Тетрадь для домашнего закрепления пройденных лексических тем

ИРИНА РЫЧИНА
Тетрадь для домашнего закрепления пройденных лексических тем

ТЕТРАДЬ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОЙДЕННЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ

Учебно-методическое пособие

(для детей дошкольного возраста старшей логопедической группы с общим недоразвитием речи)

Автор- составитель:

Рычина Ирина Александровна

Учитель-логопед МДОБУ детский сад №1

МО Кореновский район

Задания на лето от учителя – логопеда

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома.

При выполнении рекомендаций следует соблюдать ряд условий:

1. Приступать к выполнению рекомендаций следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.

2. Большинство заданий выполняйте в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

3. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.

4. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.

5. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.

6. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.

7. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т. е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!

8. Находясь рядом с ребёнком, развивайте у него волевые качества, умение ограничивать свои желания, доводить начатое до конца, выполнять нормы поведения.

9. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.

Рекомендации специалистов дошкольного воспитания родителям на летний период:

Уделяйте постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного развития словарного запаса, умения строить фразу детей.

Наполните повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

• в собственной речи четко проговаривайте окончания слов, дайте ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т. д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т. д.);

• обращайте внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).

• привлекайте внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т. д.).

Активно развивайте мелкую моторику рук вместе с ребёнком:

Играйте в пальчиковые игры, лепите, рисуйте, раскрашивайте, клейте, вырезайте, конструируйте, используйте игры — мозаика, шнуровка, пазлы, лото, конструктор, лего и т. д. Ребёнок самостоятельно должен одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться, застёгивать (расстёгивать) пуговицы, молнии, застёжки, шнуровать.

Пополните багаж знаний вашего ребёнка яркими впечатлениями и ощущениями.

В этой тетради представлен материал, продолжающий закрепление в домашних условиях развития речевых способностей дошкольников с общим недоразвитием речи. Задания, представленные в пособии, нацелены на подготовку детей к школьному обучению. Весь материал направлен на формирование и развитие внимания, памяти, воображения, аналитико-синтетических функций, ориентировку в пространстве, обогащение словарного запаса и развитие графо-моторных навыков.

Приятного, яркого вам отдыха!

ВРЕМЕНА ГОДА.

Упражнение «Когда это бывает?»

Снег на полях, лед на лугах, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)

Сошли снега, шумит вода, день прибывает, когда это бывает? (Весной)

Пусты поля, мокнет земля. Дождь поливает.

Когда это бывает? (Осенью)

Солнце печет, липа цветет. Рожь поспевает.

Когда это бывает? (Летом)

Упражнение «Подскажи словечко».

Дел у меня немало — я белым одеялом всю землю укрываю,

В лед реки убираю, белю поля, дома. Зовут меня. (зима).

Я раскрываю почки, в зеленые листочки деревья одеваю.

Посевы поливаю, движения полна. Зовут меня. (весна).

Я соткано из зноя, несу тепло с собою. Я реки согреваю,

«Купайтесь», — приглашаю. И любите за это вы меня. Я. (лето).

Несу я урожаи, поля вновь засеваю. Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю, но не касаясь елочек и сосен. Я. (осень).

Упражнение «Бывает — не бывает»

Раскрась круг: Да-красный, Нет- синий

Летом дети катаются на санках.

Зимой дети лепят снежную бабу.

Осенью колхозники убирают урожай.

Зимой на деревьях распускаются почки.

Весной дети играют в снежки.

Летом дети купаются и загорают.

Прочитайте стихотворение, обсудите его, найдите логические ошибки.

Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей «Га-га-га!» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ — это правда или нет?

Прочитайте рассказы, обсудите, ответьте на вопросы. Перескажите по выбору.

Зима

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и на коньках.

Вопрос. Какое наступило время года? (Наступила зима)

Что лежит на земле? (На земле лежит белый снег)

Куда спрятались звери? (Звери спрятались в норы)

Кто рад зиме? (Рады зиме дети)

Что делают дети зимой? (Дети зимой катаются на лыжах и коньках)

Помоги Глебу встретиться с Артемом.

Весна

Наступила весна. Стало тепло. Потекли ручейки. Дети сделали из бумаги лодочки. Они пускали лодочки по воде. Одна лодочка намокла и утонула. Миша бежал за лодочкой и упал в воду.

Вопрос. Что сделали дети из бумаги? Что стало с лодочкой? Что случилось с Мишей?

Лето

Наступило лето. Мы гуляли по лугу. Трава выше колен, густая, зеленая. А сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки. Одни — в синих колпачках, другие — в белых веночках. А у иных головка вся желтая, будто лучистое солнышко.

Вопрос. С чем сравнивает автор цветы? Как ты думаешь, какие цветы он изобразил? Видел ли ты их?

Осень

Желтеют на деревьях листья. Часто дует ветер и моросит мелкий осенний дождик. Становится холоднее, исчезают в лесу цветы. Птицы собираются в дальний путь.

Прочитать слоги

АМ УМ ИА ОА АУ ТО МУ

АС ОЗ ИТ УТ АП ОП УП

ОВОЩИ. ФРУКТЫ. ЯГОДЫ

1. Заполните таблицу (нарисовать овощи, фрукты, ягоды)

цвет

форма красный желтый зеленый бордовый фиолетовый

Выделите лишнее слово, подчеркните его, объясните свой выбор:

• картофель, лук, чеснок, груша;

• малина, редис, перец, картофель;

• капуста, свекла, морковь, клубника;

• баклажан, слива, помидор, перец;

• ежевика, кабачок, огурец, тыква.

Назови ласково: Один-много:

Клубника- клубничка

Малина-

Вишня-

Помидор-

Яблоко-

Огурец-

Лук-

Картофель- Ягода- ягоды

Куст-

Дерево-

Корзина-

Поляна-

Персик-

Груша-

Помидор-

Это можно выучить: «Ваза с фруктами».

Высокая ваза стоит на столе.

Играют лучи в голубом хрустале.

Положим мы в вазу душистый банан –

Подарок далеких тропических стран.

Добавим лимон, апельсин, мандарин.

А после обеда мы фрукты съедим!

Заполните таблицу, отвечая на вопросы (какой, какое, какая):

начинка для пирога (какая) Сок

(какой) Варенье

(какое)

яблоко

груша

апельсин

лимон

слива

айва

персик

ананас

вишня

Выполните штриховку

Прочитать слоги

АК УК ИК ОК СА ТО УЗ

АТ ОТ ИТ УТ ТА ТО ТУ

Прочитайте народную сказку «Молодильные яблоки». Обсудите прочитанное.

СЕМЬЯ. ЧЕЛОВЕК.

Связная речь

Составление рассказа о себе и своей семье.

Образец рассказа:

Меня зовут. Мне ___ лет. Я родился ___

Мой адрес: ___

Моего папу зовут. Он работает.

Мою маму зовут. Она работает.

Нарисуй свою семью.

Кто старше? Кто младше?

– бабушка или папа – дедушка или папа

– ты или мама – ты или папа

– мама или дедушка – мама или бабушка

Упражнение «Доскажи словечко»

Ушами мы (что делаем)

Глазами (что делаем)

Головой (что делаем)

Носом (что делаем)

Ртом (что делаем)

Руками (что делаем)

Ногами (что делаем)

Раскрась места, где есть буква А, синим цветом, и узнаешь, что подарили Владику на день рождения.

Это можно выучить наизусть:

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой - парень с душой,

Палец указательный - господин влиятельный,

Палец средний - тоже не последний.

Палец безымянный - с колечком ходит важный,

Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.

ПОСУДА

Упражнение «Для чего нужны»

Ложка- нужна для того, чтобы есть суп, кашу

Нож- для того, чтобы___

Тарелка- для того, чтобы___

Сковорода- для того, чтобы___

Кастрюля- для того, чтобы___

Вилка - для того, чтобы___

Чашка - для того, чтобы___

Выполнить штриховку

Упражнение «Посчитай посуду»

1 чашка,2 чашки, 3 чашки, 4 чашки, 5 чашек

Ложка___

Вилка___

Нож___

Тарелка___

Чайник___

Бутылка___

Найди пару, соедини кружку с блюдцем

Прочитайте ребенку сказку К. Чуковского «Федорино горе». Выясните, понял ли малыш, почему посуда сбежала от Федоры, чем закончилась сказка.

ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Найди пару

Упражнение «Из чего - какой?»

Туфли из кожи (какие)

Платье из шелка (какое)

Шляпа из соломы (какая)

Пиджак из шерсти (какой)

Сапоги из резины (какие)

Шапка из меха (какая) кожаные туфли

Назови ласково: Один-много:

Куртка- курточка

брюки-

сапоги-

ботинки-

шапка-

панама-

шарф-

юбка- Шляпа-

футболка-

фартук-

шуба-

платье-

платок-

кепка-

сапог-

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Внимательно послушай стихотворение.

День рождения

На полянке в день весенний

Под высокою сосной

К медвеженку в день рожденья

Собрался народ лесной:

Ежик, волк, енот, барсук,

Заяц, лось, лисенок-друг.

Ответь на вопросы:

1) Как называется стихотворение?

2) У кого был день рождения?

3) Какие животные пришли в гости к медвежонку?

Упражнение «Чьи хвосты?»

У лисы чей хвост (Лисий) ; чьи уши? (лисьи) ;чья голова? (лисья)

У зайца___

У лося___

У волка___

У медведя___

У белки___

Собери семейку:

мама папа детеныш детеныши

лиса лис лисенок лисята

волчица

медведица медвежонок

ежиха

зайчиха зайчата

Упражнение «Посчитай»

1 лиса-2лисы- 3 лисы- 4 лисы- 5 лис

1 волк___

1 заяц___

1 медведь___

1 ёж___

1 белка___

1 лось___

Прочитайте ребёнку венгерскую народную сказку «Два жадных медвежонка» Выясните, понял ли он, какими была медвежата, какой была лиса, за что были наказаны медвежата.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ

Упражнение «Покорми животных»

Чем покормить курицу? (травой, зерном)

Чем покормить кошку? (рыбой, молоком, сметаной)

Чем покормить лошадь?___

Чем покормить собаку?___

Чем покормить козу?___

Упражнение «Скажи ласково»

Кошка- кошечка, собака- собачка, корова- коровка, лошадь- лошадка,

Свинья- свинка, овца- овечка, коза- козочка.

Упражнение «Кто как голос подаёт»

Корова мычит- му-у-у

Свинья хрюкает -хрю-хрю

Коза блеет- ме-ме-ме

Собака лает- гав-гав

Лошадь ржёт- иго-го

Овца блеет- бе-бе-бе

Кошка мяукает- мяу-мяу

Найди, раскрась, сосчитай. Корова (коричневый, цыпленок (желтый, курица (зеленый, свинья (розовый, баран (синий, утка (красный, кролик (оранжевый, кот (голубой)

Назови мам и их детенышей. Нарисуй дорожку и помоги детенышам пройти к своей маме.

Собери семейку:

мама папа детеныш детеныши

овца баран

лошадь

коза козленок

корова

собака щенки

кошка

курица петух

утка утенок

индюшка индюшата

Прочитайте сказку Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок». Поделитесь друг с другом впечатлениями.

ТРАНСПОРТ

Помоги автобусу проехать в зоопарк.

Упражнение «Пересчет транспорта»

Образец: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин.

Посчитай до 5 со словами: колесо, лодка, машина.

Какой транспорт спрятал художник? Раскрась воздушный вид транспорта.

Упражнение «Один — много»

Машина – машины.

Автобус –

Поезд –

Самолёт –

Велосипед – Лодка –

Вертолёт –

Мотоцикл –

Теплоход –

Катер –

ПРОФЕССИИ. ИНСТРУМЕНТЫ

Мастерица на все руки

Нам сошьет пиджак и брюки.

Не закройщик, не ткачиха.

Кто она, скажи? ___

На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает. ___

Упражнение «Кто что делает?»

Учитель

пожарный

строитель

маляр

фотограф

повар

портной

парикмахер

библиотекарь

врач

писатель

водитель

доярка

продавец

сапожник — учит читать, писать, считать

— тушит пожар

— строит и ремонтирует дома

Упражнение «Бывает — не бывает»

Раскрась круг: Да-красный, Нет- синий

Маляр красит стену.

Водитель управляет самолетом

Парикмахер вяжет кофту

Почтальон разносит почту

Доярка шьет одежду

Фотограф сочиняет музыку

Выполнить штриховку

НАСЕКОМЫЕ

Каких насекомых спрятал художник? Раскрась насекомых, которые умеют летать.

Упражнение «Посчитай»

Один жук, два жука, три жука, четыре жука, пять жуков

Один паук___

Одна божья коровка___

Один муравей___

Одна пчела___

Один кузнечик___

Одна муха___

Один комар___

Послушай утверждения, верны ли они?

Раскрась круг: Да-красный, Нет- синий

Упражнение «Четвертый лишний» (назови лишний предмет.

объясни свой выбор, используя слова «потому что»)

Муха, муравей, грач, пчела.

Стрекоза, жук, гусеница, собака.

Паук, голубь, синица, сорока.

Бабочка, таракан, муха, комар.

Тля, моль, пчела, гусеница.

Прочитать слоги

АУ УА ИУ ОУ АИ АТ ОТ ИТ УТ ТА ТО ТУ

СУ МА КА ИК ОС ОЗ АС АП ОА ЗА УС АК

Прочитайте сказку К. Чуковского «Муха- цокотуха», побеседуйте с ребёнком о прочитанном.

Публикации по теме:

Формирование лексических средств языка в работе с детьми с ОНР посредством синквейна. Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная.

Фотоотчет приготовления домашнего лимонада в средней группеФотоотчет приготовления домашнего лимонада в средней группе -Ребята, сегодня мы с вами приготовим домашний лимонад. Сначала мы вспомним кому нужна вода. После просмотра презентации "Кому нужна вода",.

Использование сказок при изучении лексических тем Использование народных и авторских сказок при изучении лексических тем. Я часто использую сказочные сюжеты при разработке занятий, сделала.

Итоговое занятие «Во саду ли в огороде» на закрепление лексических тем «Овощи и Фрукты» (фотоотчёт)Итоговое занятие «Во саду ли в огороде» на закрепление лексических тем «Овощи и Фрукты» (фотоотчёт) Для формирования и развития лексико - грамматических категорий у детей логопедической группы с общим недоразвитием.

Конспект на закрепление лексических единиц по теме «Clothes» — «Одежда» Тема: Одежда / Clothes Программное содержание: Учить понимать английскую речь на слух; Способствовать развитию речи; Воспитывать желание.

Мастер-класс по проведению лексических и грамматических игр по развитию речи с детьми дошкольного возраста Цель: развивать связную речь у детей. Оборудование: картинки животных, птиц, мебели, муляжи овощей, «сенсорные карты» Артикуляционная гимнастика.

Тетрадь преемственности работы учителя-дефектолога воспитателями Основная цель коррекционно-педагогической работы направлена на развитие эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сферы,.

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста по закреплению лексических тем Тема: «Фрукты». 1. Лексика. Существительные: фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, ананас, банан, сад, дерево, урожай,.

Рекомендации для родителей по организации домашнего чтенияРекомендации для родителей по организации домашнего чтения Дети дошкольного возраста очень любят слушать сказки и стихотворения. Чтение должно проходить в спокойно обстановке, когда ничто не отвлекает.

Планирование лексических тем на учебный год (младшая группа) Младшая группа Тематика: Сентябрь: Здравствуй, детский сад 1. Наша группа 2. Наши игрушки 3. Помощники 4. Мои друзья Октябрь: Осень 1.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тетрадь для домашнего закрепления пройденных лексических тем
Опубликовано: 16 июня 2016 в 10:25
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проектная деятельность музыкального руководителя «Оркестр русских народных инструментов»
Проект «Оркестр русских народных инструментов». Вид проекта: исследовательский. По числу участников: подгрупповой. Участники проекта: подгруппа детей,...
Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством...
Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» ( описание опыта работы) Пояснительная...
Эссе «Моя педагогическая философия»
Душа каждого ребенка – это уникальный и неизведанный мир, целая планета, на которой зарождаются и крепнут его первые мечты, стремления и ценности. В силах...
Фотоотчёт «Посткроссинг. Привет из Полевского»
НА ДУМНОЙ ГОРЕ Вдали от индустрии шумной Стою, Оглушен тишиной. С горы открывается Думной Урал полевой и лесной. Гляжу на него я с любовью, Темнеет...
Сценарий выпускного в начальной школе. Флеш-моб 1 класса
Сценарий выпускного в начальной школе. Флеш- моб 1 а класса Выход совы символ «ВГЛ». Сова. Здравствуйте, уважаемые гости, учителя и выпускники! Я- Мудрая...