Садовская Елена
Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «На помощь к сказкам» (по произведениям К. И. Чуковского)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнить знания детей о сказках К. И. Чуковского, называть названия сказки по короткому отрывку из неё.
Задачи:
Образовательные: Закрепить знания и представления, а также умение классифицировать и обобщать понятия: посуда, дикие и домашние животные, их детеныши. Продолжать работу над словообразованием (преобразовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). Учить правильно произносить окончания существительных, правильно употреблять предлоги: «в», «на», «под», «за». Формировать умение вести диалог с педагогом, отвечать на поставленные вопросы. Развивающие : Развивать умение читать наизусть небольшие отрывки из авторских сказок. Развивать внимание, память, активизировать речь, общую и мелкую моторику. Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества, самостоятельность.
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе „На помощь к сказкам“ (по произведениям К, И, Чуковского)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- Темочки
Материалы к занятию : Портрет К. И. Чуковского. Иллюстрации к произведениям Чуковского : «Доктор Айболит», «Тараканище», «Федорино горе», «Телефон». Картинки с изображением диких и домашних животных, их детенышей; модель домика и дерева. Картинки на предлоги.
Предварительная работа: чтение сказок К. И. Чуковского, рассматривание иллюстраций в детских книгах, просмотр мультфильмов по сказкам Чуковского, д/и "Пазлы", д/и "Угадай сказку", словесная игра "Угадай, из какой сказки отрывок".
Ход ООД:
В: Ребята, вы с самого раннего детства слышали сказки. А кто вам дома читает сказки? А в детском саду? Когда вы подрастете и пойдете в школу, кто вам будет читать сказки? Читая сказки, мы попадаем в чудесный, загадочный, волшебный мир.
В: Ребята, а вы любите сказки?
Д: Да.
В: а какие сказки вы знаете? (ответы детей).
Раздается телефонный звонок. В: - У меня зазвонил телефон. Ребята, а из какой сказки эти строчки? («Телефон»).
В: Давайте вспомним отрывок из этой сказки!
У меня зазвонил телефон.
-Кто говорит? Слон
-Откуда? – От верблюда.
- Что вам надо? –Шоколада.
- Для кого? – Для сына моего.
-А много ли прислать? –Да пудов эток пять. Или шесть: Больше ему не съесть, Он у меня еще маленький!
-А потом позвонили зайчатки: -Нельзя ли прислать нам перчатки?
А потом зазвонили мартышки: - Пришлите, пожалуйста, книжки!
В: Ой, ребята, а где же наши книги? Куда они пропали? (воспитатель смотрит на полку с книгами, но их там нет) Так, так, так, здесь лежит какая-то коробочка, давайте откроем ее и посмотрим, что в ней? (открывают коробку, в ней Флешка) От кого она может быть? Давайте сходим в музыкальный зал и попросим включить её?
(Дети с воспитателем идут в муз. зал, включают флешку, на экране появляется изображение Бабы-Яги)
Звучит звукозапись:
«Скучно мне стало в дремучем лесу: книжек нет, телевизора тоже, вчера, когда вы ушли все по домам, я прилетела к вам в группу и собрала сказки к себе в дремучий лес, но не все сказки я забрала себе, только одного писателя. А остальные спрятала в вашей группе. Чтобы их вернуть вам нужно выполнить мои задания. Если сделаете все верно- сказки к вам вернутся, но если хоть раз ошибетесь, не видать вам ваших сказок никогда!».
В: Ну что, ребята, надо возвращать наши сказки обратно! Вы согласны со мной? (ответы детей).
В: А, где же задание от Бабы Яги. (на экране).
1. задание : «Нужно назвать писателя и какие произведения он написал»
(На экране появляется портрет Чуковского, дети отвечают, как его зовут и какие произведения он написал).
В: Посмотрите, ребята, кто-то растерял всю посуду. На каждом шагу встречается: то ложка, то чашка, то тарелка!
«А посуда вперед и вперед
По полям, по болотам идет.
И чайник сказал утюгу
-Я больше идти не могу».
В: Из какой сказки эти строчки? (Федорино горе», а что случилось в этой сказке? (от Федоры ушла посуда, потому- что она за ней не ухаживала).
В: Ребята, а вот и следующее задание от Бабы-Яги (находит конверт с заданием) : - она хочет чтобы мы с вами помирили Федору с посудой.
В: Как же нам это сделать? (ответы детей). А давайте назовем посуду ласковыми словами, и тогда она вернется к Федоре.
Блюдце-блюдечко
Ложка-ложечка
Тарелка-тарелочка и т. д.
В: Молодцы ребята, помогли Федоре помирится с посудой, а нам пора дальше выполнять задания. (показывает картинку с улыбающейся Федорой).
В: Ребята, посмотрите на картинку и скажите, как называется эта сказка? (Доктор Айболит).
В: А, давайте вспомним с вами отрывок из этой сказки :
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
В: - Кого лечил Айболит? (Животных).
В: - Какие бывают животные (Дикие и домашние).
В: - Почему животных называют дикими? (они живут в лесу).
В: - Где живут домашние животные? (Рядом с человеком).
