Теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания в профессиональной деятельности

Рудакова Екатерина
Теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания в профессиональной деятельности

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эмоциональное выгорание как психологическая проблема

Для оказания практической помощи при наличии у работников синдрома профессионального выгорания важно изначально знать, что это – психологическая, социальная или медицинская проблема. Для ее решения необходимо исследовать как социальные факторы, так и психологическое состояние проблемы. В задачи настоящей работы входит решение вопросов, связанных с психологическим обоснованием развития эмоционального и профессионального выгорания. Для этого необходимо выявить личностные и субъектные факторы, способствующие или препятствующие развитию синдрома выгорания.

При исследовании синдрома выгорания как психологической проблемыследует особое внимание обратить на содержание понятий: «эмоциональное выгорание», «профессиональное выгорание», «психическое выгорание», «эмоциональное перегорание» и др. В настоящее время в научной психологической литературе наиболее часто используются понятия синдром выгорания, эмоциональное выгорание и профессиональное выгорание. В дальнейшем будут использоваться именно эти понятия. По всей видимости, ситуация с терминологией может измениться, если в исследовании синдрома выгоранияв качестве методологического подхода будут использованы общепсихологические категории: категория личности, категория субъекта, категория деятельности, категория общения. Более полувека назад трудно было представить суждения ученых о негативном влияниидеятельности на формирование личностных качеств специалиста и развитие его психологических функций.

Исключением могло быть описание чувства усталости, нередко приятной усталости (например, после физической работы) от успешно выполненной работы. Однако в большинстве исследований чаще употреблялось понятие «утомление», которое имело четкие объективные физиологические характеристики и критерии [2;4; 8].

В то же время при разработке теории деятельности и описания ее сущности многими учеными обращалось внимание на описание условий и факторов, которые снижают продуктивность профессиональной деятельности у работников, имеющих большой трудовой стажи и профессиональный опыт.

При оценке многочисленных фактов по этой проблемеприходится сталкиваться с удивительным противоречием: деятельность не только способствуетнакоплению профессионального опыта, личностному и профессиональному развитию специалиста, с одной стороны, и возникающим в результате профессиональной деятельности болезни, с другой.

Такое противоречие не могло остаться незамеченным, мало исследованным и нерешенным. Поэтом в зарубежной и отечественной научной литературе появилось множество психологических и медицинских публикаций, освещавших новую для того времени проблему.

Знание условий и факторов, приводящих (этиологических и сопутствующих) к развитию такого синдрома или болезни, в разных профессиях является необходимым и значимым для понимания его сущности, разработки и внедрения профилактических и коррекционных методов, приемов, технологий для преодоления этого синдрома. В медицинской практике появилось направление – профессиональные болезни, а в психологической – синдром выгорания. Назначение таких технологий состояло в ликвидации негативного влияния трудовой, профессиональной деятельности и их последствий, с целью повышения качества выполнения профессиональной деятельности и сохранения здоровья специалиста. Проблема эмоционального и профессионального выгорания предполагает проведение научного анализа и раскрытия причин этих двух единых, но имеющих свою специфику процессов.

На сегодняшний день модным психологическим и медицинским диагнозом, характеризующим здоровье работающего человека, является синдром эмоционального выгорания, который если суммировать симптоматику у различных авторов [6; 8; 19; 27; 35;48], насчитывает более 100 симптомов.

Нередко в научной литературе употребляется еще один термин – «профессиональное выгорание». Разнообразие симптомов и различная этиология этих понятий не позволяет их считать равноценными и тождественными. Большинство отечественных и зарубежных исследователей придерживаются мнения, что эмоциональное выгорание – это личностная, психологическая деформация под влиянием постоянных стрессов [6;35; 48]. Оно является одним из критических последствий современного постиндустриального общества, которое сопровождается повышением активности ряда факторов, влияющих на риски выгорания.К ним относя: статусно-ролевые, личностные и профессионально организационные факторы.

Профессиональное выгорание представляет собой также форму деформации личности, но развитие, которой протекает стрессов, возникающих в конкретной профессиональной деятельности [6; 33; 48].

Профессиональное выгорание более узкое понятие и во многом зависит от условий профессиональной деятельности.

Впервые на синдром выгорания обратили внимание психиатры. Согласно их толкованию, слово «эмоциональное» касается личной жизни, душевного неблагополучия и одновременно физического недомогания.

Согласно нашим представлениям, для более глубокого и содержательного понимания «эмоционального», «профессионального выгорания», этиологии их происхождения, патогенеза (развития, адекватного использования психотерапевтических и психокоррекционных процедур, противостоящих эмоциональному и профессиональному выгоранию следует эти феномены оценивать,учитывая общепсихологические категории: личность, субъект, деятельность и общение.

В нашем понимании общепсихологические категории должны выступать как методологические основания при исследовании этой проблемы.

Публикации по теме:

Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога Именно педагоги и являются той категорией, которая наиболее подвержена выгоранию. Сюда же относятся: - люди, перегруженные ответственностью,.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Задачи: - знакомство с понятием «профессиональное выгорание» - анализ собственных переживаний Ход тренинга: 1. Игра «Поменяйтесь местами».

Консультация «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками. Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности,.

Семинар-практикум «Профилактика профессионального и эмоционального выгорания» Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья.

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального.

Консультация «Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания» Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога. Задачи: • познакомить участников тренинга с некоторыми.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цели: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов;.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов» Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания в профессиональной деятельности
Опубликовано: 10 октября 2019 в 23:54
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
27 января. День снятия блокады Ленинграда

Годовщине снятия Ленинградской  блокады посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей рекомендательной подборкой занятий, чтобы рассказать детям о подвиге блокадников, о том, как им удалось...

27 января. День рождения Моцарта

27 января отмечается день рождения у одного из самых популярных классических композиторов, произведения которого знают во всех странах, все – от мала до велика. Занятия очередного тематического дня мы...

Детский мастер-класс в нетрадиционной технике по обрывной аппликации «Цветок»
Мастер – класс «Цветок» ребята подготовительной к школе группы выполнили в нетрадиционной технике – обрывной аппликации. Материал для выполнения...
Мастер-класс для педагогов «Волшебные пальчики» (мелкая моторика)
Федотова Елена Мастер-класс для педагогов "Волшебные пальчики" ( мелкая моторика) Дети, поступая в 1й класс, сталкиваются с рядом проблем с обучением....
Проект «Новогодняя сказка»
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель - Субботина Татьяна Викторовна, музыкальный руководитель - Кузнецова...