Получи документы

Тематическое планирование наблюдений (к опыту работы Обогащение знаний о сезонных явлениях посредством наблюдений в природе)

наталья витальевна зашихина
Тематическое планирование наблюдений (к опыту работы Обогащение знаний о сезонных явлениях посредством наблюдений в природе)
▼ Скачать + Заказать документы

Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К. Е. Тимирязев

ОСЕНЬ СЕНТЯБРЬ

Задачи наблюдений

1. Формировать представления о первых осенних изменениях в неживой природе : понижение температуры воздуха; стало больше пасмурных и дождливых дней, солнце появляется реже, небо низкое серое; в живой природе : листья меняют окраску, некоторые птицы улетают на юг, потому что исчезают насекомые.

Публикация «Тематическое планирование наблюдений (к опыту работы Обогащение знаний о сезонных явлениях посредством наблюдений в природе)» размещена в разделах

2. Развивать умения сравнивать, выделять общие и отличительные признаки и обобщать, устанавливать причинно-следственные и временные связи.

3. Воспитывать познавательный интерес к насекомым, развивать наблюдательность и желание общаться с природой.

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси, гуси…», «Воробьи и кошка», «Зайцы и волк» и др.

Объекты наблюдений

растительность

Наблюдения за деревьями и кустарниками. Обратить внимание на то, что цвет листьев на деревьях и кустарниках постепенно меняется: береза желтеет, клен краснеет, а дуб и тополь пока остаются зелеными. Сравнить кустарники шиповника и сирени: сирень еще зеленая, а шиповник желтеет. Подвести детей к выводу о том, что деревья и кустарники постепенно готовятся к зиме.

Рассмотреть растения на клумбе, вспомнить, какие растения цвели летом. Уточнить с детьми, почему цветущих растений почти не стало. Привлечь детей к сбору семян в цветнике, научить их делать это аккуратно, не сминая стебли.

животный мир и люди

Наблюдения за пауками и насекомыми. Предложить ребятам поискать насекомых и сделать вывод о том, что насекомых стало мало. В солнечный день обратить внимание на паутину. Понаблюдать с детьми за паучком. Объяснить детям, что паучок свернется под засохшим листом и проспит всю зиму. Рассказать, что пауки полезны, они уничтожают мух — разносчиков болезней.

Наблюдения за птицами. Прислушаться на прогулке к голосам птиц. Их не слышно. Вспомнить летние наблюдения за птицами, как они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались: кто под кору дерева, кто в землю, кто в засохшую листву. Птицам нечего есть, они улетают на юг, где тепло и много корма.

Труд в природе.

Уборка опавших листьев, пересадка цветущих растений.

неживая природа

Состояние погоды (солнечная, пасмурная, дождливая).

Наблюдения за солнцем. Обратить внимание, где светит солнышко утром и куда садится вечером. Отметить, какие места участка освещены солнцем во время ут-ренней прогулки, а какие — во время вечерней, сравнить.

Вывод: солнце совершает определенный путь. Закрепить представления о свой-ствах солнечных лучей.

Опыты : Солнце высушивает предметы, Солнце прогревает предметы: Предложить детям погреть руки на солнышке, потрогать одежду друг у друга.

Наблюдения за ветром (по каким признакам можно узнать, есть ли ветер: качаются ветви деревьев, бегут облака).

Игры с флажками, султанчиками, вертушками.

Наблюдения за облаками. В тихий солнечный день облака плывут медленно, а в ветреный — быстро. Сравнить облака по цвету в солнечный и пасмурный дни.

Наблюдения за дождем. Дожди идут часто, ввести понятие «моросящий дождь». Предложить детям сравнить, какой дождь холоднее — летний или осенний.

ОКТЯБРЬ

Задачи наблюдений

1. Продолжать формировать представления об осенних изменениях в природе (связывать понижение температуры воздуха с изменениями в одежде людей; выявлять первые признаки приближения зимы: заморозки по ночам, появление инея). Уметь устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе (деревья готовятся к зиме, сбрасывают листья — закрепить понятие «листопад», — холодный воздух заставил спрятаться насекомых в старые пни и под кору деревьев, а значит, птицам приходится улетать на юг).

2. Развивать умственные операции сравнения и обобщения, формировать элементарные понятия.

3. Формировать навык пользования моделями в практической деятельности.

4. Развивать интерес ко всему живому, окружающему нас.

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси, гуси…», «Воробьи и кошка», «Зайцы и волк» и др.

растительность

Продолжить наблюдения за контрастными по окраске листьев деревьями, ввести понятия «листопад», «золотая осень».

Провести длительное наблюдение за «любимой веточкой». Длительное наблюдение за гроздьями рябины (как постепенно меняется окраска).

Определить с детьми, какое дерево осыплется раньше остальных, какие деревья долго не осыпаются.

Труд: Сбор семян цветов.

Сбор красивых листьев для букета в уголок природы.

животный мир и люди

Обращаем внимание, что на участке все меньше насекомых, исчезли некоторые птицы. По возможности наблюдать за отлетом птиц.

Наблюдаем за поведением оставшихся птиц и насекомых.

Наблюдаем за посадкой, обрезкой деревьев и кустарников, беседуем о необходимости этого труда.

Труд:

Совместно с воспитателем уборка мусора, сухих листьев. Сбор семян для зимней подкормки птиц. Сбор природного материала для поделок. Изготовление сувениров, игрушек из природного материала.

неживая природа

Продолжать отмечать состояние погоды; наблюдать за солнцем, ветром, небом, осадками. Солнце менее теплое, светит реже; ветер холодный, иногда порывистый; небо чаще пасмурное, серое, низкое, затянуто тучами; идет моросящий холодный дождь. Отметить резкое сокращение светового дня. Сравнить с прошлым месяцем и сделать вывод о том, что день стал короче.

Опыты : Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.

В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать рукой, какая она: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руке, цвет (светло-ко-ричневый).

Полить землю из лейки (как будто прошел дождь, предложить детям опять потрогать ее, рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, дети нажимают кончиками пальцев на поверхность — она стала липкой, склеивается в комочки. От холодной воды почва стала холоднее, как от холодного дождя.

Вывод: изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

НОЯБРЬ

Задачи наблюдений

1. Продолжать формировать умения детей устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе (холод заставляет диких животных готовиться к зиме, отрастить длинную теплую шерсть травоядным животным, белка— заготовила на зиму пищу, медведь подготовился к спячке; появление снега приводит к изменению окраски шерсти зверей для защиты от врагов; человек тоже готовится к холодной зиме — одежда, пища, жилище).

2. Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные и временные связи.

4. Воспитывать заботливое отношение к растениям как к живым существам.

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси, гуси…», «Воробьи и кошка», «Зайцы и волк» и др.

растительность

Наблюдаем, как растения изменяются с наступлением холодов, как приспосабливаются к размножению.

Труд: Изготовление осенних букетов.

животный мир и люди

Наблюдение : кого мы можем увидеть на прогулке (подвести детей к выводу, что из диких животных можно увидеть только птиц). В уголке природы отметить изменения в жизни растений глубокой осенью: растения не цветут, у некоторых облетают листья.

Обратить внимание на перемены в одежде людей, с чем они связаны.

Труд:

Уборка листвы.

неживая природа

Наблюдения за небом (более хмурое, чем в октябре, пасмурных дней больше, чем солнечных; солнце только светит, но не греет; дуют сильные ветры). Объяснить детям понятие «пронизывающий ветер» (продувает насквозь). Ветер сдувает с листьев последние листочки.

Наблюдения за первым выпавшим снегом (первый снег выпадает, но быстро тает). Обсудить с детьми, почему он тает.

Наблюдения за льдом (предложить детям пройти по краю лужи, послушать, как хрустит лед). Закрепить представление, что лед прозрачный. Для этого провести исследовательские действия: в прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и положить на ночь за окно. Утром рассмотреть с детьми, какие предметы видны через лед.

Наблюдение за инеем. Объяснить детям, что такое иней, и чем он отличается от снега.

ЗИМА ДЕКАБРЬ

Задачи наблюдений

1. Формировать умение самостоятельно выделять и называть зимние явления в неживой природе (зима вступила в свои права, а значит, земля покрыта снегом, холодно, морозно, бывают снегопады, метели).

2. Формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе.

4. Воспитывать дружелюбное заботливое отношение к птицам.

Подвижные игры: «Два мороза», «Бездомный заяц», «Метелица». Зимние забавы

растительность

Обобщать представления о приспособлении растений к зиме (сбрасывают листья, прекращают свой рост, отдыхают). Трава спрятана под снегом.

Труд: Засыпаем снегом цветник с многолетними растениями.

животный мир и люди

Расширить знания о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, питании. Закрепить умение распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам. Рассмотреть следы птиц (по возможности воробья и вороны, сравнить, что общего и чем отличаются.

Наблюдать за поведением птиц у кормушки, рассматривать следы птиц.

Труд: Развешиваем кормушки. Начинаем подкормку птиц.

неживая природа

Отмечаем характерные явления : холодно, идет снег, солнце светит, но не греет.

Наблюдения за снегом (рассмотреть снежинки, уточнить, что они разной формы).

Опыты : Знакомить детей со свойствами снега: холодный, рассыпчатый, липкий, грязный. Устанавливается зависимость свойства снега от температуры.

ЯНВАРЬ

Задачи наблюдений

1. Продолжать знакомить с зимними явлениями в неживой природе (гололед, снегопад, сугробы). Познакомить с новыми понятиями: «метель», «вьюга», «оттепель».

2. Формировать представления о том, что жизнь зимой продолжается, закрепить знания о способах приспособления растений и животных к зиме.

3. Развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения.

4. Воспитывать сочувствие, сопереживание у детей к «братьям нашим меньшим».

Подвижные игры: «Два мороза», «Бездомный заяц», «Метелица». Зимние забавы (лепка фигур и построек из снега, катание с горки, катание на санках).

растительность

Наблюдаем особенности лиственных и хвойных деревьев в зимний период.

Дерево можно отличить по стволу (березу по белому стволу, рябину по наличию кисти с ягодой)

животный мир и люди

Наблюдения за птицами. На каждой прогулке наблюдать за повадками и внешним видом птиц, кто, где любит находиться: вороны — на толстых ветках деревьев, воробьи — на ветках кустов, голуби — на карнизах жилищ.

Устанавливать связи между поведением птиц и состоянием погоды: в мороз птицы сидят нахохлившись, крупные птицы прячут клюв под крыло. Познакомить детей с народной приметой — если вороны сидят на верхней ветке и нахохлившись — это к морозу.

Труд: Подкормка птиц. Участие в постройке горки, уборки снега с дорожек.

неживая природа

Наблюдения за снегом. Во время снегопада рассмотреть снежинки через увеличительное стекло, определить форму, сосчитать лучи, полюбоваться красотой снежинок, придумать, на что они похожи.

В морозный день послушать, как скрипит снег, определить, в какую погоду снег скрипит. Подвести к выводу, что снег скрипит в мороз. Полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду. Подвести к выводу, что он блестит в солнечную погоду при ярком свете, в пасмурный день не блестит.

Познакомить детей с понятием оттепели, выявить свойства снега во время оттепели: липкий, мокрый. Подвести к выводу о связи свойств снега с температурой воздуха. Обратить внимание на сосульку во время оттепели, предложить детям подумать, откуда появилась сосулька. (Снег растаял, превратился в воду, а ночью ударил мороз, и вода снова замерзла - превратилась в сосульку.) Рассмотреть сосульку — твердая, холодная, хрупкая, прозрачная.

ФЕВРАЛЬ

Задачи наблюдений

1. Расширять представления детей о явлениях неживой природы зимой (морозы, дуют холодные ветры, метут метели). Подвести детей к самостоятельному объяснению, почему февраль называют «лютым» месяцем.

2. Развивать умение устанавливать связи между временами года и состоянием растений зимой (жизнь растений замирает).

3. Развивать умственную операцию «обобщение», выделяя существенные признаки различных домашних животных и растений.

4. Воспитывать исследовательский интерес к природе путем создания проблемных ситуаций и постановки опытов.

Подвижные игры: «Два мороза», «Бездомный заяц», «Метелица». Зимние забавы (лепка фигур и построек из снега, катание с горки, катание на санках).

растительность

Наблюдаем, как растения переносят наступившие холода (ветки становятся ломкими, под снегом можно обнаружить зеленую траву).

животный мир и люди

Наблюдаем за поведением оставшихся и зимующих птиц. Формируем желание помогать животным и птицам в зимние холода.

Продолжать подкормку птиц, наблюдая за их поведением, повадками. Подчеркнуть, как важно помочь птицам в самый холодный месяц.

Труд: Подкормка птиц. Участие в постройке горки, уборки снега с дорожек.

Наблюдения в неживой природе.

Февраль — месяц частых метелей и сильных ветров. Во время метели понаблюдать, как снег поднимается с земли, переносится в другое место, с силой бьет в окно.

Предложить прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метет метель. Если ветер поднимает снег над землей, закручивает его в столбики — это явление называется вьюгой.

Рассмотреть сугробы, которые намело около забора детского сада, а в открытых местах снега почти нет. Обсудить с детьми, почему так получилось.

Охарактеризовать погоду: снежная, вьюжная, холодная. Ветер злой, ледяной, колючий. Объяснить, что именно из-за такой погоды февраль называют «лютым».

Опыты : Определить с детьми состояние земли под снегом (замерзла, твердая, вода превратилась в лед. Сделать вывод, что растениям зимой не хватает тепла, воды, но они живые и зимой как бы спят.

Экспериментирование: Изучаем свойство снега (мокрый лепится, сухой сыплется, в тепле превращается в воду).

ВЕСНА МАРТ

Задачи наблюдений

1. Формировать умение самостоятельно выделять первые признаки весны в неживой природе (прибавление светового дня, повышение температуры воздуха, таяние снега).

2. Развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью животных (линька, конец спячки, забота о потомстве).

4. Воспитывать дружеское отношение детей друг к другу в процессе наблюдений, труда в природе.

Подвижные игры: «Птицы и лиса», «Лошадки».

растительность

Обратить внимание на то, что солнце сквозь ветки проникает медленнее и поэтому под деревьями снега больше, чем на открытых местах, но около стволов всюду появились воронки. Обсудить с детьми это явление : теплая нижняя часть ствола нагрелась от солнца и растопила снег вокруг себя. В конце месяца предложить найти первую проталину и пробившуюся травку. Обратить внимание, что с появлением тепла оттаяла почва и появилась мать-и-мачеха. Подвести к выводу, что изменения в неживой природе приводят к пробуждению растений.

Опыты : Предложить ребятам потрогать воду в луже. Сделать вывод, что вода еще очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не растут.

животный мир и люди

Наблюдения за птицами. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче. Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится слышнее: они чувствуют весну.

неживая природа

В ежедневных наблюдениях за погодой отметить, что стало немного теплее. Солнце не только светит, но уже греет. Отметить прибавление дня: - «Выходим на вечернюю прогулку, а солнце еще светит. Вспоминаем, как было зимой». Снег часто идет с дождем, но небо бывает голубым. Снег на земле становится серым, грязным. Рассмотреть с детьми наст (ледяную корочку, которая покрывает снег). Рассмотреть сосульки и вспомнить, как они образуются. Обратить внимание, что с разных сторон крыши сосульки разной формы. Обсудить, почему так происходит. Понаблюдать, где быстрее тает снег и сосульки. Подвести детей к пониманию того, что первыми признаками весны в неживой природе являются повышение температуры воздуха, таяние снега, увеличение светового дня.

АПРЕЛЬ

Задачи наблюдений

1. Уточнять представления детей о признаках весны (изменение цвета неба, количества солнечных дней, таяние сосулек, капель, появление проталин).

2. Продолжать развивать умение устанавливать связи между неживой и живой природой (прилет птиц, строительство гнезд, появление птенцов).

3. Развивать умственную операцию «обобщение».

Подвижные игры: «Птицы и лиса», «Лошадки».

растительность

Продолжать наблюдения за пробуждением растений (мать-и-мачеха, первая травка). Отметить, что растения появляются в тех местах, где сильнее греет солнышко и высыхает почва (у заборов, у стен домов). Рассмотреть почки на ветках, уточнить их форму и размеры. Отметить, что они с каждым днем набухают. Рассмотреть, как они расположены на ветке. Сделать вывод, что у всех деревьев и кустов есть почки и они разные.

Экспериментирование: Наблюдаем за распусканием вербы, тополя, березы.

Труд: Посадка гороха, лука, окапывание деревьев.

животный мир и люди

Обратить внимание на поведение птиц: они стали звонко щебетать, летать парами, высматривать места для гнезд, собирать и носить в клюве веточки, пушинки (обсудить с детьми, зачем они это делают). По возможности отметить прилет грачей, скворцов.

Труд: Посильное участие в уборке участка.

неживая природа

Отметить повышение температуры днем, которое приводит к появлению ручьев, таянию сосулек.

Обсудить с детьми, что значит «звенит капель».

Отметить появление первых проталин. Предложить понаблюдать путь одного из ручейков, который соединяется по дороге с другими ручейками.

Рассказать детям, что ручьи впадают в реки, в озера, и вода в них поднимается, иногда возникают наводнения.

