Наталья Канина
Тематическое музыкальное занятие «Лейтмотивы симфонической сказки «Петя и волк»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое музыкальное занятие
«Лейтмотивы симфонической сказки «Петя и волк»
Музыкальный руководитель Канина Наталья Юрьевна. Школа 2045 ДОУ к. 2013.
Цель: воспитать в детях живой интерес к миру музыки; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с некоторыми музыкальными терминами и инструментами.
Задачи:
• Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска, с темами героев сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк».
Публикация «Тематическое музыкальное занятие „Лейтмотивы симфонической сказки „Петя и волк“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
• Развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый, творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
• Воспитание культуры слушания симфонической музыки.
Методы:
• словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);
• метод импровизации (исполнение двигательных импровизаций на темы героев сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк»);
• метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Виды деятельности на занятии:
1. Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.
2. Выполнение творческих заданий (двигательные импровизации).
3. Работа с наглядными пособиями (презентация "Музыкальные инструменты симфонической сказки "Петя и волк" С. С. Прокофьева).
Действующие лица – дети старшей и подготовительной групп. Зрители – дети средней группы.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в нашем музыкальном зале. Глядя на ваши добрые, веселые лица, мне захотелось сделать для вас что – то интересное, удивительное, волшебное. Я решила пригласить в гости сказку. Но не простую, а симфоническую, музыкальную.
Ведущий: С болота, поросшего ряской,
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка,
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под ели,
Тропинка тебя приведет,
Расскажут о Пете и Волке,
скрипки, кларнет и фагот.
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой гобой,
А злого презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные - двери страницы,
В нее поскорей отвори.
Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами поговорим о симфонической сказке «Петя и волк». Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?
Дети: Наверное, ее играет симфонический оркестр.
Музыкальный руководитель: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра.
Фото 1(здесь и ниже фото презентации) портрет С. С. Прокофьева
Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С. С. Прокофьев (11 апреля 1891 – 5 марта 1953) был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Писать музыку Сергей Сергеевич Прокофьев начал, когда ему было 5 с половиной лет. А когда он вырос, и был уже знаменитым композитором, то попал на спектакль центрального детского театра «Сказка о рыбаке и рыбке». Спектакль очень понравился, и руководитель театра Наталья Сац предложила ему написать симфоническую пьесу для детей, чтобы познакомить ребят с музыкальными инструментами. 5 мая 1936 года на сцене ЦДТ состоялась премьера спектакля «Петя и волк».
Фото 2 оркестр
Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке.
Сказка:
В зале стоит домик, рядом деревья. На ковре сидят дети в шапочках цветов. Другие дети – в синих, голубых майках сидят в кружочке – изображают лужу.
Ведущий: Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку. Петя - мальчик смелый, находчивый и добрый. Ходит он легко, даже вприпрыжку. [/i]
Звучит лейтмотив Пети. Выходит мальчик, изображая Петю, садится на ковер рядом с цветами.
На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Всё вокруг спокойно»,- весело закричала она. Птичка – хлопотливая, юркая, вёрткая.
Звучит лейтмотив Птички, выбегает девочка, «летает» по залу, потом садится на стульчик, стоящий рядом с деревом.
Вслед за Петей, переваливаясь с боку на бок, показалась утка. Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитки и решила выкупаться в глубокой луже на лужайке. Утка ходит вперевалку, неуклюже.
Звучит лейтмотив Утки, выходит ребенок, переваливаясь с ноги на ногу проходит по залу, заходит в центр кружочка – лужи.
Птичка слетает к утке. Утка начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей? Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет.
Утка и птичка изображают спор, утка в центре круга, птичка снаружи. Звучит музыкальный отрывок спора.
Вдруг Петя насторожился. Он заметил, что по траве крадётся кошка. Кошка подумала: «Птичка занята спором? Сейчас я её сцапаю». И неслышно, на бархатных лапках подбиралась к ней. «Берегись!» – крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины свей лужи, сердито закрякала на кошку.
Дети под музыку изображают ситуацию.
Вышел дедушка. Он сердился, Что Петя ушёл за калитку. Места опасные. Если из лесу придёт волк, что тогда? Дедушка взял Петю за руку, увёл домой и крепко запер калитку.
Звучит лейтмотив дедушки. Из домика выходит ребенок в костюме дедушки. Петя сопротивляется, но уходит следом за дедушкой в домик.
И действительно, не успели Петя с дедушкой уйти, как из лесу показался огромный серый волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает её и проглатывает.
Под лейтмотив волка и сцену погони дети изображают ситуацию. Волк гоняется за уткой вокруг «лужи». Утка убегает. Волк поглаживает живот и садится на ковер, спиной к дереву и домику.
Петя перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка,
Звучит музыкальный отрывок, Петя выходит из домика и шепчется с птичкой.
и, когда тот пытается её поймать, накидывает волку на хвост петлю.
Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.
Под музыку дети изображают ситуацию.
Из леса выходят Охотники. Они давно следили за Волком.
Звучит лейтмотив охотников. Три мальчика в костюмах шагают к другим героям. Все выстраиваются в колонну, согласно тексту сказки.
Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Впереди идёт Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а позади идет дедушка, продолжающий ворчать и кошка. Слышно тихое кряканье: это подаёт голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил её живьём.
Звучит победное шествие. Колонна проходит круг по залу и останавливается на поклон. Позади колонны встают дети – «цветы» и «лужа».
По окончании сказки все герои садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель: У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т. е. тембром.
Давайте остановимся на каждой теме поподробнее.
Фото 3 струнные смычковые
Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник. Тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Звучит тема Пети
Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Дедушка сердитый, строгий.
Фото 4 фагот
Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот. Давайте, ребята, определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?
Звучит тема дедушки
Дети: Сердитый, ворчливый, густой, низкий.
Музыкальный руководитель: Дедушка сердится на Петю. В мелодии слышно как он ходит и ругает его.
Звучит музыкальная тема птички.
Фото 5 флейта
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема?
Дети: Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
Музыкальный руководитель: Тему птички исполняет флейта. Флейта – деревянный духовой инструмент.
Фото 6 гобой
Следующий музыкальный инструмент в сказке – гобой. Тембр у него спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий. Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов и в сказке с его помощью создается образ уточки. Звучит тема утки.
Фото 7 кларнет
Тему Кошки исполняет инструмент кларнет. Тембр у кларнета низкий, бархатный, мягкий, спокойный. Кларнет – тоже деревянный духовой инструмент. Звучит тема кошки.
Фото 8 валторна
Волка Сергей Сергеевич Прокофьев поручил изобразить трем валторнам. Если три валторны рявкнут какой-нибудь аккорд, то получается звучание, вполне напоминающее рычание волка. Звучит тема волка.
Фото 9 литавры
Это литавры. Они помогли нам услышать выстрелы охотников. Звучит тема охотников.
Ребята, сегодня мы много говорим о героях сказки «Петя и волк». Мы слушали музыкальные портреты этих персонажей, смотрели сказку, а теперь я попрошу вас передать в двигательных этюдах характерные особенности каждого из персонажей. А поможет нам опять волшебство музыки.
Пластическая импровизация
Под каждую из музыкальных тем дети выполняют двигательные импровизации, стараясь передать в танце пластику, мимику и характерные черты, присущие тому или иному персонажу.
Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»?
Дети: Да.
Музыкальный руководитель: А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная?
Дети: Нет!
Музыкальный руководитель: Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами. Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь, и она вам подарит еще много незабываемых встреч с прекрасным.