Ирина Константиновна Соболева
Тематический проект «Защитники Отечества»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей отчизны.
Рассказывая дошкольникам о родной земле ее природе, населяющих ее людях, мы затрагиваем тему защиты Отечества.
Ибо родная земля и накормит и напоит, и удивит своей красотой человека. Вот только защитить сама себя она не может. Поэтому, защита родной земли – обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.
Публикация «Тематический проект „Защитники Отечества“» размещена в разделах
- День защитника Отечества. 23 февраля
- День защитника. Проекты, планы к 23 февраля
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Приобщая детей к лучшим образцам народного творчества патриотической направленности, к традициям российского народа – в частности, празднованию Дня Защитника Отечества, педагоги в содружестве с родителями формируют эмоционально – волевую и мотивационную сферу детской деятельности.
Цель проекта:
Формирование и развитие личности дошкольника, обладающей качествами гражданина, патриота.
Объект проекта:
Личностная позиция ребенка – дошкольника.
Гипотеза:
Если в ходе обучения, совместного творчества знания ребенка о солдате, воине, защитнике станут внутренним личностным знанием ребенка, войдут в систему его внутренних ценностей, то изменится и поведение ребенка, его вера в себя и свои силы.
Задачи проекта:
1. Расширять кругозор детей, приобщать к лучшим образцам народного, литературного творчества героико – патриотического содержания.
2. На примере подвигов героев, богатырей раскрыть черты национального характера, прививать нравственные ценности, дать представление о храбрости и верности, добре и зле, красоте внешней и внутренней, внушать уверенность в торжество правды и справедливости.
3. Способствовать физическому развитию дошкольников, их оздоровлению, приобретению волевых, бойцовских качеств личности (умению одерживать победу над собой, своим нежеланием, капризом)
4. Развивать интеллект ребенка, формировать образно – наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимопомощи и выручки с взрослыми и сверстниками.
5. На примере ближнего социального окружения познакомить детей дошкольников с окружающим миром помочь им осознать свое место в нем, вдохновить их на служение близким, на честность, правдивость.
Содержание проекта
I этап: Организационный.
1. Определение целей, форм и методов работы с детьми и родителями.
2. Подбор методической и художественной литературы по теме, иллюстративного и демонстрационного материала.
3. Разработка комплексов тематических утренних гимнастик («Моряки», «Летчики», «Пехотинцы», апробация с детьми.
4. Создание ситуаций, провоцирующих детей на взаимопомощь, выручку, проявление смелости, решительности.
5. Налаживание деловых связей с социо - культурными объектами (МБУ «Музей освоения и развития г. Норильска», воинская часть при норильском гарнизоне)
6. Создание копилки развивающих, дидактических игр, упражнений для познавательных, интегрированных занятий по теме «Защитники отчизны», коллекции солдатиков разных родов войск и различных государств.
II этап: Практический
Игровая деятельность: Сюжетно - ролевые игры «Моряки», «Пограничники», «Богатыри». Игры - драматизации по произведениям «Стойкий оловянный солдатик» Андерсена, «Сказка о барабане» Могилевской, «Сестра» Кассиля.
Настольные игры: «Шашки», подвижные игры.
Социальное развитие: Выпуск семейной газеты «Как мой папа (дедушка) был солдатом» по рассказам взрослым.
Развлечение «Встреча с солдатами гарнизона» (соревнования с ними, беседа, знакомство с распорядком дня, кодексом чести солдата)
Речь и речевое общение: Совместное участие детей и родителей в литературной гостиной (конкурс стихов, пословиц, поговорок о родине и ее защитниках).
Беседы о богатырях, командующих Суворове, Кутузове, Ушакове, пионерах - героях.
Речевые игры: «Скажи иначе» (Воин – боец –солдат-командир, «Подбери нужное слово» (бесстрашный, героический, мужественный, «Обозначь профессию» (танкист, парашютист, ракетчик, разведчик).
Познавательное развитие
Мир, в котором мы живем: Классификация воинов по историческим, географическим признакам (богатыри, рыцари, гренадеры, гусары и. т. п). Составление рукотворного альбома «Военная техника»
Разработка маршрута движения войск, морских эскадр.
Природа: Опытным путем определять цвет маскировки солдатской формы (на белом снеге, на коричневой земле, на зеленой траве)
Начала грамоты, Математика:Составление письма солдатам. Штриховка «Доспехи воина». Сравнение амуниции богатыря и солдата (Шлем-каска, кольчуга-бронежилет, боевой конь-броневик). Дидактическая игра «Найди отличия»
Конструирование: Макетирование «Военная техника», плоскостное моделирование «Доспехи воина», конструирование «Шлем богатыря», «Пилотка солдата». Строительные игры «Сторожевые башни», «Военная крепость», «Переправа», «Оборонительные редуты»
Эстетическое развитие
Художественная литература:Пословицы и поговорки о защитниках родины.
Чтение сказок, былин, стихов об армии, героях.
Заучивание стихов о смелых бесстрашных воинах.
Просмотр мультфильма «Алеша Попович»
ИЗО и дизайн: Рисование «Воины древней Руси», «Военная техника», «Доспехи русского воина», «Боевые знамена и стяги».
Лепка «Солдат на посту», «Снаряди богатыря».
Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».
Создание костюмов былинных богатырей с использованием их на музыкальных и спортивных развлечениях. Создание коллекций игрушек – воинов.
Физическое развитие: Здоровье Межсемейные соревнования «Мы защитники земли русской», «В здоровом теле здоровый дух», «Богатыри земли русской».
Подвижные игры «Кольцеброс», «Попади в мишень» и др.
III Этап Обобщающий
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Выставки солдатиков разных родов войск
и разных государств
Воспитатель в группе привлекает внимание детей к шкатулке
Шкатулка – это шкатулка для всяких разных штук,
Она побольше коробка, но меньше чем сундук.
Быть может там сокровища несметные лежат,
А может быть в шкатулочке закрыт пиратский клад
Наверно, что- то важное в шкатулочке лежит
А если потрясти ее, то что -то в ней гремит!
(Шкатулка открывается, дети обнаруживают фигурку оловянного солдатика)
- Дети попробуем оживить нашу игрушку: раз, два, три солдатик оживи! (Стук в дверь, входит ребенок, одетый в форму оловянного солдатика)
Кто в игрушках самый главный?
Я – солдатик оловянный!
Я не плачу, не горюю,
Днем и ночью марширую.
А еще могу стрелять
Из ружья и пушки,
Если кто-нибудь ломать
Вздумает игрушки!
Приглашаю всех ребят
Я на выставку солдат!
(Дети переходят в театральную гостиную)
Воспитатель: Оловянный солдатик пригласил нас на выставку своих собратьев, давайте все вместе подойдем к первой стойке и внимательно посмотрим. Что здесь за воины собрались и почему они стоят толпой?
Много лет войска не знали строя – одна вооруженная толпа налетала на другую и начинался бой. Но в Древней Греции было небольшое государство – Спарта. Его жители – Спартанцы были смелы, сильны и умны. Именно они придумали строится в шеренги, колонны, когда воины стояли плотно друг к другу, как стена. Вот, посмотрите, как солдатики выстроились в шеренги и колонны.
Самые первые российские защитники – богатыри! Посмотрите на первую шеренгу богатырей. Плечо к плечу, выставив острые длинные копья вперед, стоят непоколебимые воины. Напасть на такую шеренгу было почти невозможно – противник натыкался на острые длинные копья. Воюй не числом, а умением – вот первое правило воина.
За ними лучники. Это воины, которые умели метко и далеко стрелять из лука. Каждая стрела имела острый наконечник, который мог ранить или убить воина. Как же можно было защититься от стрел? Верно, шлем и кольчуга, металлические пластины – латы, шит – все это спасало воина от стрел, ударов копья или меча. Все эти орудия были нелегкими, кто мог носить такое снаряжение? Правильно только сильный человек. Значит, второе правило воина – быть сильным.
А вот и загадка:
Три защитника, три брата,
три богатыря.
«Русь на воинов богата»,-
Говорят не зря
Меч и лук, копье, булава,
Щит и верный конь.
Э, коварный хитрый враг
Нашу Русь не тронь!
Знаете ли вы имена трех знаменитых богатырей? Верно: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Но были у них у всех еще верные друзья, их кони:
Богатырский конь, дружище!
Лучше друга ты не сыщешь
Подойди, за гриву тронь
Он как ласточка мой конь!
Сядь верхом - помчит стрелой,
Случай был со мной такой:
Я скакал на нем домой.
Под дождем он проскочил,
И хвоста не замочил.
У него прыжок на славу,
У него такой прыжок,
Он скакать через канаву
может вдоль и поперек!
А вот и третья шеренга русских богатырей – конница. Почему богатыри считали коня своим другом? Верно, конь часто спасал богатырей от гибели, выносил раненых с поля битвы. Но и воин заботился о своем друге: кормил коня, поил. Кто смел, тот на коня сел. Третье солдатское правило будь смелым.
Переходим к четвертой колонне солдат:
Построились в ряд
Стоят и молчат,
Какой у них гордый,
Презрительный взгляд
У этих фашистских солдат!
Однажды в нашу страну пришла война, летней ночью на рассвете, когда мирно спали дети, Гитлер дал войскам приказ – разгромить, растоптать, сжечь наши города и деревни!
Это случилось давно. Папы и мамы еще не успели родиться, а дедушки и бабушки были тогда не старые, а молодые. Так вот, когда дедушки и бабушки были молодыми, напали на нашу страну свирепые враги фашисты. Однажды ночью они подкрались к границе и вбежали в нашу страну, размахивая своими автоматами и пистолетами. У фашистов было много танков, пушек, самолетов. Они надеялись что дедушки и бабушки, сразу испугаются, заплачут и сдадутся в плен. Но дедушки не испугались, надели пилотки с красными звездами, взяли оружие и стали драться с врагами. Бабушки тоже не испугались. Одни пошли на заводы делать снаряды и патроны, другие взяли санитарные сумки с бинтами и лекарствами, чтобы лечить раненных дедушек. Четвертое правило солдата – не сдаваться, самому погибать, а родину защищать.
Долго продолжалась война, целых 4 года, много воинов российских погибло, но война кончилась. Дедушки вернулись с победой и бабушки встречали их с весенними цветами. Каждый год 9го мая мы все празднуем день победы, а 23го февраля – День Защитника отечества.
Здесь на выставке солдатиков – ряды героев и воинов, которые победили врагов, не отдали им нашу прекрасную землю, наши речки и улицы, наши деревья и цветы, наших бабочек и птиц, спасибо им за это! Большое спасибо.
А теперь возьмите солдатиков и поиграйте с ними.
МБДОУ «Детский сад №68 «Ладушки» г. Норильск Соболева И. К.