Валентина Белослудцева
Тезисы «Внедрение новых форм партнерства воспитателя с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение новых форм партнерства воспитателя с родителями.
Воспитывает все : люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.
(А. С. Макаренко)
Взаимодействие двух важных для общества институтов диктуется новыми условиями жизни общества. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. Но все мы знаем, что в дошкольном образовании произошли большие изменения после вступления в силу Федеральных Государственных образовательных стандартов, где одним из важных условий реализации Программы по вопросам образования ребёнка, является взаимодействие педагогов с родителями. Но Стандарт предполагает не только взаимодействие, но и непосредственное вовлечение в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов, в основе которых лежит выявление потребностей семьи, а также поддержки их инициатив; создание условий для участия родителей в образовательном процессе.
Публикация «Тезисы „Внедрение новых форм партнерства воспитателя с родителями“» размещена в разделах
Партнерское взаимодействие ДОО педагогов и родителей (законных представителей) должно быть основано на следующих правилах взаимодействия:
- формирование совместной тактики по решению любого вопроса, связанного с воспитанием ребёнка;
- совместный анализ и выявление причин возникновения непонимания;
- стремление к взаимному уважению и положительному отношению на каждом этапе: родитель-ребёнок, ребёнок-педагог, педагог – родитель;
- активизация и обогащение умений родителей по воспитанию детей;
- оказание поддержки для уверенности родителей в собственных педагогических возможностях.
Работа происходит в три этапа.
I этап: информационно-аналитический.
1. Изучение семьи ребёнка, детско-родительских отношений с помощью анкетирования, создание социального портрета семьи, посещение семьи.
2. Определение форм и методов педагогического общения с семьёй.
3. Анализ педагогических ситуаций, подбор методов к их решению
II этап: практический.
На практике наряду с традиционными беседами и консультациями родители привлекаются к разным формам досуговой деятельности. Родители не только гости на всех развлечениях, но и активные участники их создания: они принимают участие в обсуждении сценария, украшении зала, групповой комнаты или участка, принимают участие в танцах, конкурсах, сценках и т. д. Родители, совместно с детьми, готовят выставки по различным темам («Бабушка и дедушка меня любят», «Новый год - семейный праздник», «Генеалогическое древо», участвуют в разнообразных проектах («Моя семья», «Пасхальная неделя», «Я – артист», «Киндер сюрприз всегда дарит радость», «Наши увлечения», «Мой нежный и ласковый зверь», «Дорогой мой человек» и т. д., конкурсах разного уровня. Родители принимают участие в создании в группах мини-музеев «Уголок родного края», «Наши спортивные достижения», «Мамина игрушка» и т. д. Вместе с детьми мамы и папы оформляют альбомы по различным темам: «Семейный отдых», «Мой любимый детский сад», «Семейные праздники» и т. д. Стало популярным проведение совместных выходных - маршрут выходного дня, когда дети, педагоги и родители совместно посещают мероприятия, организуемые в рамках социального партнёрства (музей, библиотека, стадион и т. д., а также планируют различные походы и экскурсии.
Помимо досуговых форм для родителей организуются семинары-практикумы, на которых проводятся тренинги с участием педагога-психолога, логопеда. Проведение таких семинаров позволяет родителям по-новому взглянуть на взаимоотношения в своих семьях, оценить уровень собственного авторитета в глазах своего ребёнка. Подобные тренинги помогают родителям пробудить в себе воспитательный потенциал и желание помочь своему ребёнку.
Современные родители достаточно грамотны и самостоятельны. Они легко могут найти необходимый материал по интересующим вопросам воспитания детей и изучить его. Но практика показывает, что эта информация бывает слишком общей и у родителей возникает параллельно много вопросов и желание – получит практическую помощь. Для взаимного диалога и партнёрства создан консультационный пункт, клуб успешной адаптации, почта доверия, клуб выходного дня.
III этап – результативный. Результат этого – приобщение родителей к миру детства, мотивация желания прожить каждый миг вместе со своим ребёнком, обогащение опыта воспитания, развитие умения интересно проводить досуг в условиях семьи, создание благоприятных условий для развития ребёнка по своей траектории, а самое главное – объединение детей и взрослых в общих делах. И, конечно же, немаловажным фактом являются благодарственные письма и заметки в СМИ в адрес педагогов.