Марина Хачатрян
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [И] и буква «И»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте.
Тема. Звук [и] и буква И.
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление понятия «гласный звук», представления о том, что гласные звуки обозначаются красным цветом (фишкой). Знакомство с буквой И.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематического слуха, навыка языкового анализа слов с новым звуком. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук [И] и буква „И“» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание внимания, интереса детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов. Развитие самоконтроля за речью детей.
Оборудование. Игрушка Госпожа Азбука. Пособие «Город гласных и согласных». Схемы по количеству детей для звукового анализа, фишки красного цвета. Предметные картинки, начинающиеся на звук [и]. Предметные картинки, в названии которых звук [и] стоит в разных фонетических позициях. Картинка для проговаривания чистоговорки. Буквы А, У, О, И. Картинка и изображением предметов и соответствующих им букв. Картинка, на которой изображены предметы, похожие на букву И. «Мой букварь», «Играйка-грамотейка», «Играйка-читайка» и тетради № 1 по обучению грамоте Н. В. Нищевой. Пособие «Алфавит телодвижений». Палочки для выкладывания буквы.
Предварительная работа. Дети повторяют понятия «звук речи», «гласный звук»; произносят звук [о] в разных голосовых регистрах (шепотом и громко, длительно и отрывисто. Упражнения: «Послушаем тишину», «Лесенка», «Эхо». Повторяют правила про звуки и буквы. Подбирают слова, начинающиеся со звука [о].
Ход занятия.
1. Организационный момент. Установка на самоконтроль за речью. Игровой момент.
Логопед приглашает детей в группу, организует приветствие, предлагает встать около стульчиков.
Логопед. Ребята, давайте повторим, о чем мы узнали на прошлом занятии.
Дети. Мы говорили о звуках и буквах. Познакомились со звуком [о] и узнали букву О.
Логопед. Звук [о] какой?
Дети. Гласный, его можно петь.
Логопед. Ребята, как мы будет стараться говорить на занятии?
Дети. Будет говорить четко, внятно, чтобы было всем понятно!
Логопед. Сегодня Госпожа Азбука принесла нам новые интересные задания и познакомит нас с новым звуком и буквой.
2. Объявление темы.
Логопед. Посмотрите на доску (на доске прикреплены картинки, в названии которых в начале слова стоит звук [и] : иглы, индюк, ирис). Как вы думаете, с каким звуком хочет познакомить нас Госпожа Азбука?
Дети называют картинки. Определяют, что все они начинаются с одного и того же звука – звука [и].
Логопед. К нам в гости пришел звук [и]. Давайте расскажем, что мы знаем о нем?
3. Характеристика звука. Характеристика звука [и], обозначение его фишкой красного цвета.
Логопед. Давайте споем звук [и].
Дети выполняют упражнение «Лесенка».
Логопед. Как называются звуки, которые мы может петь?
Дети. Гласные.
Логопед. Молодцы! Звук [и] – это гласный звук. Мы будем обозначать его красным цветом (показ графического изображения звука).
4. Развитие артикуляционной моторики, слухового внимания, фонематического слуха. Проговаривание чистоговорки, выделение слов с новым звуком, подбор слов на новый звук.
Логопед. Ребята, посмотрите на картинку. Послушайте чистоговорку и повторяйте за мной.
Ира с Игорем играли,
Все игрушки разбросали.
Дети проговаривают чистоговорку сначала медленно, потом ускоряя темп.
Логопед. Скажите, какие слова начинаются со звука [и]?
Дети. Ира, Игорь, играли, игрушки.
Логопед. Молодцы!
5. Развитие фонематических процессов, общей и мелкой моторики. Игра «Поймай звук». Работа со схемами и фишками красного цвета.
Логопед. Давайте мы с вами поиграем с новым звуком. Я буду произносить разные звуки и слова, а вы хлопните, когда услышите гласный звук [и].
Дети играют в игру «Поймай звук».
Логопед. Молодцы, научились слышать звук [и]. А теперь давайте найдем на картинке предметы, начинающиеся на звук [и]
Дети. Ирис, игры, ива.
Логопед. А какое имя можно дать девочке, чтобы оно начиналось на звук [и]?
Дети. Ира, Инна.
Логопед. Молодцы! А как показать звук [и] в слове?
Дети. У нас есть схемы слова и фишки.
Логопед. Правильно! Гласный звук [и] мы будем обозначать красным цветом.
Логопед. Посмотрите, какие картинки приготовила для вас Азбука. В них звук [и] стоит в начале, середине или в конце слова. Мы с вами будем называть картинки, и находить, в каком месте в слове стоит звук [и] – в начале или середине слова. Слова: ива, тина.
Дети выполняют звуковой анализ слов. Проговаривают, где стоит звук в каждом слове.
Логопед. Молодцы, ребята!
6. Знакомство с буквой. Анализ элементов буквы, «рисование» буквы в воздухе, на теле (прием «дермолексии», изображение буквы И в схеме тела («Алфавит телодвижений», выкладывание буквы из палочек, работа в тетради. Развитие общей и мелкой моторики. Соотнесение картинок и соответствующих им букв.
Логопед. Ребята, звук [и] «живет» в букве И (показ маленькой и большой буквы). Буква И будет тоже «жить» в красном домике в городе гласных и согласных. Как вы думаете, почему?
Дети. Потому что в букве И прячется звук [и], а он – гласный. А гласные звуки мы обозначаем красным цветом.
Логопед. Ребята, посмотрите, из каких элементов состоит буква И.
Дети. Буква И состоит из трех элементов.
Логопед. Два столбика стоят рядком.
Между ними – поясок, натянутый наискосок.
Логопед показывает картинку с забавными изображениями буквы И, картинку, на которой изображены предметы, похожие на эту букву.
Давайте «возьмем» пальчики-карандашики и напишем в воздухе букву И.
Дети «пишут» в воздухе букву И.
Логопед. Молодцы, а теперь давайте напишем букву И на спинках друг у друга. Вставайте «паровозиком».
Дети «пишут» букву на спинах друг друга.
Логопед. Молодцы! А еще можно показать букву И с помощью рук и ног. («Алфавит телодвижений»).
Дети показывают букву И.
Логопед. Ребята, а давайте выложим букву И из палочек.
Дети выкладывают.
Логопед. Молодцы! А теперь давайте в тетрадях по точкам обведем новую букву. А остальные задания вы выполните дома.
Дети работают в тетради.
Логопед. Молодцы, ребята, теперь вы знаете, как пишется буква И. А сколько букв мы уже с вами знаем.
Дети. Четыре буквы : А, У, О, И.
Логопед. Ребята, Азбука приготовила для нас еще одно задание. Посмотрите на картинку (на картинке изображены - ослик, арбуз, удочка, окунь, индюк и четыре буквы). Давайте назовем картинки, выделим первый звук в названии и подберем нужную букву.
Дети проговаривают, соотносят букву (устно, а логопед – на доске.
Логопед. Молодцы, справились с заданием! Ребята, наш веселый поезд привез новые буквы. Прочитайте, что привез наш поезд.
Дети читают: Иа, иу, ио.
Логопед. Правильно! А теперь я поменяю вагончики местами. Что получилось?
Дети. Аи, уи, ои.
Логопед. Молодцы! Будем с нетерпеньем ждать веселый поезд с новыми буквами!
7. Подведение итогов. Оценка.
Логопед. Ребята, сколько интересного мы с вами сегодня узнали. Давайте, вспомним.
Дети повторяют, о чем говорили на занятии. Логопед с Госпожой Азбукой оценивают работу детей.