МАЙ

Задачи наблюдений

1. Развивать наблюдательность детей путем выявления новых признаков весны: появление насекомых; набухание почек и появление первых листьев на деревьях, появление первой травки и цветущих растений, прилет птиц, строительство гнезд.

2. Развивать умственные операции, сравнение и обобщение.

3. Развивать связную речь.

4. Воспитывать радостное, эмоциональное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

5. Продолжаем учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи (стало тепле – показалась травка, появились насекомые, появились перелетные птицы).

Подвижные игры: «Птицы и лиса», «Лошадки».

растительность

Наблюдение за появлением одуванчиков. Сравнить с мать-и-мачехой (у одуванчиков первыми появляются листья, а у мать-и-мачехи — стебель). На что похож одуванчик? Как он раскрывается и закрывается, с чем это связано. Дли-тельное наблюдение за одуванчиком в течение месяца. Отметить его изменения.

Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками на участке ( рассказать о народной примете: когда цветет черемуха — это к холодам). В течение месяца наблюдать за распусканием почек, появлением и ростом листьев (использовать прием «любимая веточка»). Учить детей видеть красоту ярких красок весны.

Труд: Посадка гороха, лука и участие в высадке рассады.

животный мир и люди

С повышением температуры воздуха выползают первые насекомые. Понаблюдать, как они двигаются. Закрепить знания о строении насекомых. Предложить детям дать кусок сахара или конфету муравьям. Понаблюдать за их поведением.

По возможности отметить прилет ласточек, стрижей. Объяснить, почему эти птицы прилетают позже всех (насекомоядные).

Продолжить наблюдения за домашними животными: кошками, собаками, которые греются на солнышке. Обращать внимание на появление у них детенышей.

Наблюдаем за обрезкой деревьев и кустарников.

Труд: Посильное участие в уборке участка.

неживая природа

В теплый солнечный день описать состояние природы и погоды. Спросить детей, почему они так легко одеты, с чем это связано. Отметить цвет неба. Закрепить названия облаков (кучевые). Какой дует ветерок (теплый, ласковый, шаловливый, нежный).

Наблюдение за первой весенней грозой. Уточнить, что после грозы бурно растут растения.

Отмечаем характерные признаки: день увеличился, солнце стало пригревать, появляется трава, замечаем насекомых, дни стали длиннее.

ЛЕТО

ИЮНЬ ИЮЛЬ АВГУСТ

Задачи наблюдений

Расширяем и обогащаем представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений, летних изменениях в природе (природа «расцветает», ягоды, фрукты и овощи – корм для зверей, птиц, насекомых).

Подвижные игры: «Поймай комара», «Воробышки и кот», «Лето».

Игры с водой, песком, глиной и др.

растительность

Наблюдаем за ростом и развитием растений и созреванием плодов. Наблюдаем появление и рост грибов.

Поливать растения можно только утром или вечером, когда нет солнца.

Труд: Полив цветов, прополка, рыхление.

животный мир и люди

Наблюдаем за поведением птиц, животных и насекомых.

Как птицы кормят своих птенцов.

Помогаем составлять простейшую экологическую цепочку (гусеница питается листвой, птица съедает гусеницу).

Труд: Сбор зеленых кормов для животных живого уголка. В теплый день выносим обитателей уголка на улицу.

неживая природа

Наблюдаем за солнцем, наличием облаков и осадками.

Замечаем такие природные явления, как радуга, роса.

Сильный ветер летом поднимает пыль.

Обращаем внимание на то, как нужно одеться летом, в зависимости от погоды.

На солнце можно обгореть…

Экспериментирование: Недостаток света влияет на рост растения.

Расширяем знания о свойствах песка, камней и глины.

Публикации по теме:

Картотека опытов Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь.

Обогащение знаний о сезонных явлениях у детей дошкольного возраста посредством наблюдений в природе (методическая система) Цель: Научить, с помощью наблюдений в природе выделять основные признаки сезона, обнаруживать взаимосвязь в живой и неживой природе. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематическое планирование наблюдений (к опыту работы Обогащение знаний о сезонных явлениях посредством наблюдений в природе)
Опубликовано: 5 апреля 2013 в 10:23
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тематическое планирование наблюдений (к опыту работы Обогащение знаний о сезонных явлениях посредством наблюдений в природе)» (включая файлы) размещена пользователем наталья витальевна зашихина (УИ 43923) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД