ДОУ (для детей с общим недоразвитием речи) .

Развивающая игра «Чудесный мешочек»Развивающая игра «Чудесный мешочек» Цели: Автоматизация звуков, находящихся в словах в разных позициях; Формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью; Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тема: «Звук и буква щ». Вместе с Незнайкой.
Опубликовано: 16 февраля 2013 в 23:33
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД