Ольга Номерчук
Тематическая неделя в подготовительной группе «Народная культура»
▼ Скачать + Заказать документы
3 неделя 13.03.17 – 17.03.17.
Тема : «Народная культура (народные традиции, промыслы, фольклор, масленица)»
ПОНЕДЕЛЬНИК 13 марта
Утро Прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика.
Воспитание культурно-гигиенических навыков, самообслуживания. Практическое упражнение «Самые аккуратные»
Цель: совершенствовать умение чистить обувь от снега, готовить одежду для просушивания.
Речевое развитие:
Публикация «Тематическая неделя в подготовительной группе „Народная культура“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Подготовительная группа
- Темочки
Артикуляционная гимнастика: Упражнение «Блюдечко»
Цель: формировать умение управлять языком, вырабатывать подвижность языка, укреплять его мышцы.
Строительная игра д/з «Волшебный конструктор».
Цель: учить детей строить по замыслу развивать воображение, фантазию, творческие способности.
Игра ср. подвижности п/з. «Гуси-лебеди»
Цель: развивать внимание.
Сенсорное развитие.
Д/И «Подбери блюдца к чашкам»
Цель: развивать логическое мышление, глазомер, умение соотносить предметы по величине, форме и цвету. Внести в группу : рассматривание предметов и иллюстраций
ООД 1. Познавательное развитие. Ознакомление с предметным окружением и явлениями общественной жизни.
Тема : «Вспомним нашу старину»
Цель : развивать любовь и уважение к русскому народу, его культуре, устному народному творчеству, познакомить с национальным костюмом и историей.
Оборудование: сундук большой и маленький, «Дерево мудрости», карточки с изображением-дерева. Сундука, книги, золотых рук, пословицы и поговорки.
Игра м/п «Сбей кеглю»
2. Художественно-эстетическое развитие. Лепка/ Аппликация.
Тема : «Дымковская игрушка»
Цель: закрепить уже полученные знания о дымковской игрушке и познакомить с народной культурой.
Материал: пластилин, стеки, доски, иллюстрации.
3. Физическое развитие. Физическая культура (на прогулке по плану инструктора по физическому воспитанию).
Прогулка
Наблюдение за живой природой: «Что мы знаем о весне?»
Цель: формировать у детей умение составлять описательный рассказ по итогам наблюдения, давать характеристику весенним явлениям и их особенностям.
П/и. «Не попадись»
Цель: учить детей соблюдать правила игры, способствовать совершенствованию выполнения прыжков на двух ногах с продвижением вперед; развивать координацию движений, мышцы ног.
П/и «Змейка»
Цель: совершенствовать умение детей легко бегать на носках, действовать в соответствии с правилами и тактикой игры, обогащать двигательный опыт.
Инд. работа по развитию движений:
с Аней Щ., Алисой Б., Сережей Б. потренироваться в прыжках в высоту.
Выносной материал:
спортивный инвентарь, предметные и сюжетные игрушки.
Закаливающие мероприятия
Оздоровительная гимнастика после сна. Закаливающие процедуры. Ходьба по массажным коврикам.
Прогулка Чтение сказки и былины «Не плюй в колодец-пригодиться воды напиться»
Цель: продолжать знакомить с фольклором, жанровыми особенностями сказки, учить детей осмысливать характеры персонажей сказки, воспитывать любовь народным жанрам.
Конструктивно-модельная деятельность.
Изготовление книжки-малышки «Народные промыслы» (любимые потешки, народные промыслы).
Цель: формировать представление о народных промыслах России. Учить детей конструировать книжку из бумаги. Развивать мелкую моторику, внимание, память, мышление, воображение. Воспитывать усидчивость, аккуратность, целеустремлённость, самостоятельность.
Инд. работа по ОБЖ. с группой детей закрепить правила поведения на участке во время прогулки.
Трудовая деятельность.
«Помочь детям младшей группы в уборке участка»
Цель: учить детей выступать в качестве наставников младших дошкольников, пояснять, как необходимо выполнять различные трудовые операции. Формировать добросовестное отношение к труду, акцентировать внимание на ощущении радости и гордости за качественно выполненную работу.
