Петухова Ольга Александровна
Тематическое родительское собрание «Экологическое воспитание детей в ДОУ и семье»
Конспект собрания в подготовительной группе
Тема : «Экологическое воспитание детей в семье и Доу»
Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей
Задачи:
-Выявить уровень экологической культуры в семье путем анкетирования родителей.
Публикация «Тематическое родительское собрание „Экологическое воспитание детей в ДОУ и семье“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Родительские собрания в детском саду
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
-Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.
-Обучить родителей навыкам организации различных форм деятельности с детьми по экологическому воспитанию дома;
-Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
Форма проведения: игра- викторина
Методы работы: анкетирование, беседа, дискуссия, наглядные материалы
План проведения:
1. Приветствие. Вступительное слово педагога.
2. Введение: «Экологическое воспитание в семье и ДОУ»
3. Дискуссия «Важность экологического воспитания в дошкольном возрасте»
4. Презентация «Экологическое воспитание в детском саду»
5. Игра викторина
6. Анкетирование «Роль семьи в экологическом воспитании»
7. Подведение итогов.
Ход занятия.
1. Приветствие. Вступительное слово педагога.
Добрый вечер, уважаемые родители! Рада вас приветствовать сегодня в нашей уютной группе. Благодарю вас, что вы нашли время и порадовали меня своим присутствием. Тема нашего родительского собрания «Экологическое воспитание в семье и Доу. Роль семьи в экологическом воспитании». Наше собрание пройдет в необычной форме, в форме игры викторины.
Прежде, чем мы перейдем к теме собрания, давайте поприветствуем друг друга. Так как тема у нас связана с экологией, приветствие будет у нас необычное и называется «Приветствие цветов». Вы должны поприветствовать друг друга, называя какой либо цветок. Например: «Приветствую тебя, Василек!», «Добрый вечер, ромашка!», «Привет, прекрасная Роза!» и так далее
Родители приветствуют друг друга
2. Введение: «Экологическое воспитание в семье и ДОУ»
Ну а мы переходим к теме нашего родительского собрания. Что же такое экология и какую роль играет в семье экологическое воспитание дошкольников? (ответы родителей).
Экология — это наука о взаимоотношениях всего живого между собой и со средой обитания. Она помогает детям понять, как они могут влиять на окружающую среду и как она влияет на них.
Цель экологического воспитания дошкольников — формирование человека с экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой.
Экологическое воспитание в семье играет важную роль в становлении высоконравственного отношения ребенка к природе.
В первую очередь необходимо воспитывать гуманное отношение, т. е. осознанно правильное отношение, милосердие и экологическую культуру. Экологическая культура включает в себя эмоциональное отношение, практические поступки и поведение детей в природе.
Полученные знания и экологическое воспитание формируют у ребенка : понятия о ценности природы и ценности жизни; систему умений и навыков взаимодействия с природой; экологически грамотное поведение детей в природе; ответственность за природу.
В конечном итоге формируется экологическое сознание, развиваются личностные качества. Экологическое образование детей дошкольного возраста является не только начальным этапом, но и фундаментом непрерывного экологического образования.
В экологическом воспитании большое значение имеет сила подражания. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое наше слово, каждый наш жест, не говоря уже о поступках, раз их видит ребенок, могут служить для него примером для подражания. Необходимо познакомить, детей с правилами поведения на природе с учетом ее сохранения и защиты (помочь овладеть умением правильного сбора даров природы, не причинять вреда живому, не нарушать его целостности и условий жизни). Постепенно ребенок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности. Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Особое внимание надо уделить искоренению в некоторых детях стремления мучить животных, убивать их.
Человечество должно научиться жить в согласии с Природой, с ее законами. Люди должны воспринимать себя не господами, а частью Природы. И от того насколько мы станем частью природы зависит наше будущее, будущее наших детей и мира в целом.
Основные задачи в экологическом воспитании :
• формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
• развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
3. Дискуссия «Важность экологического воспитания в дошкольном возрасте»
1. Почему экологическое воспитание важно для детей?. Вот несколько причин:
o Развитие чувства ответственности. Когда дети понимают, что их действия могут повлиять на окружающую среду, они начинают проявлять более заботливое и ответственное поведение.
o Понимание взаимосвязи между животными, растениями и окружающей средой. Дети, которые понимают, как функционирует экосистема, начинают проявлять больший интерес к природе и становятся более заинтересованными в её сохранении.
o Развитие творческого мышления и предпринимательских навыков. Решение экологических проблем требует креативного и инновационного подхода, что стимулирует детей находить новые способы решения проблем.
o Развитие уважения к окружающей среде и культурным традициям. Это включает в себя уважение к местным экосистемам, к местным обычаям и традициям, которые могут быть связаны с охраной окружающей среды.
2. Как привить ребёнку экологическую культуру? Воспитание экологической культуры начинается в семье ребёнка. Дети копируют поведение своих родителей. Поэтому очень важно, чтобы родители объясняли малышу основы экологической культуры и подкрепляли свои слова действиями.
3. Как организовать экологическое воспитание в детском саду? В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный участок во дворе детского сада.
4. Какие методы использовать для развития экологического мышления у детей? Одним из эффективных методов является обучение на примерах. Дети должны видеть, какие проблемы экологии существуют в их регионе и как они могут внести свой вклад в решение этих проблем. Также можно использовать игры и эксперименты, чтобы в интерактивной форме узнавать о принципах экологии и учиться применять их на практике
4. Презентация «Экологическое воспитание в детском саду»
Знакомство родителей с Экологическим воспитанием дошкольников в ДОУ
5. Игра викторина
Итак, мы переходим к нашей игре викторине. Прошу выбрать название ваших команд и девиз.
1. Конкурс «Знаете ли вы?»
(родители достают из мешочка по очереди вопросы читают и отвечают на вопросы,
1. Какую птицу называют лесным барабанщиком? (дятла)
2. Как называется дом, который люди строят для пчел? (улей)
3. Кто в лесу без топоров строит избу, без углов? (Муравьи).
4. Где у кузнечика уши? (на ногах)
5. Какая птица питается насекомыми на лету? (ласточка)
6. Кто кукует у кукушки? (самец)
7. Любимое лакомство диких кабанов? (желуди)
8. Любимая героиня многих русских народных сказок, умная, хитрая, кого угодно проведет? (лиса)
9. Какой гриб носит название животного? (лисичка)
10. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
11. Какая птица охотится ночью? (Сова)
12. Что относится к живой природе? (человек, растения, животные, грибы, микробы)
13. Что относится к неживой природе? (солнце, воздух, вода, камни)
14. Какое хвойное дерево сбрасывает листву на зиму? (лиственница)
15. Кто был зимой белый, а летом серый? (заяц)
16. Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы – белые и шампиньоны наиболее питательные)
17. У каких деревьев осенью листья красные? (Рябина, клен.)
18. Что делает ёж зимой?
19. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит.)
20. Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб.)
21. Лесной петух. (Глухарь.)
Воспитатель : Вы прекрасно справились с заданием, и я предлагаю вам продолжить.
2. Конкурс «Я начну, а ты продолжи».
- У дуба желуди, а у сосны (шишки)
- Береза кудрявая, а сосна (колючая)
- У рябины листочки, а у сосны (иголки)
- Осенью береза стоит золотая, а сосна (зеленая)
- Осина зимой стоит без листьев, а сосна… (в иголках)
- На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)
Конкурс. «Ромашка»
Родителям предлагается лепестки ромашки, на лепестках размещены загадки о явлениях природы, ваша задача поочередно брать лепестки и загадывать соперникам загадку если правильно, то мы прикрепляем лепесток к серединке ромашки.
Загадки:
1. Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (солнце)
2. Что с земли не подымешь (Тень)
3. Ежегодно приходят к нам гости:
один седой, другой молодой,
третий скачет, четвертый плачет, (времена года)
4. Кто поляны белит белым
и на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины (мороз)
5. В белом бархате деревня,
и заборы, и деревья.
А как ветер нападет,
этот бархат опадет. (иней)
6. Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (облака)
7. Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают. (Звезды)
8. Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Появились на пути.
В них ни въехать, ни войти. (Радуга)
3. Конкурс «Экологические задачи»
(Презентация слайды) Воспитатель.
1. Оля была в лесу с родителями и ей очень понравились весенние ландыши, они были такие красивые, с белыми головками на тонком стебельке, как колокольчики. Их было видимо – невидимо, целая поляна. Оля собрала большой красивый букет ландышей. Скажите, можно ли рвать большие букеты?
Вывод: Нельзя, так как мы уничтожаем природу, в цветах есть нектар для бабочек и пчел. (Тем более нельзя рвать ландыши, они занесены в Красную книгу, как лекарственное растение)
2. Ребята в лесу поймали ежика. Он был такой забавный и любопытный, а когда пугался, то сворачивался клубочком, выставляя колючки. Они решили принести ежика домой: «Пусть живет у нас, а потом отпустим обратно в лес». А вы взяли бы ежика домой? Можно ли это делать?
Вывод: Нельзя забирать диких животных из леса домой, так как они разучатся заботиться о себе сами, добывать пищу и когда снова попадут в лес, то могут даже погибнуть.
3. Коля играл и увидел бабочек. Он взял сачок, стал их ловить и садить в банку.
-Нельзя ловить бабочек, -сказал Витя.
-От них, все равно, никакой пользы - ответил Коля. Кто из мальчиков был прав?
Вывод: Ловить и уничтожать бабочек нельзя, так как бабочка не только красивое, но и полезное насекомое. Она ловит в воздухе мух, комаров, мошек, которыми питается. Убивая «ненужных», по нашему мнению, насекомых, мы нарушаем экологическое равновесие.
4. ЗАДАНИЕ для командиров
«Назови одним словом»
Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери.
Берёза, сосна, дуб, рябина – это …деревья.
Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы.
Клубника, малина, смородина, крыжовник – это …ягоды.
Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …насекомые.
Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …цветы
5 ЗАДАНИЕ
«Убери мусор»
Перед каждой командой лежат предметы (все то, что может быть подразумевать мусор) по количеству игроков в команде. Нужно распределить мусор правильно по контейнерам
Побеждает та команда, которая быстро и правильно уберет весь мусор.
6. ЗАДАНИЕ
«Экологический плакат»
Из предложенных картинок, распечаток сделать экологический плакат.
7 ЗАДАНИЕ
«Цветочные песни»
Назвать песни, в которых упоминается какой-либо цветок.
8 ЗАДАНИЕ
«Экологический пазл»
Собрать пазл «Мир природы»
6. Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей в семье».
Уважаемые родители! Искренне ответьте на вопросы анкеты. Это поможет нам сотрудничать с Вами по экологическому воспитанию Вашего ребенка.
Выберите правильный по Вашему мнению ответ и подчеркните его.
1. Интересуют ли Вас лично проблемы экологии? – Да. – Нет. – Иногда.
2. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц, растения? – Да. – Нет. – Иногда.
3. Считаете ли Вы нужным осуществлять экологическое воспитание детей? – Да. – Нет. – Не знаю.
4. Как Вы считаете, кто должен осуществлять экологическое воспитание Вашего ребенка? – Семья. – ДОУ – Совместно.
5. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?
– Да. – Нет. – Иногда.
6. Соблюдаете ли Вы сами эти правила? – Да. – Нет. – Иногда.
7. Имеются ли у Вас дома комнатные растения?
– Да (1 – 2) – Да (3 и более) – Нет
8. Привлекаете ли Вы своего ребенка к уходу за растениями?
– Да. – Нет – Иногда
9. Имеются ли у Вас дома животные?
- Да. – Нет. – Категорически против.
10. Привлекаете ли Вы своего ребенка к уходу за домашним питомцем?
- Да. – Нет. – Иногда.
11. Читаете ли Вы ребенку книги о природе? – Да. – Нет. – Иногда.
12. Смотрит ли Ваш ребенок телепередачи, видеофильмы о природе?
- Да. – Нет. – Иногда.
13. Часто ли Вы бываете с ребенком в лесу? – Да. – Нет. – Иногда.
14. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу? – Да. – Нет. – Иногда.
15. Как вы считаете, получает ли Ваш ребенок знания о природе в семье?
- Да. – Нет. – Иногда.
7. Подведение итогов.
Вот и подошло наше собрание к концу. Понравилось ли вам сегодняшнее собрание и тема нашего собрания? Какие выводы вы сделали для себя? Что особенно интересным для вас послужило на нашем собрание? Какие пожелания или рекомендации вы бы хотели внести в экологическое воспитание детей?
Благодарю вас за ваш энтузиазм и позитивный настрой, за ваше творчество и идеи, за ваше сотрудничество и интерес к жизни детей в детском саду.
Земля – наш большой дом, в котором мы все живем. А хозяин в этом доме человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. «Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав — невозможно не полюбить» (А. Н. Сладков).Любите свой дом, заботьтесь о нем, воспитывайте в своих детях любовь к природе и к окружающему миру, своими поступками подавайте достойный пример детям.


