Лучший педагог года

Тематическое занятие «Святки-колядки» для детей подготовительной группы

Татьяна Зверева
Тематическое занятие «Святки-колядки» для детей подготовительной группы

Тематическое занятие «Святки-колядки» для детей подготовительной группы

Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, знакомство с обрядом колядования на Руси.

активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность.

Задачи:

Публикация «Тематическое занятие „Святки-колядки“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах

-Познакомить с обрядом колядования, рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками.

-Обогащать словарь детей новыми словами,, словосочетаниями, образными выражениями через стихи, колядки, развивать интонационную выразительность речи.

-Использовать в активной речи устный народный фольклор;

- Побуждать у детей интерес к театрально - игровой деятельности, создавая условия для её проведения.

-Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. -Пробудить у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине, воспитать патриотизм.

-Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, народным играм.

-Формировать эмоционально – положительное отношение и интерес к движениям, способствовать перевоплощению, развивать интерес к оздоровительным упражнениям, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.

Словарная работа:

-Рождество, святки, Коляда, колядки, народными традициями (колядование, гадание, народные игры.) Объяснить значение слов коляда от латинского – выкликать, колядка (короткая песня величально – поздравительного характера, колядовщики (исполнители колядок, авсень (от слов овес, сеять, песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье).

Предварительная работа:

-Беседы: «Рождество христово», «Святки», «Коляда».+ просмотр презентаций

-Разучивание колядок, стихов, пословиц, разучивание русских народных игр.

-Умения выразительно передавать образы персонажей развлечения средствами речи

мимики, жестов, движений.

-Познакомить детей с атрибутами и персонажами обряда колядования.

-Разучить с детьми святочные колядки, игры.

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы поговорим о зимних народных праздниках.

Совсем недавно мы встретили Новый год, Рождество, затем наступили Святки. Празднуют их две недели. С 8 по 19 января. Это очень торжественный, светлый и радостный праздник, связанный с рождением и крещением Иисуса Христа - сына Божьего, который был послан в наш мир, чтобы спасти всех людей.

В святочные дни люди поздравляли друг друга, готовили угощения, ходили в гости. А вот шить, вязать, прясть, плести корзины да лапти, выполнять грязную работу запрещалось. Потому что эти дни считались святыми.

В ночь перед Рождеством молодёжь и дети ходили колядовать. Они переодевались в разные костюмы, брали с собой мешок для гостинцев и шли от двора ко двору. Но не просто стучали в двери и просили угощение или денег, а пели специальные песни – колядки. Бога славили, хозяев тешили. Колядовать – это значит петь песни, частушки о хорошем, добром, желать здоровья людям.

А за это люди их благодарили и давали деньги, конфеты, пироги, пряники.. Чем веселее в Святки, тем лучше. Поэтому давайте и мы с вами будем веселиться, играть да гадать, Христа Рожденье прославлять.

(Показ небольшой презентации. Стук в дверь.)

Воспитатель:

Ой, ребята, к нам кто-то стучится. Давайте откроем дверь и посмотрим.

Открывается дверь, входят дети группы, в костюмах, с разрисованными лицами.

Воспитатель:

Динь-динь-динь, звенят звоночки!

К вам пришли сыны и дочки!

Вы колядовщиков встречайте,

И улыбкой привечайте!

1 ребё нок: Ой, девчата, нынче святки,

Не пойти ли на колядки?

Там блины, козули,

И кисель в кастрюле.

2-й ребё нок: Все на святки, все на святки,

Приходите-ка, ребятки,

И авсей, и коляда!

Отворяйте ворота!

3-й ребё нок: Что такое это— святки?

Вы не слышали ребятки?

Что ж придётся рассказать

И конечно показать.

2 ребё нок: Эй, спешите все сюда!

В гости коляда пришла.

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться!

Мальчик: Мы в гости пришли

И Козу вам привели.

Коза. Ме-е-е (мотает головой).

Девочка: Коза моя белая по горке ходила,

Коза моя смелая Волка дразнила.

Волк такого не стерпел,

Взял Козу мою да съел!

(Коза падает на пол, все ахают).

Мальчик: Нашей Козе много не надо:

Решето овса, поверх колбаса,

Три куска сала…

Все: Чтоб Коза встала! (Коза встаёт).

Мальчик: А пеперь наша коза хочет с вами поиграть

Игра «Коза пришла»

Дети становятся по кругу друг за другом. Впереди Коза и Хозяйка образуют «ворота», через которые проходят дети и напевают:

«К нам Коза пришла, коляду привела.

Сама прошла, всех детей провела.

А самого маленького оставила»

После этих слов «ворота» закрывают, и кто в них попал становится в круг с Козой и Хозяйкой. Игра продолжается.

Воспитатель: а еще колядовщики пели колядки:

Приходила коляда

Накануне рождества!

Сей-вей, посевай,

С Новым годом поздравляй!

***

Авсень, авсень,

Ходи ко всем,

Открывай двери,

Подымай с постели,

Открывай окно,

Запускай Рождество!

***

Открывайте сундуки,

Доставайте пятаки!

Кто не даст пирога,

Мы корову за рога!

Кто не даст пышку,

Тому в лоб шишку!

***

Воробушек летит,

Хвостиком вертит,

А вы, люди, знайте,

Столы накрывайте,

Гостей принимайте,

Рождество встречайте!

***

За привет, за угощенье

Вы примите поздравленье!

Жить вам вместе лет до двести!

Счастья вам, да крепкого здравия!

Со святым Рождеством Христовым,

С наступающим Новым годом!

Музыкальный руководитель:

Ох, веселые ребятки к нам пришли на колядки.

Да замерзли вы, небось? Ведь на улице мороз!

Дети:

Как на улице мороз подмораживает нос!

Не велит долго стоять, велит скоро подавать

Или тёпленький пирог, или маслица, творог,

Или денежку копьём, или рубль серебром!

Музыкальный руководитель:

Ой, а мороз-то, какой нынче крепкий! Давайте погреемся!

Игровой массаж «Мороз» (выполняют все дети)

(слова - О. Новиковской)

Ой, мороз, мороз, мороз - похлопывание ладошками по предплечьям

Щиплет щеки, щиплет нос - движения по тексту

Щиплет уши, щиплет губы - движения по тексту

Забирается под шубы - поглаживание руками по бокам

Чтоб согреться – посмотри

Все как следует потри:

Щеки, носик, уши, губы - потирание пальчиками щек, носа, ушей, губ

Пар пошел уже от шубы - похлопывание себя ладошками по телу.

Воспитатель:

С Новым годом всех поздравляем,

Двор хозяйский зерном осыпаем (все дети берут зерно у ведущей)

Все дети:

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем (сыплют зерно или кукурузу)

Воспитатель: Для чего посыпаем?

Дети:

Чтобы курочки водились,

Чтобы свинки поросились,

Чтоб коровушки телились,

А кобылки жеребились!

Воспитатель:

Чтобы счастье и веселье

Было в доме круглый год! Чтоб гостей - невпроворот!

Музыкальный руководитель:

Ай, да, молодцы, колядовщики! Грех таких не одарить. Припасла я вам специальных пряничков. Называются они Козули. Делают Козули в форме зверей и птиц по старинным рецептам. Открывайте свой мешок!

(музыкальный руководитель кладёт в мешок Козули)

Воспитатель:

Ребята, раз вы получили угощенье, надо и отблагодарить хозяйку.

Исполняется песня «Ай, спасибо хозяюшке» (обраб. Н. Сорокина)

1. Ай, спасибо хозяюшке

За мягкие пирожки!

Ай, ли, ай, лю-ли,

За мягкие пирожки!

2. Да спасибо тому,

Кто хозяин во дому!

Ай, ли, ай, лю-ли,

Кто хозяин во дому!

Колядовщики уходят.

Музыкальный руководитель:

Веселые у нас ребятишки. Будем надеяться, что доброта людей принесёт в новом году сытость, счастье и веселье.

Вам, ребята, понравилось, как детки колядовали? Вот так Весь вечер колядовщики ходили по домам, пели колядки, их угощали и поздно вечером все шли в один дом, ставили стол в центре избы, высыпали на него угощение и садились в круг, как солнышко вокруг него. Этим обрядом снимали с еды все плохое, а потом приступали к трапезе. После застолья приходило время игр и хороводов. Я вас приглашаю в хоровод.

ХОРОВОД

Музыкальный руководитель: Исполняется хоровод на мотив русской народной песни: «Как у наших у ворот…»

1. Расступись, честной народ!

Мы выходим в хоровод

С песнями да плясками,

С шутками-побасками!

1. Вот помчался во весь дух

Расфуфыренный петух,

Душегрейка на меху,

Знай кричит: «Кукареку!»

2. А лисица, ну и пава,

Выступает величаво,

Как с платочком пляшет,

Нет лисички краше!

3. Из берлоги снеговой

Вышел мишка сам не свой,

Не поймёт никак со сна –

То ль зима, то ли весна?

Медведь. А я – Мишка-медведь.

Буду я сейчас реветь.

Очень сладости люблю,

Без конфет я не могу-у- у-у!

Воспитатель: Мишенька, не реви,

Конфеточки забери!

Мишенька, пожелай нам добра на Новый год.

Медведь. Дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Вам и каша густа,

Вам и мёд на уста!

Вам и плюшек с творогом,

И детишек полон дом!

Живите без бед много лет.

Воспитатель: Выходили, поздравляли

Всех в округе величали,

Желали счастья, добра.

А ещё, в святые вечера девушки всегда гадали. Они хотели узнать, что их ждёт нового в жизни, как будут звать жениха, когда они выйдут замуж.

Я тоже предлагаю вам погадать. Мы не будем нарушать традиций, и гадать у нас будут девочки.

«Гадание на горшках»

Посередине зала ставится лавка, на ней 6 закрытых горшков. Девочки идут по кругу и поют (или проговаривают слова)

Горшочек с вершочек, Скажи нам, дружочек:

Что сбудется, станется? Плохое - пусть останется.

Девочки по очереди достают из горшков вещицы (воспитатель коментирует)

- полотенце - Ждёт тебя дорога, интересное путешествие.

- булка - В твоём доме достаток будет, благополучие.

- колечко - К тебе гости бегут, жениха ведут.

- лента - Лента – к богатству и прибыли.

- пуговица - Жить тебе в большой семье счастливой жизнью!

- прутик - А это к веселью, к новой игре.

Воспитатель: Словами и гаданиями сыт не будешь.

Пора и нам за стол садиться

Угощеньем насладиться! У меня в печи пирог для вас испекся (достает из печи пирог).

Зажигает свечу на пироге, предлагает детям загадать желание и задуть свечу.

А еще примета есть - если звездочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. Загадали желание? Ловите! Только берегите звездочку, а иначе ничего не сбудется.

(бросает детям звездочки, вырезанные из золотистой и серебристой бумаги)

Вот и узнали вы сегодня о старинном, немного позабытом, но очень интересном праздничном обряде России – матушки, который передаётся из века в век нашим детям, внукам.

Я думаю, что когда вы подрастёте, то обязательно будете веселиться на Святки правильно.

Публикации по теме:

«Цветы для мамы». Комплексно-тематическое занятие с детьми логопедической подготовительной группы Комплексно-тематическое занятие с детьми логопедической подготовительной группыЛексическая тема «Мамин день»Цели: Коррекционно-образовательная:.

Игра «Святки — колядки» в средней группеИгра «Святки — колядки» в средней группе Цель: познакомить детей с песенными музыкальными особенностями русского народа. Задачи: 1. Пробудить в детях интерес к русским народным.

Русский народный праздник «Святки-Колядки»Русский народный праздник «Святки-Колядки» На праздник мы хотели пригласить родителей, но многие не смогли и решили пригласить старших детей. Они вместе с нами участвовали в конкурсах,.

Фотоотчет «К нам на Святки пришли колядки»Фотоотчет «К нам на Святки пришли колядки» "К нам на Святки пришли, колядки" Развлечение для старших дошкольников Дети заходят в зал садятся на места. Ведущий: Здравствуйте, детушки.

Фотоотчет «Святки-колядки»Фотоотчет «Святки-колядки» 11 января в нашем детском саду "Забавушка" прошли Святки-Колядки. Творческая группа узких специалистов подготовила театрализованное представление.

Фотоотчет «Святки-колядки» в подготовительной группеФотоотчет «Святки-колядки» в подготовительной группе Дни после Рождества до Крещения, называются святками, то есть святыми днями. Поэтому в это время необходимо совершить как можно больше.

Пришли Святки — начинай колядки. ФотоотчетПришли Святки — начинай колядки. Фотоотчет Что такое "Святки"? Это самый длинный праздник, веселый, старинный. Наши предки веселились две недели, готовили вкусные угощения, пели разные.

Русские народные праздники. Святки и колядки Форма недельного планирования Группа № 6 общеразвивающей направленности среднего возраста воспитатели: Пономарева Е. В. 2018 -2019 год. Месяц.

Сценарий праздника «Нынче святки, запевай колядки» Подготовили и провели музыкальные руководители: Вдовиченко И. В., Ерохина Л. И., инструктор по физическому воспитанию Катунина Г. А., воспитатель.

Творческий проект «Пришли Святки — гаданья да колядки»Творческий проект «Пришли Святки — гаданья да колядки» Срок реализации проекта: 8-19 января Участники проекта: Музыкальный руководитель – Крупина Е. Е. Воспитатель – Мичурова Н. В. Дети подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематическое занятие «Святки-колядки» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 17 января 2020 в 22:11
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД