Тематический досуг «Сказка про звук [Р]. Автоматизация звука [Р] в речи»

Татьяна Милишникова
Тематический досуг «Сказка про звук [Р]. Автоматизация звука [Р] в речи»

Тема: «Сказка про звук «Р». Автоматизация звука Р в речи».

Тематический досуг совместно с родителями (подготовительная к школе группа)

Занятие разработала и провела

учитель-логопед МилишниковаТ. В

высшая квалификационная категория.

Тема: Автоматизация звука Р в речи.

Задачи (для детей)

Автоматизировать произношение звука Р изолировано, в слогах, словах и предложениях.

• Развивать навык деления слов на слоги.

• Расширять словарный запас путем словообразования, подбора синонимов, антонимов.

• Развивать слухоречевое внимание, фонематическое восприятие.

• Развивать речевую активность и навыка самоконтроля над правильным произношением звука Р.

• Воспитание культуры взаимоотношений, формирование навыков речевого общения.

Задачи (для родителей)

• Научить родителей в условиях постоянной нехватки свободного времени педагогически грамотно заниматься с детьми дома. Познакомить с разнообразными практическими материалами в виде игр, заданий, упражнений.

• Познакомить родителей с приёмами логопедической работы по автоматизации звука Р.

Оборудование и материалы:

конверты с рисунками «Утро», «День», «Вечер», «Ночь» Предметные картинки и игрушки по темам, резиновые, деревянные, пластмассовые игрушки (со звуком Р, мешок для игрушек, мяч, раскраски (для подарка, игра «Танграм» по количеству детей.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети под музыку заходят в зал. Встают полукругом.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Посмотрите сколько у нас на занятии гостей. Давайте так поздороваемся, чтобы у всех стало хорошим настроение.Дети: Добрый вечер! Здравствуйте! Мы рады вас видеть! Добро пожаловать!

Садятся на стульчики

2. Сообщение темы, постановка цели.

Логопед: Ребята, а какой звук часто встречался во всех ваших приветствиях? Молодцы, догадались! Это Р. Сегодня мы здесь собрались, чтобы потренироваться в произношении звука Р и будем делать это весело и интересно.

Основная часть.

3. Развитие внимания к обращенной речи.

Я хочу открыть вам один секрет: не только вы хотите со звуком Р подружиться, но и он мечтает найти новых друзей. Откуда я это узнала? А вот, послушайте.

Логопед: Сказка про звук Р.

В город Звукограде жил - поживал звук Р.

Любил он прыгать, кувыркаться.

В мяч играть, соревноваться.

И петь любил и рисовать,

Любил считать, читать, писать.

Сам- то звук был резвый, бодрый, добрый. Но когда он начинал петь, малыши в городе его боялись. Почему? Думали, раз рычит - злой, укусить хочет. Дружить с ним никто не хотел. А когда с тобой не дружат, характер-то портится, становишься сердитым.Но однажды Р придумал другую песенку: Не буду рычать, как тигр, а буду петь, как моторчик «Р-Р-Р» машины ребятам нравятся. Вышел из дома и запел свою новую песенку. Всем детям понравилась эта интересная звонкая песенка, и они стали ему подпевать. Она не сразу у всех получалась. Трудная оказалась «песенка моторчика». Тогда Звук Р придумал, как можно играя, тренировать язычок, чтобы «песенка моторчика» получалась. Малышам стали играть со звуком Р и подружились с ним. И звука Р в этом городе уже никто не боится. Наоборот, все хотят подружиться с ним, чтобы быстрее выучить его задорную песенку. А он всегда рад новым друзьям.

4. Автоматизация изолированного звука Р и в словах.

Логопед: По моей просьбе звук Р прислал игры для вас.

Хотите поиграть в них?

Давайте и родителей позовем! Вместе играть веселее. А дома игры можно повторить.

