МААМ-картинки

Теоретическая часть «Развитие творческих способностей детей, через развлечения по изобразительной деятельности»

Оля Мельникова
Теоретическая часть «Развитие творческих способностей детей, через развлечения по изобразительной деятельности»

Развитие творческих способностей детей, через развлечения по изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность – важнейшее средство всестороннего развития дошкольника. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эмоционального положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности.

Публикация «Теоретическая часть „Развитие творческих способностей детей, через развлечения по изобразительной деятельности“» размещена в разделах

Столкнувшись с проблемой пониженного интереса у детей к творчеству, были разработаны развлечения по изобразительной деятельности.

Известно, какую роль игра выполняет в жизни ребенка, она захватывает его, завладевает его мыслями и чувствами. Игра - приоритетный вид деятельности, имеющий большое значение для всестороннего развития дошкольника.

В методических разработках игровой момент используется, как средство активизации интереса к изобразительной деятельности.

Цель: формирование интереса к изобразительной деятельности.

Задачи:

1. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру

2. Развивать творческие способности

3. Воспитывать дружеское отношение друг другу, желание работать в коллективе

Данное пособие состоит из нескольких частей.

В первой, раскрываются теоретические аспекты творческих способностей. Вторая часть посвящена развитию творческих способностей через праздники и развлечения в детском дошкольном учреждении.

Теоретические аспекты творческих способностей.

Понятие творческих способностей

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным вида художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. Что такое творческие способности на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Деятельность человека в любой области можно разделить на два основных вида поступков. Один действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными, такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью, заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении

человека присутствует творческая деятельность,

результатом которой является не воспроизведение

бывших в его опыте впечатлений или действий, а

создание новых образов или действий. В основе этого

вида деятельности лежат творческие способности.

Творческие способности — это особенности качества

человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Психология детского творчества

Несмотря на огромное значение дошкольного детства для всего последующего развития художественных способностей, психологические закономерности детского творчества исследованы пока еще недостаточно.

Последнее время во всем мире наиболее популярны международные выставки детского изобразительного творчества, общество проявляет особый интерес и заботу и развитии изобразительных способностей детей. Однако, если в дошкольном возрасте очень много детей рисует, то очень мало тех, кто продолжает рисовать повзрослев. По сравнению с дошкольным детством, к 15-летнему возрасту детей, увлекающихся рисованием, остается в три раза меньше.

С возрастом значительно уменьшается круг людей, способных к артистическому творчеству, которое является продолжением детской игры. В начальной школе у многих детей ухудшаются музыкальные способности.

К детскому творчеству психологи относят: хореография, изобразительное, музыкальное творчество, игра, сочинение сказок и стихов, фантазия.

Раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям под музыку. В первые два года жизни основное, на что необходимо обращать внимание педагогам и родителям - это

развитие психомоторики. Однако в последние годы наблюдается слишком сильный крен в сторону развития мышления раньше, чем движения. Дети очень мало двигаются, тем более под музыку. А ведь это основа для развития всех видов детского творчества. Благодаря движениям под музыку у ребенка развиваются слухо-моторные, зрительно-пространственные координации, музыкальный слух, ребенок овладевает общими движениями, учится управлять своим телом.

Однако занятия хореографией дети часто начинают в 4-5 лет, когда сенситивный период упущен. Занятия превращаются в формальное выполнение достаточно сложных движений, редко отличающихся той гибкостью и пластичностью, которая доступна младенцу.

Следующим видом детского творчества, имеющим, огромное значение для развития художественных способностей в онтогенезе является, изобразительное творчество: рисование, лепка, аппликация. К сожалению, практика детских садов показывает, что наибольшее место в изобразительной деятельности детей отдано лепке и аппликации. Тогда как основой для этих более сложных видов детского творчества являются движения под музыку и рисование. Благодаря: первым развиваются общие движения малыша, благодаря второму начинается перенос этих, пока еще не совсем координированных движений на лист бумаги, стену, на пол, в зависимости от того, что является для ребенка более удобным для самовыражения. Многим родителям непонятно, почему ребенок не хочет рисовать на листе бумаги, не пачкая стены, пол, стол. Начинается "битва" с развивающимися художественными способностями на аккуратность. Или ребенок усаживается за парту и занимается менее "опасными" занятиями: лепкой и аппликацией, тогда как рисовать для ребенка важно так же, как и говорить.

Особое место в развитии творческих способностей детей занимает музыкальное искусство. Однако многие родители и воспитатели игнорируют использование классической музыки (хотя в последнее время продается множество прекрасных записей классической музыки, аранжированной специально для малышей) во время занятий.

Рисование под музыку по степени положительного воздействия на

эмоции малыша превышает все остальные виды детской

деятельности. Эмоциональное воздействие музыки таково, что

вызывает у ребенка множество ассоциаций. Движения руки

становятся плавными, и в то же время, уверенными. Ребенок не

боится сделать неправильно, так как его сознание подчинено более

высокому закону, чем смешные правила, установленные аккуратными взрослыми. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир. Ребенок становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно-слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе "очарованного" музыкой мозга.

Задамся вопросом, каким же образом организовать должное обучение, чтобы ребенок обладал необходимой суммой знаний и в то же время не утратил творческих способностей.

Прежде всего, необходимо отказаться от стереотипного мнения, что детство - это только подготовка к будущей взрослой жизни.

Термин "дошкольное детство" создает в сознании взрослых образ будущего школьника, а не сегодняшнего малыша. Важно снять этот психологический барьер на пути к пониманию взрослыми сегодняшнего, реального ребенка. Большинство детей каждый день живет с ощущением, что такими, какими они являются сегодня, они быть не должны, И вместо того, чтобы раскрывать и развивать с помощью родителей, учителей свои природные задатки, дети превращаются в пассивных накопителей отфильтрованной и переработанной взрослыми информации об окружающем мире и оценочных суждений о самих себе и результатах своей деятельности.

Каким же образом ребенок может учиться, то есть, стать учеником, художником, танцором, музыкантом, поэтом? Как снять это противоречие: или ученик, или творец?

На этапе дошкольного детства основной деятельностью, обеспечивающей, наиболее адекватные условия для развития контролирующей функции интеллекта ребенка является игра, в том числе применительно к данной работе.

Развитие творческих способностей через праздники и развлечения по изодеятельности

Работа детского сада подразумевает развитие интереса к творчеству, эстетическое отношение к окружающему миру и искусству. Это и является проблемой дошкольного учреждения, так как нет разработанных сценариев развлечений по изодеятельности, а обычные занятия не дают полностью раскрыть задуманное.

В связи с этим были разработаны сборники развлечений по изобразительной деятельности, которые способствуют повышению интереса детей к искусству и развитию творческих способностей.

При разработке развлечений учитывались возрастные особенности детей младшего (2 младшей и средней групп) и старшего (старшей и подготовительной групп) возраста, степень нагрузки. В ходе работы видна результативность, так как развлечения были построены на разнообразных методах и приемах, демонстрационном материале и интересных сюрпризных моментах.

В старшем возрасте с помощью таких развлечений, как: "Волшебный замок", "По морю-океану", "Зимушка-зима" развиваем способность сравнивать цвета окружающих предметов, формируем умение самостоятельно определить содержание и построение рисунков, учим использовать цвет, линию в творческих работах. "Необычный зоопарк", "Королева Кисточка и Кляксун", "Волшебный ковер", "Страна Перевертундия" развивают воображение, творчество и быстроту реакции. В "Сказочной стране", "Праздник красок" побуждают детей к активному экспериментированию с цветом. Закрепляют навыки рисования красками, рисование всей кистью и её кончиком, рисование прямых линий и прямоугольных форм.

В младшем возрасте, на таком занятие как "Волшебные карандаши" закрепляет знание основных 7 цветов, знакомит с правильным расположением радуги.

"Путешествие по стране Рисовандия", "Заколдованный снег", "Петрушка в гостях у малышей" активно используются методы нетрадиционного рисования, которые способствуют творческому развитию детей.

Параллельно используются разнообразные формы организации

художественной деятельности, обеспечивается взаимосвязь с

другими видами искусства, как литература, музыка, театр. А так

же активно включаю в развлечения подвижные игры и

физминутки.

Осуществляется взаимосвязь узкими специалистами: музыкальным руководителем, инструктором по физическому развитию.

Тесно ведется работа с родителями по данной теме. Они активно участвуют в организации и проведении праздников.

Необходимо продолжать поиск новых форм проявления культуры управления как условия, направленного на реализацию специалистами своего потенциала в творческой деятельности.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Родительское собрание «Я не художник, я только учусь!» НЕТРАДИЦИОННОЕ СОБРАНИЕ «Развитие творчества ребенка через нетрадиционное искусство» Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встречи с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретическая часть «Развитие творческих способностей детей, через развлечения по изобразительной деятельности»
Опубликовано: 14 февраля 2015 в 09:36
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД