Екатерина Шуклина
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий
тематической утренней гимнастики
для детей старшего дошкольного возраста
«Дорожные знаки»
Цель: способствовать оздоровлению детского организма через организацию тематических утренних гимнастик.
Образовательные области: физическое развитие, познавательное развитие.
Важность работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма стоит, пожалуй, наравне с работой по оздоровлению детского организма. Ведь как нездоровый образ жизни, так и не знание основ безопасного поведения на дороге может повлечь за собой непоправимые последствия для детского здоровья.
Публикация «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов - детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьёзные трудности и опасности, и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому для обучения правилам дорожного движения необходимо учитывать возрастные особенности, а, следовательно, осуществлять подбор видов деятельности детей, учёт детских интересов. Тем самым обеспечивая доступность материала пониманию дошкольника.
Известно, что дети дошкольного возраста быстрее и качественнее усваивают новую информацию через присущие им виды деятельности. Учитывая возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста, осваивать новый материал предпочтительнее через игровую и двигательную деятельность.
Утренняя гимнастика является видом двигательной деятельности детей в котором педагог может реализовать не только задачи по физическому развитию и оздоровлению детей, но и, включив, определённую тему в ход деятельности, закрепить знания детей. Подобного рода зарядки носят характер тематической.
В старшем дошкольном возрасте дети хорошо владеют основными видами движений, они способны самостоятельно выполнять задания по указанию педагога. Приемы проведения утренней гимнастики усложняются. Имитационные упражнения включаются редко, чаще используется наглядность.
Движения становятся более координированными и точными, развиваются мелкие движения пальцев рук и кисти, произвольные память и внимание, наблюдательность. Все это создает условия для осознанного качественного выполнения упражнений, в большей мере самостоятельно, по словесному указанию взрослого. Что позволяет вносить в процесс утренней гимнастики приёмы игрового, соревновательного характера, во время которых происходит закрепление определённого материала.
Тематическая утренняя гимнастика предполагает развитие наряду с физическими качествами и умственные качества.
В тематической гимнастике с использованием знания правил дорожного движения развиваются: память, внимание, слуховое и зрительное восприятие, речь, мышление. При предъявлении знака дети должны узнать и назвать его, а далее воспроизвести действия, которые проговорил педагог.
Кроме этого данный вид деятельности обеспечит преемственность между работой воспитателя и инструктора по физической культуре.
Методические рекомендации
1. Тематическая утренняя гимнастика проводится в точно установленное по режиму время, дети занимаются в облегченной одежде, не стесняющей движения и дыхание.
2. Подбор упражнений и продолжительность гимнастики определяется Образовательной программой с учетом возрастных особенностей.
3. Упражнения, включаемые в утреннюю гимнастику, разучиваются предварительно на физкультурных занятиях.
4. Для детей старшего дошкольного возраста педагог задает темп выполнения упражнений, но при этом отслеживает правильность дыхания через нос, осуществляет контроль за осанкой.
5. На утренней гимнастике не происходит обучение движениям, поэтому не нужны предварительные объяснения и показ упражнений педагогом.
6. В старшем дошкольном возрасте педагог кратко называет упражнение, дает команду к исходному положению. Педагог наблюдает за детьми, регулирует их темп выполнения и помогает краткими указаниями.
7. От детей старшего дошкольного возраста необходимо требовать качественного выполнения упражнений.
8. В старшем дошкольном возрасте упражнения необходимо проводить из разных исходных положений - стоя на коленях (на колене, сидя, лежа на спине и животе, с разным исходным положением рук и ног.
9. Упражнения показываются в зеркальном отражении.
10. В старшем возрасте выполнение гимнастики должно быть по слову, запоминать и воспроизводить самостоятельно в правильной последовательности, действовать энергично, сообразуясь со своими возможностями.
11. Организация тематической утренней гимнастики предполагает использование как физкультурного пособия, так и наглядного демонстрационного материала в соответствии с тематикой зарядки. В старшем дошкольном возрасте необходимы способы раздачи пособий, а так же более сложное оборудование (скакалки, гимнастические палки, обручи большего диаметра, набивные мячи весом 0,5 кг).
12. Комплекс упражнений направлен на развитие групп мышц: мышц плечевого пояса и рук, мышц туловища и ног. Выполнение упражнений следует выполнять последовательно и систематически.
13. Проведение тематической утренней гимнастики предполагает наличие у детей знания правил дорожного движения и достаточный двигательный опыт. Благодаря чему дети называют знак и выполняют упражнения по словесному описанию.
14. Соблюдение гигиенических условий. Утренняя гимнастика предполагает оздоровительные и закаливающие мероприятия. Поэтому очень важен при выполнении гимнастики доступ свежего воздуха и наличие спортивной формы у детей.
Оздоровительное направление решается вследствие учета дозировки упражнений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями: не перегружая организм, поддерживать мышцы в тонусе. Оздоровлению детей способствует закаливающие воздействие на организм свежим воздухом.
Подобранные к гимнастике картинки-знаки способствуют закреплению правил дорожного движения, а выполняемые упражнения закрепят данные знаки и их обозначения в двигательном опыте детей. Что в дальнейшем обеспечит качественное и долговременное запоминание правил дорожного движения.
Тематическая утренняя гимнастика по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста носит нетрадиционных характер, но, так, же как и традиционная состоит из 3 частей:
-вводная часть (отрабатываются различные виды ходьбы и бега, упражнение на внимание, на профилактику плоскостопия, формирования правильной осанки, подготовка мышечного корсета и всего организма к двигательной активности);
-основная часть (отрабатывается техника выполнения общеразвивающих упражнений. Комплекс общеразвивающих упражнений предполагает последовательное выполнение упражнений на группы мышц: плечевого пояса и рук, мышцы туловища и ног. Возможно выполнение самомассажа, пальчиковых гимнастик);
-заключительная часть (основная задача заключительной части - восстановление организма после двигательной активности через различные виды ходьбы и бега и дыхательных и релаксационных упражнений, анализ деятельности детей во время гимнастики).
Педагог показывает детям знак, но не проговаривает его название. Дети называют знак, а педагог предлагает действие. Как при выполнении основных движений (ходьба, бег, прыжки, как и при выполнении общеразвивающих упражнений ( упражнения на группы мышц: плечевого пояса и рук, мышц туловища и ног) и релаксационных упражнений знак предъявляется на каждое отдельно взятое упражнение. На каждую группу мышц подобраны упражнения в соответствии с предъявленным знаком.