Логопед: Давайте, ребята,скажем: Тай-тай, налетай, Кто со звуком Р играй?

Дети хором произносят закличку. Родители выходят на середину зала, к детям и логопеду. Соединив руки, выставленные вперед, хором произносят слова девиза.

Логопед:Дружно скажем наш девиз:

ГОВОРИМ ВСЕГДА КРАСИВО, ЧИСТО И НЕТОРОПЛИВО.

Логопед: Итак, вперед к интересным заданиям, трудным испытаниям, шуткам и веселью, хорошему настроению!

Все занимают свои места.

5. Актуализация знаний.Логопед: А вот и конверты с играми.

(На конвертах заголовки-картинки: Утро, день, вечер, ночь. Выставить конверты на доске.

Логопед: Только помогите узнать в какой последовательности нам нужно открывать эти конверты.

Дети определяют последовательность частей суток

Логопед: А теперь посоветуйтесь с мамами, как все это можно назвать одним словом.

Дети: СУТКИ

Логопед: В названии какой части суток есть звук Р?

Дети: Утро, Вечер.

Логопед: Открываем Конверт «УТРО».

КАРТОЧКА № 1

Эй, ребята, по утру

Прогоняйте-ка хандру.

Язычок ваш для порядка

Делает пускай зарядку.

Дети с родителями выполняют упражнения под речевое сопровождение. 6. Артикуляционная гимнастика.

Словно щеткой, язычком Открывают рот, гладят верхние,

чистить зубы мы начнем. затем нижние зубы в горизонтальном

Лижем с нёба сладкий мед и вертикальном направлениях.

язычком назад - вперед. Гладят языком нёбо.

Язычок не опускаем, Рот держат открытым.

Кверху сильно прижимаем. Присасывают язык к нёбу.

ТРА-ТРА-ТРА -В детский сад спешить пора.

КАРТОЧКА № 2

Логопед: Кто пешком, кого везут

Игры эти не забудь.

7. Развитие фонематических представлений

Игра «Кто больше назовет»

Логопед: Вы, ребята не зевайте –

Транспорт вы со звуком Р

Скорее называйте.

8. Динамическая пауза. Дети (вместе с родителями):

Логопед: Мы поедем на чем?

(метро,маршрутке,трамвае,троллейбусе,грузовике,электричке,трамвае)

Логопед: Как поедем? РРРРР

Дети,родители: (крутят воображаемый руль)

Мы поплывем на чем?

Дети,родители: (катере, корабле, пароходе. (качаются)

Как поплывем? РРРРР

Дети,родители: (плавно перенося вес с одной ноги на другую)

Мы полетим на (вертолете, на воздушном шаре).

Как полетим (кружатся, подняв руки вверх)

9. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Пассажиры, занимайте свои места.

Игра «Внимательные ушки»

Логопед: Пока в пути, в окно смотри,

И слушай Р внимательно

В моих словах «мотор» поймай,

И хлопай ты старательно.

Слова для игры:

РАНЕЦ, НОГА, РУКА, ДВОР ДОМ, ВРАЧ ДОТ, РОТ, РОЗА, КОЗА, РАМА, МАМА.

10. Развитие зрительно-пространственного восприятия, мышления. Развитие навыка словоизменения.

Логопед: Остановка. Выходите.

В детский садик заходите.

Вот и новая игра, взрослые и дети.

Поскорее почините вы игрушки эти.

Игра «Забавные игрушки»

Из частей разрезного квадрата дети и родители составляют фигуры по образцу на картинке. Гараж. Парусник. Жираф. Ракета.

Логопед: Какие игрушки вы починили?

Дети: Гараж. Кораблик. Жирафа. Ракету.

Логопед: Есть ли в названиях этих фигур «песенка моторчика»?

Дети отвечают.

Вот и наступил день.

Логопед: Конверт № 2. «ДЕНЬ». Открываем.

Детский сад - ваш дом второй,

Целый день проходит в нем.

КАРТОЧКА 2.1

Логопед: На занятия шагайте,

И игрушки выбирайте,

Ты достань не что попало,

Только то, что я назвала.

11. Автоматизация звука Р в словосочетаниях. Развитие тактильных ощущений.

Игра «Чудесный мешочек»

Логопед: Ребята, вот мешок с игрушками. Одни игрушки из резины. Они какие?

Дети: Игрушки из резины - резиновые

Логопед: Другие игрушки из дерева. Они какие?

Дети: Игрушки из дерева - деревянные.

Логопед: Есть ли звук Р в этих словах?

Дети и родители достают по заданию то деревянную,то резиновую игрушку и называют словосочетание:

-У меня резиновый поросенок.

-У меня деревянная матрешка.

-У меня резиновый дракон.

-У меня деревянный жираф.

Логопед: А какие игрушки остались в мешке?

Дети,родители: Пластмассовые.

Логопед: Почему мы их не стали брать?

Дети: В слове пластмассовый нет Р.

12. Автоматизация звука Р в словах. Развитие навыков слогового анализа.

Карточка 2.2.

Логопед: На прогулке поиграйте,

И друзей всех собирайте!

Проходим на площадку.

Игра «Подели на слоги»

Разделить слова на слоги

Вам сейчас помогут ноги.

Слово громко пропевай,

Вперед прыгай, не зевай.

Слог последний назовешь

Игрушке место ты найдешь.

На полу дорожка из 4 обручей. Дети делят слово (название своей игрушки) на слоги и прыгают по дорожке. Игрушку оставляют в том обруче, где был последний слог этого слова.

Логопед: Молодцы! Хорошо играли. Все игрушки расставили правильно. Возвращаемся в сад и садимся на свои места.

13. Расширение словарного запаса.

.Логопед: Перед обедом и временем сна

Полезна, ребята,такая игра:

Слушай слова и мячик поймай,

Наоборот те слова называй.

Логопед: КАРТОЧКА 2.3 Игра «Скажи, кот, все наоборот»

Логопед: Друг нужен какой?

- Плохой? (логопед говорит слово и бросает мяч ребенку)

-Нет, хороший! (ребенок говорит слово - антоним и бросает мяч обратно логопеду).

Слова для игры: плохой – хороший, сердитый – добрый, трусливый – храбрый, грустный – радостный, ленивый – трудолюбивый, жадный – щедрый, неряшливый – аккуратный, чужой - родной, глупый – умный, слабый – сильный.

Логопед: Пусть, ребята, у вас будут такие друзья как говорили вы, а не я.Логопед: Конверт 3 «Вечер». Открываем

После обеда и сладкого сна

Вечер настал уж, и мама пришла.

Ты по дороге домой не скучай:

С мамой ты в эту игру поиграй.

КАРТОЧКА 3.1

14. Автоматизация звука Р в предложении.

Логопед: Ребята,повторите за мной скороговорку:

ТРОЕ ТРУБАЧЕЙ ТРУБИЛИ В ТРУБЫ.

А теперь пусть скажут родители. Но им нужно повторить скороговорку как герои сказки «Буратино». А мы попробуем догадаться, какой герой говорит скороговорку. Родители выбирают конверт, на котором написано имя героя из сказки «Буратино» (Карабас-Барабас (сердито, Пьеро (печально, нараспев, Буратино (весело, бодро, Лиса-Алиса (хитро)

15. Инсценировка стихотворения.

Логопед: Наступил поздний вечер. Пора готовиться ко сну.

Конверт № 4 «Ночь». КАРТОЧКА 4.1.

Логопед:

А вот на ночь вам, детишки,

Мамы пусть читают книжки.

Сказка на ночь. Загадка.

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья - хрипловатая,

Известная персона.

Кто она? (ворона)

Инсценировка стихотворения В. Орлова «Ворона» (родители)

«Кра, - кричит ворона. Кража!

Караул! Грабеж! Пропажа!

Вор прокрался утром рано,

Грош украл он из кармана.

Карандаш,

Картонку,

Пробку и

Красивую коробку!»

Стой, ворона, не кричи!

Не кричи ты, помолчи.

Жить не можешь без обмана,

У тебя ведь нет кармана!

Как! - промолвила ворона и моргнула удивленно.

Что ж вы раньше не сказали!

Караул! Карман украли!

Логопед: - Что потеряла ВОРОНА?

Дети: Ворона потеряла …

16. Итог. Карточка № 4.2.

Логопед: Вы ребята хоть куда.

Потрудились на УРА

Вот в подарок вам раскраски,

Найдите с моим звуком краски.

И для ваших пап и мам

Памятки я передам.

Логопед раздает подарки.

Логопед: Скажите, а вам понравилось играть со звуком Р? Подружимся с ним?Так ему и ответим в письме : " Добро пожаловать, звук Р! Звучи красиво в нашей речи! В подарок мы тебе споем сейчас о дружбе эту песню". Дети и родители поют песню «Настоящий друг» (Слова:Михаил Пляцковский Музыка: Борис Савельев). и под музыку выходят из зала.

Публикации по теме:

Автоматизация звука Б и Б’ в слогах. Работа осуществляется по презентации. 1слайд: Автоматизация звука Б и Б’ в слогах. 3слайд: Артикуляция звука [Б]: Изначально губы смыкаются.

Автоматизация звука [Л] и [Л’] в слогах Работа осуществляется по презентации. 1слайд: Автоматизация звука Л и Л’ в слогах. 2слайд: Артикуляционная гимнастика: часики, чистим.

Автоматизация звука [Р] Лексическая тема: «Сад и огород» Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях. Цель: автоматизация звука Р на речевом материале.

Конспект занятия «Автоматизация звука [Р]» Тема: Автоматизация звука «Р». Цель: Закрепить произношение звука «р» в слогах, словах, речевом потоке; формирование фонематического слуха,.

Автоматизация звука Р и Р’ в слогах. Работа осуществляется по презентации. 1слайд: Автоматизация звука Р и Р’ в слогах. 2слайд: Артикуляция звука [P]:Положение губ зависит.

Игра-презентация «Автоматизация звука [С] в словах» Задачи: упражнять в правильном произнесении звука "с" в словах; закреплять умение определять наличие места звука в "с" в словах; развивать.

Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словахДидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словах При работе с детьми среднего и старшего возраста, к сожалению часто воспитатели сталкиваются с проблемой того, что дети плохо или не отчетливо.

Физкультурный досуг для детей младшей группы «Сказка про лень» Сказка про лень Физкультурный досуг (младшая группа) Задачи: - закреплять навык перешагивания через рейки, удерживая равновесие, - развивать.

Конспект индивидуального занятия Автоматизация звука [р] в связной речи Цель: автоматизировать звук [р] в связной речи. Задачи: Коррекционно - обучающие: - выработать правильный артикуляционный уклад при произношении.

Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука Л в слогах, словах и фразовой речи. «Морское путешествие». Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука Л в слогах, словах и фразовой речи. «Морское путешествие». Цель: Автоматизировать звук [Л].

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Тематический досуг «Сказка про звук [Р]. Автоматизация звука [Р] в речи»
Опубликовано: 22 октября 2017 в 23:46
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 января. День Австралии

Официальный национальный праздник Австралии отмечается ежегодно 26 января. Это день высадки британского флота у берегов Зеленого континента в 1788 году.  Австралийцы очень любят этот праздник — по всей...

26 января. День рождения первой карты России

497 лет тому назад, 26 января 1525 года, была создана первая в истории печатная карта нашей страны – «карта Московских земель». Сделали её по «Писцовой карте России», которую составил, по итогам своих...


Горячие темочки