Бойцова Олеся Викторовна
Конспект занятия по речевому развития «Звуки [Б], [Б’] и буква «Б»
Тема: Звуки [б], [бь] и буква Б.
Цель: Знакомство детей с буквой «Б», со звуками [б] [бь].
Задачи: печатание буквы Б, уточнение произношения и характеристика звука [б] (согласный, твердый/ мягкий, звонкий, выделение заданного звука в начале, в конце и в середине слов, воспроизведение и чтение звуковых рядов из двух звуков (слогослияние); развитие фонематического слуха путем дифференциации твердый/мягкий, звонкий/глухой; развитие конструктивных навыков путем моделирования букв из различного материала (счетные палочки, шнурки, пластилин)
Публикация «Конспект занятия по речевому развития „Звуки [Б], [Б’] и буква „Б“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Оборудование: домики для слогов(1,2,3, вагончики с окошечками (начало. середина, конец, буква «Б» большая синяя напечатанная с картинками, буква «б» из пластилина маленькая напечатанная, карточки со словами, карточки гласных звуков и буквы «Б» из картона, бегемот большой, 5 бегемотов, 5 бусин, деревянный Буратино, кубик мягкий зеленый, кубик синий твердый, коллекция букв из пластилина; по количеству детей: листы с заданиями, карандаши простые, синие и зеленые ленты атласные, колокольчики, шнурки.
Организационный момент
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!
Ход занятия.
1. Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? (Буратино)
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый (Барабан)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
Буратино, барабан,
Белка, булка и банан.
Кто играет на трубе?
Наша гость, буква «Б».
На ваших листах с заданиями напечатаны эти буквы, большая - заглавная, и маленькая строчная. Давайте заштрихуем горизонтально или вертикально большую букву «Б», маленькую вы заштрихуете дома.
Буква «Б» с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком.
Пропечатаем (пропишем печатные) большую и маленькую буквы «Б»
2. Характеристика звуков [б], [бь] по артикуляционным и акустическим признакам.
-Ребята давайте произнесем звук [б]
-Какое положение принимают губы? (губы сомкнуты)
-Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта, затем раскрываются мгновенным выходом воздуха. Взрываются.
Звук встречает на своём пути преграду, значит звук [б] – согласный.
А это значит, он может быть твердым и мягким.
У нас две картинки «бант» и «бинокль». Соединим слова с кружками синего и
зеленого цвета. «Бант» с синим, «бинокль» с зеленым.
А теперь поиграем. Поднимите синюю ленту, если в слове услышите звук [б] твердый; поднимите зеленую, если в слове звук [бь] будет мягким.
Слова для проверки: Баран, бидон, балалайка, берет, бумага, бинт, бинокль, булавка, будильник.
3. Ребята вы прекрасно справились с заданием. Буратино хочет подарить вам подарки. У него в портфеле карточки с картинками (для определения позиции звука в слове и для деления слов на слоги).
Карточки картинки для работы: бегемот, азбука, футболка, брюки, юбка, хлеб.
А на дне рюкзачка труба…
4. Повторим вместе с Буратино чистоговорку.
Ба-ба-ба, ба-ба-ба
-Мама, мама! Вон труба!
Бу-бу-бу, бу-бу-бу
-Ты и мне купи трубу,
Би-би-би, би-би-би
-Ты на этой потруби!
Закрепление полученных знаний, соединение двух звуков в слоги.
БА, БО,БУ,БИ. Самостоятельное прочтение детьми слогов.
5. Согласование существительных с числительными.
1 бусина, 2 бусины, 3 бусины, 4 бусины, 5 бусин.
1бегемот, 2 бегемота, 3бегемота, 4 бегемота, 5 бегемотов.
6. Это какой бегемот-маленький, а этот большой.
Подберите слова противоположности, начинающиеся со звука [б].
Маленький – большой
Черный - белый
Порядок-беспорядок
Медленный – быстрый
Здоровый - больной
Далеко – близко
7. Физминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел –
Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
На носочки надо встать.
Ничего, что не достали
Распрямились - выше стали
И стоим не руки в брюки
Перед грудью ставим руки.
Чтоб за лень нас не ругали
Повторим рывки руками.
А теперь все дружно сели,
А теперь все дружно встали,
Руки вверх мы все подняли
Дружно ими помахали
И на месте побежали.
Настроение подняли
Мы отлично поиграли.
Положите руку на горлышко и произнесите звук [б], горлышко вибрирует, дрожит, звенит-значит наш звук [б] – звонкий, а теперь произнесите звук [п]- горлышко молчит, спит, находится в покое, значит звук [п] –глухой.
На звонкий звук мы будем звонить в колокольчик, на глухой прикладывать палец к губам тш -тшшшш…
8. Игра «Поймай звук». (учить детей дифференциации в словах звуков П и Б)
Слова для проверки : бочка, почка, бабочка, папочка, пол, банка, сапог, собака, зубы, лапа, палас, зебра
9. Шнурки
Выложите из шнурка букву «Б».
10. Итог. Оценка деятельности детей. Рефлексия с лентами.