Анна Устюгова
Тенденции развития игровой деятельности дошкольников в современном мире
▼ Скачать + Заказать документы
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
Основным видом сознательной деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Играя, дети моделируют различные явления реальной жизни, взаимоотношения людей, примеряют на себя те или иные роли. В процессе этого они учатся взаимодействовать с окружающими, сверстниками, в том числе и на уровне коллектива. Играющий ребенок корректирует, уточняет старые и приобретает новые знания и навыки, знакомится с окружающим миром.
Публикация «Тенденции развития игровой деятельности дошкольников в современном мире» размещена в разделах
Согласно Д. Б. Эльконину, игра несет важную социальную функцию. Она помогает ребенку в подготовке к вступлению во взрослую жизнь, имея за плечами опыт решения многих проблем, опыт поведения во многих типичных ситуациях. Она формирует стремление к дальнейшему обучению, получению нового опыта. Также в игре ребенок получает представление о понятии мнения коллектива и вырабатывает свое к нему отношение.
Таким образом, игра является важнейшим, незаменимым комплексным инструментом воспитания ребенка.
В современном мире наблюдается существенное ускорение многих процессов человеческой деятельности. Это касается как темпа современной жизни, так и скорости общественных и экономических перемен. Это естественным образом отражается и на взрослых, и на детях.
Перемены коснулись и игр. Изменилась структура игр. Практически исчезли ролевые игры на профессиональные темы. Это может быть связано как с тем, что многие современные профессии очень сложны для понимания ребенком и внешне мало заметны, по результату, так и с нежеланием и неспособностью взрослого объяснить суть своей деятельности доступным образом. Естественно, ребенок не способен сам смоделировать процесс, о котором он не имеет понятия. Таким образом, выпадает очень важный для развития класс игр.
Так же практически отсутствует связь поколений в играх. Детям редко передается опыт старших, навыки хороших, но незаслуженно забытых игр. Взрослым зачастую не хватает времени для продуктивного эмоционального общения с ребенком и ему просто не знакома положительная атмосфера подобных игр. Еще одна возможность передачи опыта это игровые контакты с более старшими детьми, тоже сейчас значительно уменьшилась. Стремление многих родителей занять ребенка в различных секциях, частных школах и т. д., также отнимает время и возможность естественной игровой деятельности.
В этих условиях «информационного игрового вакуума», отсутствия у детей опыта самостоятельной организации игрового процесса, они попадаются на яркую приманку современных информационных технологий. В компьютерных играх игровой процесс организован и оптимизирован заранее, соответственно не требуя от ребенка никаких усилий в этом направлении. Проводя время за субъективно интересным занятием, он не получает практически никаких полезных навыков.
Сегодня наблюдается приобщение детей к сети Интернет с очень раннего возраста. Зачастую 3-4-х летние дети, не умея ни читать, ни писать, уверенно нажимают кнопки на планшете или смартфоне, по недосмотру либо намеренно оставленному им родителями. «Гаджет» становится для них средством отвлечь, а то и успокоить малыша. При этом, ребенок невольно становится потребителем контента бесполезного, а то и вредного для него.
Современному ребенку негде научиться играть зачастую дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Общение с детьми во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, дети не успевают в полной мере проникнуть «духом игры»
Отдельно можно отметить такое явление, как так называемые «обзоры игр» в интернете. Плохо озвученные, не несущие никакого смысла, ролики с прохождением отдельных игровых моментов могут одной лишь картинкой надолго занять внимание именно младшего дошкольника, ведь поисковая система, действуя по особому алгоритму, услужливо предлагает ему все новый и новый информационный мусор. В результате зачастую у детей плохо развито воображение, они не могут смоделировать игровой процесс, творчески достаточно беспомощны. А ведь дошкольный возраст – оптимальное время для развития этих качеств, и не стоит надеяться, что они появятся сами собой позднее.
Разумеется, отметать современные технологии тоже никак нельзя. Но использоваться они должны под руководством и контролем взрослых. Все эти технические достижения должны помогать в игровом процессе, но никак не вести за собой, полностью доминируя над сознанием ребенка, не оставляя ему места для инициативы.
Игра – естественная потребность и любимое занятие каждого ребенка. К тому же это важнейший процесс в его развитии, воспитании и подготовки к полноценной взрослой жизни, который невозможно заменить ничем. Однако в настоящее время мы видим, что у детей остается все меньше возможностей именно для классической, традиционной игры, дающей гармоничное развитие. Многие причины этого были те приведены выше. Ребенок просто не в состоянии сам «выкроить» кусочек пространства и времени, не в состоянии найти именно свой коллектив. У него для этого нет никаких возможностей. Поэтому взрослые должны всячески стараться обеспечить ребенку условия для игр. Именно взрослые могут стать вдохновителями и организаторами, особенно на начальном этапе. Заинтересовать ребенка, показать ему бесконечные возможности для фантазии и творчества в игре, нестандартные способы решения различных задач и выхода из игровых ситуаций. Ведь дети способны на самые смелые фантазии и импровизации. Нужно только помочь им раскрыть это в себе. Игра – это не догматический строгий процесс, это всегда полет фантазии, увлекательный и захватывающий, гибкий во времени.
Если сто лет назад дети могли играть в ямщиков, через полвека - в космонавтов, то сейчас героями игр становятся и современные, недавно появившиеся персонажи. Это могут быть как представители различных профессий, так и герои телеэкрана, а в последние годы - и интернета. Сюжеты также заимствуются из окружающей действительности. Некоторые игры напротив, мало изменяются: «Дочки – матери», «Больница», «Магазин» и так далее, что, связано с их неизменной актуальностью. При этом можно наблюдать, как в процесс вносятся также элементы из современной жизни. Так, скажем, магазин становится супермаркетом, больница – клиникой, даже косметологической и так далее.
Подводя итог вышесказанного, хочется отметить, что сложившаяся ситуация побуждает поставить вопрос о формировании более серьезного и ответственного отношения к игре дошкольников как у родителей, так и у педагогов.
Для решения данной проблемы необходимо повышать уровень педагогической культуры родителей.
Для развития игры детей в семье, родителям рекомендуем:
- обогащать впечатления детей, через чтение книг, обсуждение событий из деятельности людей, к их взаимоотношениям, рассказы взрослых о себе, проведение экскурсий, прогулок, посещение музеев, театров;
- побуждать детей к играм – фантазиям, придумыванию сказок, рассказов, историй;
- выделять время для игры с ребенком.
В том, что дети не умеют правильно играть, виной становится и сам педагог, т. е. его низкая игровая грамотность, игровая культура.
Педагогу необходимо повысить игровую грамотность, игровую культуру, быть партнером ребенка в игре.
Игровая позиция воспитателя включает в себя:
- способность находить нестандартные пути достижения цели;
- поэтапное изменение тактики педагогического сопровождения ребенка в игре (партнер-координатор-наблюдатель);
- отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений современных дошкольников;
- ориентацию педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности;
- создание современной предметно-игровой среды.
Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.
Мишель де Монтень
Литература
1. Абрамян Л. А. Игра дошкольника /Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. ; Под ред. С. Л. Новоселовой. - М. : Просвещение, 2009. - 286 с.
2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка /Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - № 6. - 2006. - С. 62-76.
3. Кравцов Г. Г. Игра как ведущая деятельность и форма организации жизни дошкольника / Г. Г. Кравцов. - М. : Юрайт, 2010. - 288 с.
4. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры - В 2-х т. Т. 1. / А. Н. Леонтьев. - М. : Мысль, 2003. - 456 с.
5. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова. - М. : Слово, 2008. - 312 с. Эльконин Д. Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей /Д. Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5. - С. 41-46.