Теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания в профессиональной деятельности

Рудакова Екатерина
Теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания в профессиональной деятельности

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эмоциональное выгорание как психологическая проблема

Для оказания практической помощи при наличии у работников синдрома профессионального выгорания важно изначально знать, что это – психологическая, социальная или медицинская проблема. Для ее решения необходимо исследовать как социальные факторы, так и психологическое состояние проблемы. В задачи настоящей работы входит решение вопросов, связанных с психологическим обоснованием развития эмоционального и профессионального выгорания. Для этого необходимо выявить личностные и субъектные факторы, способствующие или препятствующие развитию синдрома выгорания.

При исследовании синдрома выгорания как психологической проблемы следует особое внимание обратить на содержание понятий: «эмоциональное выгорание», «профессиональное выгорание», «психическое выгорание», «эмоциональное перегорание» и др. В настоящее время в научной психологической литературе наиболее часто используются понятия синдром выгорания, эмоциональное выгорание и профессиональное выгорание. В дальнейшем будут использоваться именно эти понятия. По всей видимости, ситуация с терминологией может измениться, если в исследовании синдрома выгорания в качестве методологического подхода будут использованы общепсихологические категории: категория личности, категория субъекта, категория деятельности, категория общения. Более полувека назад трудно было представить суждения ученых о негативном влияниидеятельности на формирование личностных качеств специалиста и развитие его психологических функций.

Исключением могло быть описание чувства усталости, нередко приятной усталости (например, после физической работы) от успешно выполненной работы. Однако в большинстве исследований чаще употреблялось понятие «утомление», которое имело четкие объективные физиологические характеристики и критерии [2;4; 8].

В то же время при разработке теории деятельности и описания ее сущности многими учеными обращалось внимание на описание условий и факторов, которые снижают продуктивность профессиональной деятельности у работников, имеющих большой трудовой стажи и профессиональный опыт.

При оценке многочисленных фактов по этой проблеме приходится сталкиваться с удивительным противоречием: деятельность не только способствуетнакоплению профессионального опыта, личностному и профессиональному развитию специалиста, с одной стороны, и возникающим в результате профессиональной деятельности болезни, с другой.

Такое противоречие не могло остаться незамеченным, мало исследованным и нерешенным. Поэтом в зарубежной и отечественной научной литературе появилось множество психологических и медицинских публикаций, освещавших новую для того времени проблему.

Знание условий и факторов, приводящих (этиологических и сопутствующих) к развитию такого синдрома или болезни, в разных профессиях является необходимым и значимым для понимания его сущности, разработки и внедрения профилактических и коррекционных методов, приемов, технологий для преодоления этого синдрома. В медицинской практике появилось направление – профессиональные болезни, а в психологической – синдром выгорания. Назначение таких технологий состояло в ликвидации негативного влияния трудовой, профессиональной деятельности и их последствий, с целью повышения качества выполнения профессиональной деятельности и сохранения здоровья специалиста. Проблема эмоционального и профессионального выгорания предполагает проведение научного анализа и раскрытия причин этих двух единых, но имеющих свою специфику процессов.

На сегодняшний день модным психологическим и медицинским диагнозом, характеризующим здоровье работающего человека, является синдром эмоционального выгорания, который если суммировать симптоматику у различных авторов [6; 8; 19; 27; 35;48], насчитывает более 100 симптомов.

Нередко в научной литературе употребляется еще один термин – «профессиональное выгорание». Разнообразие симптомов и различная этиология этих понятий не позволяет их считать равноценными и тождественными. Большинство отечественных и зарубежных исследователей придерживаются мнения, что эмоциональное выгорание – это личностная, психологическая деформация под влиянием постоянных стрессов [6;35; 48]. Оно является одним из критических последствий современного постиндустриального общества, которое сопровождается повышением активности ряда факторов, влияющих на риски выгорания. К ним относя: статусно-ролевые, личностные и профессионально организационные факторы.

Профессиональное выгорание представляет собой также форму деформации личности, но развитие, которой протекает стрессов, возникающих в конкретной профессиональной деятельности [6; 33; 48].

Профессиональное выгорание более узкое понятие и во многом зависит от условий профессиональной деятельности.

Впервые на синдром выгорания обратили внимание психиатры. Согласно их толкованию, слово «эмоциональное» касается личной жизни, душевного неблагополучия и одновременно физического недомогания.

Согласно нашим представлениям, для более глубокого и содержательного понимания «эмоционального», «профессионального выгорания», этиологии их происхождения, патогенеза (развития, адекватного использования психотерапевтических и психокоррекционных процедур, противостоящих эмоциональному и профессиональному выгоранию следует эти феномены оценивать, учитывая общепсихологические категории: личность, субъект, деятельность и общение.

В нашем понимании общепсихологические категории должны выступать как методологические основания при исследовании этой проблемы.

Публикации по теме:

Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов Мастер-класс по профилактике эмоционального выгорания педагогов Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога Именно педагоги и являются той категорией, которая наиболее подвержена выгоранию. Сюда же относятся: - люди, перегруженные ответственностью,.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Задачи: - знакомство с понятием «профессиональное выгорание» - анализ собственных переживаний Ход тренинга: 1. Игра «Поменяйтесь местами».

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания в профессиональной деятельности
Опубликовано: 10 октября 2019 в 23:54
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 октября. Выставка самодельной посуды на МААМ

Посуда как часть нашей повседневной жизни сопровождает нас тысячелетиями. От первого глиняного кувшина и котелка до современных высокотехнологичных кастрюль – такова история развития посудной цивилизации....

23 октября. День рождения Джанни Родари

Кто не знает озорного, храброго, никогда не унывающего мальчика-луковку Чиполлино? Не будем ручаться за весь мир, но в России и СНГ этого сказочного героя знают абсолютно все. Ведь Чиполлино много лет...

Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Жук бронзовка»
Пока дети сладко спали , к нам окно влетел красивый жук. Как он умудрился пролезть через маскитную сетку, трудно сказать, но как-то сумел. Я его...
Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Осень в лесу»
Задачи: продолжать учить создавать образы разных деревьев и составлять из них композицию «Осень в лесу», правильно работать с ножницами соблюдая правила...
Конспект родительского собрания «Как рассказывать ребёнку про мир животных» (средняя...
Цель: познакомить родителей с практическими способами воспитания у детей нравственных и этико – экологических знаний: доброжелательности, заботы и...