Работа с родителями
Консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
Вторник 14 марта
Утро Прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика.
Речевое развитие.
Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Качели»
Цель: формировать умение управлять языком, вырабатывать подвижность языка, укреплять его мышцы.
Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки»
Цель: содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи; развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности.
Муз. -дидактическая игра д/ з:
Хороводная игра «Веселая дудочка».
Цель: имитировать игру на дудочке, придумывать движения по тексту.
Игра средней подвижности п\з. «Краски»
Цель: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие ловкости, и внимания (запомнить текст).
Беседа по правилам безопасности на железной дороге.
Цель: закрепить правила безопасности.
ООД 1. Познавательное развитие. ФЭМП.
Тема : «Составление задач в пределах 10 на сложение и вычитание».
Цель: продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание, упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел и раскладывать число на два меньших числа; закрепить представления о монетах достоинством 1,2,5,10 рублей; развивать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку; упражнять в умении определять вес предметов с помощью весов.
Автор: Помораева И. А. стр. 128
Игра м/п «Ассоциации по темам».
Цель: развивать память, внимание, ассоциативное мышление, пополнить словарный запас.
2. Художественно-эстетическое развитие. Рисование.
Тема : «Ярмарка. Роспись каргопольской игрушки»
Цель: познакомить детей с особенностями и своеобразием каргопольской игрушки; учить расписывать узором подготовленный шаблон; учить составлять рассказ-описание по сделанной игрушке.
Материал: краски, бумага, кисти, иллюстрации
3. Физическое развитие. Физическая культура (по плану инструктора по физическому воспитанию).
Прогулка
Знакомство с ПДД. Тема : «Пешеходный переход»
Цель: закреплять знания о правилах дорожного движения.
П/ и: «Чье звено быстрее соберется?»
Цель: совершенствовать умение детей действовать по сигналу, способствовать автоматизации правильного выполнения движений при ходьбе и беге; учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.
П/ и: «Кто самый меткий?»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, выносливость, глазомер.
Индивидуальная работа по экологическому воспитанию
«Раздели на группы»
Цель: предложить Маше О., Насте К., Юле Р. классифицировать комнатные растения по разным основаниям, активизировать в речи названия растений. Трудовая деятельность. Трудовое поручение.
Выносной материал:спортивный инвентарь, инвентарь для трудовой деятельности.
Закаливающие мероприятия Оздоровительная гимнастика после сна. Закаливающие процедуры. Ходьба по массажным коврикам.
Вечер. Чтение русской народной сказки «Маша и три медведя»
Цель: продолжать знакомить с народными традициями и народным творчеством. В том числе и сказкой.
Сюжетно – ролевая игра: «Мастерская»
Цель: продолжать учить детей самостоятельно играть, следовать сюжету, осуществлять ролевое взаимодействие, вести диалоги.
Д/и «Собери предмет»
Цель: формировать умение собирать целый предмет из отдельных частей; развивать зрительное восприятие, воображение; учить составлять самопроверку, комментировать ход и результат работы.
Художественная деятельность. Рисование по трафаретам «Хохломская игрушка»
Цель: продолжать знакомить с разнообразными народными промыслами, воспитывать чувство гордости за русскую культуру.
СРЕДА 15 марта
Утро Прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика.
Беседа «Народные традиции и промыслы»
Цель: формировать у детей познавательный интерес к русским традициям и культуре, через ознакомление с народными промыслами русского народа.
Физическое развитие.
Игра с мячом «Лови, бросай, упасть не давай».
Цель: познакомить детей с многообразием народных игр, разучить некоторые из них, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Игра на развитие мелкой моторики д/з. «Весенний кораблик»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.
Игра средней подвижности п\з. «Аленушка и Иванушка»
Цель: развивать умение действовать по сигналу (голосу Аленушки, согласованно, развивать ловкость, быстроту движений.
Д/и «В гости к Матрёшке»
Цель: упражнять в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 20, от заданного числа; упражнять в умении объединять части в целое множество, сравнивать целое и часть множества; учить составлять задачи на вычитание; воспитывать нравственно-патриотические чувства.
ООД 1. Речевое развитие. Развитие речи/обучение грамоте.
Тема : «Звонкий и согласный звук Б (Б, буква Б,б»
Цель: познакомить с новым согласным звуком Б и Бь, познакомить с буквой Б, продолжать формировать навык звуко-буквенного анализа, учить внимательно слушать текст стихотворений, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу, учить читать слоги с пройденными буквами, упражнять в написании пройденных букв, стимулировать зрительно-поисковую активность.
Автор: Шумаева Д. Г., стр. 109.
Игра м/п «Запрещённое движение».
2. Художественно-эстетическое развитие. Рисование.
Тема : «Филимоновская роспись. Праздничная тарелочка»
Цель: продолжать знакомить с филимоновской росписью; закреплять умение создавать узоры на круге, используя характерные элементы и колорит.
3. Художественно-эстетическое развитие. Музыка (по плану музыкального руководителя).
Прогулка
Наблюдение за неживой природой: «Наблюдение за ветром»
Цель: расширять и углублять знания о неживой природе весной, формировать интерес к природным явлениям.
П/и «Жмурки»
Цель: совершенствовать умение детей играть в русские народные игры.
П/ и: «Бусы»
Цель: развивать умение быстро разбегаться врассыпную
Индивидуальная работа по звуковой культуре речи. Дифференциация звуков Б-П.
Игра «Закончи слово».
Цель: дифференцировать звуки Б и П.
Трудовая деятельность. Труд в природе. Предложить группе детей навести порядок на веранде. Убрать Зимние игрушки.
Цель: воспитывать желание помогать взрослым и соблюдать порядок на веранде. Прогулка Чтение худ. литературы.
Чтение сказки – легенды «Цветок Огонёк и цветок Снежинка» (жостовский промысел).
Цель:. Знакомить детей с русским народным фольклором : песнями, потешками, играми; развивать речь, память, познавательную и двигательную активность. Воспитывать любовь к животным.
С/р. игра «Угостим матрёшек чаем».
Цель: формировать у детей нравственно-патриотические чувства; познакомить с традицией чаепития, гостеприимством русского народа.
Игры на свежем воздухе.
Индивидуальная работа по изо деятельности: предложить Нике Р., Насте К., Юле Р. поиграть Д/и «Собери гжельскую розу».
Цель: продолжать знакомить детей с народными промыслами; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.
ЧЕТВЕРГ 16 марта
Утро Прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика.
Эстетическое развитие. «Ах вы гусли, мои гусли»
Цель: Развитие музыкально-ритмических способностей посредством игры на музыкальных инструментах. Поддерживать желание детей передавать характер движения в музыке.
Дидактическая игра д/з Д/и «Угадай сказку»
Цель: продолжать знакомить детей с народными промыслами; закрепить знание детей о народных художественных промыслах, их признаках; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.
Игра средней подвижности п\з. «Матрёшки и мышь»
Цель: познакомить детей с многообразием народных игр. Разучить некоторые из них. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Ознакомление с миром природы, экология.
Рассматривание иллюстраций с различными видами росписи «Природные мотивы».
Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, учить детей исследовать изделия из природных материалов, самостоятельно делать выводы.
ООД 1. Познавательное развитие. ФЭМП.
Тема : «Объединять части множества»
Цель: продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение вычитание в пределах 10; упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку; сравнивать целое и его части на основе счета; совершенствовать умение видеть в окружающих предметах формы геометрических фигур.
Автор: Помораева И. А. стр. 130
3. Физическое развитие. Физическая культура (по плану инструктора по физическому воспитанию).
Прогулка
Наблюдение за объектами ближайшего окружения.
Наблюдение за одеждой людей
Цели: формировать представления о приспособленности человека к зиме (внешний вид, поведение в разную погоду: метель, сильный ветер, сильный мороз, солнечная зимняя погода и т. д.); закрепить умение классифицировать одежду.
П/ и: «Сильные, ловкие, быстрые»
Цель: познакомить детей с многообразием народных игр, разучить некоторые из них, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
П/и “Ворота”
Цель: познакомить детей с народными играми, научить действовать по правилам.
Индивидуальная работа по развитию речи с Викой Д., Викой Е., Гришей П., закрепить произношение слов с шипящими.
Закаливающие мероприятия Оздоровительная гимнастика после сна. Закаливающие процедуры. Ходьба по массажным коврикам.
Вечер. Прогулка Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
Цель учить детей понимать эмоционально-образное содержание произведения, познакомить с пословицами, (у страха глаза велики, зайцу и пенек – волк); воспитывать внимание к слушанию произведения; отрицательное отношение к трусости.
Социально-экономическое развитие. Д/И «Кто что делает?»
Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.
Цель: учить детей находить себе занятие по интересам, организовывать игровое взаимодействие, развивать навыки свободного общения.
Игры на свежем воздухе.
Индивидуальная работа по обучению грамоте
Д/игра «Угадай и расскажи».
Цель: содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи; развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности.
Индивидуальная работа с группой детей «Формирование основ безопасности»
Беседа «Разогреем самовар»
Цель: продолжать знакомить детей с народными промыслами России, традицией пить чай из самовара, учить проявлять осторожность, внимательность, осмотрительность в разных ситуациях, воспитывать у детей самостоятельность уверенность в себе; развивать умение находить выход из создавшейся ситуации.
ПЯТНИЦА 17 марта
Утро Прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика.
Ознакомление с окружающим миром
Рассматривание иллюстраций с различными видами росписи «Природные мотивы».
Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, учить детей исследовать изделия из природных материалов, самостоятельно делать выводы.
Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала.
Цель: формировать представление о материалах и их свойствах, развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, закрепить знание детей о предметах народного творчества и процессе их изготовления.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
«Из каких материалов делали игрушки наши предки»
Цель: закрепить представление о народной игрушке и русских народных традициях; формировать умение исследовать игрушки и определять материалы, из которых они изготовлены; развивать познавательный интерес; воспитывать уважение к народным мастерам.
Игра средней подвижности п\з. “Удочка”
Цель: развивать быстроту реакции.
«Традиции Россиян»
Цель: Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России; показать, какую роль играет культурно – историческое наследие страны в жизни современных людей. Раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр и др.) для формирования культуры, нравственных качеств русского народа.
ООД Речевое развитие. Развитие речи.
Тема : Чтение былины «Никита Кожемяка»
Цель. : вспомнить с детьми русские народные сказки, познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка», помочь определить сказочные эпизоды в сказке,развивать внимание, воспитывать интерес к народному эпосу.
Автор: Гербова В. В. стр 58
Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы. Экология.
Тема : «Из чего же, из чего же?» (дерево матрёшки, Хохлома; глина Дымка, Филимоново; фарфор – Гжель; металл – Жостово).
Цель: формировать представление детей о красоте природы России; учить детей определять природные материалы, из которых сделаны игрушки; развивать мышление, память; воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.
3. Художественно-эстетическое развитие. Музыка (по плану музыкального руководителя).
Прогулка
Наблюдение за природными явлениями:
«Наблюдение за высотой стояния Солнца»
Цель: закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.
П/и «Чижик»
Цель: учить выполнять действия согласно правилам игры, развивать ловкость, внимательность.
П\и «Ключи»
Цель: развивать способность распределять внимание, ловкость быстроту реакции. Индивидуальная работа по ФЭМП:
«Чего больше?»
Цель: закрепить умение сравнить группы предметов по их количеству.
Вечер. Прогулка Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой, «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома».
Цель: содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи; развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
Беседа «Народная аптека». Беседа о ромашке.
Цель: формировать представление детей о лекарственных растениях, которыми лечили недуги наши предки, закрепить представление о ромашке, как о народном символе России, лекарственном растении, учить находить изображение ромашки в узорах народной росписи.
Д\ И: «Раздели на группы». (гжель, хохлома и т. д.).
Цель: закреплять знания о народных промыслах.
Беседа «Мастера-чистодеревщики», Рассматривание картинок с изображением плотницких инструментов.
Цель: познакомить детей с искусством деревянной архитектуры, познакомить детей с бытом русской избы и традициями русского народа. Формировать представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.
Работа с родителями
Оформление выставки рисунков и поделок «Промыслы нашего народа», «Книжки-малышки» (потешки, сказки, былины)