В: - А вот и задание от Бабы-Яги (открывает следующий конверт) :
Все животные попрятались, нужно помочь Айболиту их найти. Баба-Яга приготовила для нас картинки. Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы будете называть кто где спрятался:
Лиса спряталась в норе
Белка спряталась в дупле
Зайчик спрятался под грибком
Птичка спряталась в гнездышке
(Под стульчиками стоят дикие и домашние животные).
В: - Все животные перепутались между собой, и нам нужно: диких животных поставить рядом с деревом, а домашних - рядом с домиком.
(Дети выполняют задание, объясняя своё действие: «Я поставил волка рядом с деревом, потому что он дикое животное и т. д.).
В: Молодцы ребятки, и с этим заданием мы справились! Давайте немножко отдохнем!
Физминутка «Доктор Айболит»
Нас не надо вам лечить,
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики,
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем,
А потом к траве присядем.
Как орлы летим, парим,
Во все стороны глядим.
Воспитатель обращает внимание на еще один конверт с заданиями: Нужно отгадать загадку про сказку и прочитать из нее отрывок.
Боялись усатого
Все, хоть убей!
Но справился с ним
Удалой воробей!
(“Тараканище”)
(Дети отгадывают загадку и читают наизусть отрывок).
В: Молодцы ребята! А вот еще задание, ну я надеюсь, что оно будет последним!
Воспитатель читает задание: -Все звери испугались таракана и разбежались в разные стороны и потеряли своих детенышей, нужно им помочь найти их.
(детям раздаются листы с нарисованными животными и их детенышами, дети соединяют их линиями).
На экране появляется изображение Бабы-Яги: - Молодцы ребятки, справились со всеми моими заданиями, вижу вы знаете много сказок. Возвращаю вам их и дарю вам новую книгу. А найдете вы их в своей группе. До свидания! (Дети идут в группу и находят свои книги).
В:-Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? По каким сказкам выполняли задания Бабы-Яги? Кто написал эти сказки? –Молодцы ребята, бегите играйте, а после прогулки мы с вами почитаем новую книгу, которую подарила нам Баба-Яга.
Самоанализ НОД по развитию речи через художественную литературу
«На помощь к сказкам» (по произведениям К. И. Чуковского) в средней группе.
Цель: Уточнить знания детей о сказках К. И. Чуковского, называть названия сказки по короткому отрывку из неё.
Задачи:
Образовательные: Закрепить знания и представления, а также умение классифицировать и обобщать понятия: посуда, дикие и домашние животные, их детеныши. Продолжать работу над словообразованием (преобразовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). Учить правильно произносить окончания существительных, правильно употреблять предлоги: «в», «на», «под», «за». Формировать умение вести диалог с педагогом, отвечать на поставленные вопросы. Развивающие : Развивать умение читать наизусть небольшие отрывки из авторских сказок. Развивать внимание, память, активизировать речь, общую и мелкую моторику. Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества, самостоятельность.
Материалы к занятию : Портрет К. И. Чуковского. Иллюстрации к произведениям Чуковского : «Доктор Айболит», «Тараканище», «Федорино горе», «Телефон». Картинки с изображением диких и домашних животных, их детенышей; модель домика и дерева. Картинки на предлоги.
Предварительная работа: чтение сказок К. И. Чуковского, рассматривание иллюстраций в детских книгах, просмотр мультфильмов по сказкам Чуковского, д/и "Пазлы", д/и "Угадай сказку", словесная игра "Угадай, из какой сказки отрывок".
Длительность мероприятия соответствует нормам СаН ПиНа для детей данного возраста 20-25 мин. Занятие динамичное, что позволило избежать утомляемости детей.
Использовала методы: Игровой, словесно-логический, ИКТ, самостоятельный.
Использовала приемы: Просмотр видео, художественное слово (стихи, пояснения, поощрение).
Для лучшего усвоения программного материала в свою НОД внесла игровую мотивацию – это видео обращение с заданием от Бабы-Яги. Все моменты мероприятия логичны и последовательны, подчинены одной теме.
Тема и задачи занятия соответствуют уровню умственно – психического развития детей. В ходе НОД прослеживалось единство образовательных, развивающих и воспитательных задач. Все части занятия логичны и последовательны, связаны друг с другом единым игровым сюжетом.
Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, которые побуждали детей к самостоятельной деятельности, применению накопленного опыта.
В каждом моменте занятия использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление, повышению познавательной и мыслительной деятельности.
Водная часть занятия предполагала организацию детей, переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Основная часть – строилась в основном на использовании всех групп методов : игровой, наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны.
Смена видов деятельности способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей. С целью снятия напряжения, повышения работоспособности, а также активизации детей была организована физкультминутка.
В заключительной части подводила итог деятельности, используя метод анализа успешности выполнения заданий.
По итогам проведенной непосредственно образовательной деятельности можно сделать следующие выводы:
Детям понравилась НОД.
Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была хорошая.
Считаю, что занятие прошло в оптимальном темпе, в доброжелательной психологической атмосфере,
Итог подвела, оценила участие детей в занятии.
Длительность занятия соответствовала всем нормам для детей средней группы.
Считаю, что удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач.