Ольга П
Теоретические аспекты инновационной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Инновация в современном словаре иностранных слов трактуется как нововведение. А инновационный процесс – комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Новшество – это новое средство, метод, программа. Нововведение или инновация предполагает переход системы из одного состояния в другое. Не всегда новое является прогрессивным и современным. Прогрессивно то, что эффективно и результативно.
Публикация «Теоретические аспекты инновационной деятельности» размещена в разделах
Основной причиной, мотивом возникновения инновационных процессов, является противоречие или же проблемная ситуация между сложившимися за долгие годы обучения, организации педагогического процесса и новыми условиями и требованиями общества, социального заказа. Являясь государственно-общественным институтом, ДОУ создается обществом для выполнения конкретных целей и потому выполняет его социальный заказ.
Причины, мотивы возникновения инновационных процессов :
1. Социальный заказ, потребности и запросы общества, родителей;
2. Нормативные документы органов власти и управления;
3. Достижения современной педагогики, психологии, социологии;
4. Педагогический опыт;
5. Творческий поиск педагогов, руководителя ДОУ, потребность, поиск.
Основные направления инновационных процессов в дошкольном образовании (Третьяков определяет)
1. Изменение содержания образовательно-воспитательного процесса;
2. Изменение условий и организации, форм;
3. Внедрение инновационных программ, технологий, систем;
4. Создание новых видов ДОУ, изменение статуса ДОУ;
5. Изменение системы управления.
Инновационные процессы внедрения по масштабу (объему) преобразований бывают :
1. Локальные (частные, единичные);
2. Модульные (если вводится блок программ во всем учреждении, осваивается новая программа, изменяется организация учебного процесса).
3. Системные (предусматривает изменение, перестройку ДОУ, изменение статуса учреждения, создание нового на базе прежнего).
Жизненные циклы инноваций.
1. Возникновение.
2. Освоение (проникновение, распространение).
3. Насыщение (освоение многими людьми, проникновение во все звенья).
4. Рутинизация (длительное использование; становится нормой).
5. Кризис (исчерпанность возможностей применить в новыз областях).
6. Финиш (нововведение перестает быть таковым).
Поиск улучшения.
Внедрение программы
1. Сбор информации (подготовительный этап);
2. Самоэкспертиза своей деятельности, кадров;
3. Теоретическая подготовка, изучение программы;
4. Внедрение программы;
5. Диагностика уровня развития детей;
6. Анализ деятельности;
7. Поиск механизма обобщения опыта собственной работы.