МААМ-картинки

Тенденции развития игровой деятельности дошкольников в современном мире

Анна Устюгова
Тенденции развития игровой деятельности дошкольников в современном мире
▼ Скачать + Заказать документы

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Основным видом сознательной деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Играя, дети моделируют различные явления реальной жизни, взаимоотношения людей, примеряют на себя те или иные роли. В процессе этого они учатся взаимодействовать с окружающими, сверстниками, в том числе и на уровне коллектива. Играющий ребенок корректирует, уточняет старые и приобретает новые знания и навыки, знакомится с окружающим миром.

Публикация «Тенденции развития игровой деятельности дошкольников в современном мире» размещена в разделах

Согласно Д. Б. Эльконину, игра несет важную социальную функцию. Она помогает ребенку в подготовке к вступлению во взрослую жизнь, имея за плечами опыт решения многих проблем, опыт поведения во многих типичных ситуациях. Она формирует стремление к дальнейшему обучению, получению нового опыта. Также в игре ребенок получает представление о понятии мнения коллектива и вырабатывает свое к нему отношение.

Таким образом, игра является важнейшим, незаменимым комплексным инструментом воспитания ребенка.

В современном мире наблюдается существенное ускорение многих процессов человеческой деятельности. Это касается как темпа современной жизни, так и скорости общественных и экономических перемен. Это естественным образом отражается и на взрослых, и на детях.

Перемены коснулись и игр. Изменилась структура игр. Практически исчезли ролевые игры на профессиональные темы. Это может быть связано как с тем, что многие современные профессии очень сложны для понимания ребенком и внешне мало заметны, по результату, так и с нежеланием и неспособностью взрослого объяснить суть своей деятельности доступным образом. Естественно, ребенок не способен сам смоделировать процесс, о котором он не имеет понятия. Таким образом, выпадает очень важный для развития класс игр.

Так же практически отсутствует связь поколений в играх. Детям редко передается опыт старших, навыки хороших, но незаслуженно забытых игр. Взрослым зачастую не хватает времени для продуктивного эмоционального общения с ребенком и ему просто не знакома положительная атмосфера подобных игр. Еще одна возможность передачи опыта это игровые контакты с более старшими детьми, тоже сейчас значительно уменьшилась. Стремление многих родителей занять ребенка в различных секциях, частных школах и т. д., также отнимает время и возможность естественной игровой деятельности.

В этих условиях «информационного игрового вакуума», отсутствия у детей опыта самостоятельной организации игрового процесса, они попадаются на яркую приманку современных информационных технологий. В компьютерных играх игровой процесс организован и оптимизирован заранее, соответственно не требуя от ребенка никаких усилий в этом направлении. Проводя время за субъективно интересным занятием, он не получает практически никаких полезных навыков.

Сегодня наблюдается приобщение детей к сети Интернет с очень раннего возраста. Зачастую 3-4-х летние дети, не умея ни читать, ни писать, уверенно нажимают кнопки на планшете или смартфоне, по недосмотру либо намеренно оставленному им родителями. «Гаджет» становится для них средством отвлечь, а то и успокоить малыша. При этом, ребенок невольно становится потребителем контента бесполезного, а то и вредного для него.

Современному ребенку негде научиться играть зачастую дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Общение с детьми во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, дети не успевают в полной мере проникнуть «духом игры»

Отдельно можно отметить такое явление, как так называемые «обзоры игр» в интернете. Плохо озвученные, не несущие никакого смысла, ролики с прохождением отдельных игровых моментов могут одной лишь картинкой надолго занять внимание именно младшего дошкольника, ведь поисковая система, действуя по особому алгоритму, услужливо предлагает ему все новый и новый информационный мусор. В результате зачастую у детей плохо развито воображение, они не могут смоделировать игровой процесс, творчески достаточно беспомощны. А ведь дошкольный возраст – оптимальное время для развития этих качеств, и не стоит надеяться, что они появятся сами собой позднее.

Разумеется, отметать современные технологии тоже никак нельзя. Но использоваться они должны под руководством и контролем взрослых. Все эти технические достижения должны помогать в игровом процессе, но никак не вести за собой, полностью доминируя над сознанием ребенка, не оставляя ему места для инициативы.

Игра – естественная потребность и любимое занятие каждого ребенка. К тому же это важнейший процесс в его развитии, воспитании и подготовки к полноценной взрослой жизни, который невозможно заменить ничем. Однако в настоящее время мы видим, что у детей остается все меньше возможностей именно для классической, традиционной игры, дающей гармоничное развитие. Многие причины этого были те приведены выше. Ребенок просто не в состоянии сам «выкроить» кусочек пространства и времени, не в состоянии найти именно свой коллектив. У него для этого нет никаких возможностей. Поэтому взрослые должны всячески стараться обеспечить ребенку условия для игр. Именно взрослые могут стать вдохновителями и организаторами, особенно на начальном этапе. Заинтересовать ребенка, показать ему бесконечные возможности для фантазии и творчества в игре, нестандартные способы решения различных задач и выхода из игровых ситуаций. Ведь дети способны на самые смелые фантазии и импровизации. Нужно только помочь им раскрыть это в себе. Игра – это не догматический строгий процесс, это всегда полет фантазии, увлекательный и захватывающий, гибкий во времени.

Если сто лет назад дети могли играть в ямщиков, через полвека - в космонавтов, то сейчас героями игр становятся и современные, недавно появившиеся персонажи. Это могут быть как представители различных профессий, так и герои телеэкрана, а в последние годы - и интернета. Сюжеты также заимствуются из окружающей действительности. Некоторые игры напротив, мало изменяются: «Дочки – матери», «Больница», «Магазин» и так далее, что, связано с их неизменной актуальностью. При этом можно наблюдать, как в процесс вносятся также элементы из современной жизни. Так, скажем, магазин становится супермаркетом, больница – клиникой, даже косметологической и так далее.

Подводя итог вышесказанного, хочется отметить, что сложившаяся ситуация побуждает поставить вопрос о формировании более серьезного и ответственного отношения к игре дошкольников как у родителей, так и у педагогов.

Для решения данной проблемы необходимо повышать уровень педагогической культуры родителей.

Для развития игры детей в семье, родителям рекомендуем:

- обогащать впечатления детей, через чтение книг, обсуждение событий из деятельности людей, к их взаимоотношениям, рассказы взрослых о себе, проведение экскурсий, прогулок, посещение музеев, театров;

- побуждать детей к играм – фантазиям, придумыванию сказок, рассказов, историй;

- выделять время для игры с ребенком.

В том, что дети не умеют правильно играть, виной становится и сам педагог, т. е. его низкая игровая грамотность, игровая культура.

Педагогу необходимо повысить игровую грамотность, игровую культуру, быть партнером ребенка в игре.

Игровая позиция воспитателя включает в себя:

- способность находить нестандартные пути достижения цели;

- поэтапное изменение тактики педагогического сопровождения ребенка в игре (партнер-координатор-наблюдатель);

- отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений современных дошкольников;

- ориентацию педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности;

- создание современной предметно-игровой среды.

Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.

Мишель де Монтень

Литература

1. Абрамян Л. А. Игра дошкольника /Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. ; Под ред. С. Л. Новоселовой. - М. : Просвещение, 2009. - 286 с.

2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - № 6. - 2006. - С. 62-76.

3. Кравцов Г. Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольника / Г. Г. Кравцов. - М. : Юрайт, 2010. - 288 с.

4. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры - В 2-х т. Т. 1. / А. Н. Леонтьев. - М. : Мысль, 2003. - 456 с.

5. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова. - М. : Слово, 2008. - 312 с. Эльконин Д. Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей /Д. Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 41-46.

Публикации по теме:

Развитие игровой деятельности у дошкольниковРазвитие игровой деятельности у дошкольников Игра занимает важное место в жизни дошкольника. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, которая большое.

Двусторонняя ширма для развития игровой деятельности детейДвусторонняя ширма для развития игровой деятельности детей Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, поэтому большое внимание уделяем созданию предметно - игровой среды в группе. В игре.

Фото и видеоотчет «Безопасность детей в современном мире»Фото и видеоотчет «Безопасность детей в современном мире» Дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Современный мир полон опасностей, особенно для тех, кто не может.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Доклад «Как сохранить родной язык в современном мире» «Язык – душа народа. Долг каждой нации – сохранить свой язык, долг каждого человека – серьезно и свято относиться к своему родному языку».

Куклы-обереги на Руси и их значение в современном миреКуклы-обереги на Руси и их значение в современном мире История создания кукол- оберегов начинается со времен язычества. Это часть народной культуры. Раньше без них не обходился ни один ребенок,.

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольниковМакеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Доброта в мире животных» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Чувства в мире живого» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тенденции развития игровой деятельности дошкольников в современном мире
Опубликовано: 4 марта 2024 в 06:02
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тенденции развития игровой деятельности дошкольников в современном мире» (включая файлы) размещена пользователем Анна Устюгова (УИ 391878) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД