Приложение МААМ

Типы дидактических игр по развитию речи старших дошкольников

Наталья Печенева
Типы дидактических игр по развитию речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Ф. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть, пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами, лучиками и пр., расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф. Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр [18].

Публикация «Типы дидактических игр по развитию речи старших дошкольников» размещена в разделах

А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка» [9, 204].

Дидактическая игра выступает как многоречивое, сложное, педагогическое явление: дидактическая игра это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения детей, и самостоятельная игровая деятельность, а также она является средством разностороннего развития ребенка. Такие игры способствуют:

– росту познавательных и умственных способностей, что включает в себя: получение новых знаний, их обобщение и закрепление, расширение представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных;

развитию памяти, внимания, наблюдательности;

развитию умений выражать свои мысли, делать умозаключения;

развитию речи детей : пополняют и активизируют словарь;

– социально-нравственному развитию детей : в таком-то роде в игре дети познают взаимоотношения между детьми, взрослыми, а также объектами живой и неживой природы.

Схему дидактической игры образуют главные и вспомогательные компоненты. Главными компонентами являются дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К вспомогательным компонентам относится сюжет и роль.

Проведение дидактической игры включает в себя:

1) ознакомление дошкольников с содержанием игры, пользование в ней дидактическим материалом (демонстрация предметов, картинок, беседа);

2) разъяснение детям правил игры и ее хода, точное выполнение этих правил;

3) демонстрация игровых действий.

4) роль воспитателя в данной игре, его участие роли играющего, болельщика или арбитра (педагог управляет действиями играющих советами, вопросами, напоминаниями);

5) итог игры – важный момент в управлении ею. Опираясь на результат игры можно сделать выводы, насколько игра была эффективна и будут ли дети использовать ее самостоятельно в своей игровой деятельности [4, 52].

Проводя анализ игры, можно выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей и в дальнейшем правильно организовывать индивидуальную работу с ними.

В дидактической игре обучение основывается на стремлении ребенка войти в предложенную ситуацию и действовать по ее законам.

Типы дидактических игр :

1) игры с предметами (игрушками);

2) настольно-печатные игры;

3) словесные игры.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя [10, 81].

Игры с предметами (игрушками) направлены на непосредственное восприятие дошкольников, ребенок стремиться действовать с предметами и так знакомиться с ним. Играя с предметами, ребенок учиться сравнивать, устанавливает сходства и различия предметов. Такие игры имеют свою ценность в том, что при их помощи дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Когда ребенок знакомиться с природой, то в таких играх используется природный материал (семена, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др., поэтому у детей появляется большой интерес и желание играть. Например, можно использовать такие игры: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.

Настольно-печатные игры очень интересны для детей при ознакомлении с окружающим миром, животными и растениями, явлениями живой и неживой природы. Такие игры имеют разные виды: «лото», «домино», «парные картинки».  При помощи настольно-печатных игр успешно развиваются речевые навыки, математические способности, логика, внимание, дети учатся моделировать жизненные схемы и принимать решения, развиваются навыки самоконтроля.

Словесные игры – это воспитание самостоятельности мышления и развития речи у детей. Эти игры основаны на словах и действиях играющих, ребенок сам решает разные мыслительные задачи: описывает предмет, выделяет характерные его признаки, отгадывает его по описанию, находит сходства и различия предметов и явлений природы.

В ходе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.

Дидактические игры – путешествия развивают познавательную деятельность детей.

Дидактическая игра в опытно-экспериментальной деятельности формирует у детей познавательный интерес к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.

Ко всем видам занятий по развитию речи должны быть положены два требования: дети должны уметь слышать речь обращающегося к ним и сами должны говорить.

1. Богуш А. М. Обучение правильной речи в детском саду : монография. Киев: Рад. шк., 1990. С. 47-49.57

2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб., 2007.472 с.

3. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание. 2005. №1. С. 18-23.

4. Лепская Н. И. Детская речь в свете теории коммуникации // Вопросы языкознания. 2006. №2. С. 82-89.

Публикации по теме:

Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников «Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский. Одним из основных направлений работы нашего детского.

Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений старших дошкольников Согласно ФГОС одной из составляющих образовательной области «Познание» является формирование элементарных математических представлений дошкольников,.

Картотека дидактических игр для старших дошкольников У Детский сад №99 г. Саранска ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №12 Воспитатель: Зародова Н. И. Саранск 2016 Карточка№1. «Геометрические.

Картотека дидактических игр для старших дошкольников «Воспитание патриотических чувств у детей через приобщение к истокам» Пищенкова О. И., воспитатель структурного подразделения детский сад МБОУ Школы №122 Картотека дидактических игр для старших дошкольников.

Картотека дидактических игр по развитию речи Игра «Парные картинки» Цели. Расширение объема словаря, развитие зрительной памяти. 1 вариант: На столе выкладываются картинки. Дается.

Картотека музыкально-дидактических игр для старших дошкольников Игры на контрастность динамики. УЗНАЙ СКАЗКУ Цель: Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального.

Комплекс дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольников Комплекс дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольников Игра «Чем похожи и чем отличаются?» Цель: развитие зрительного восприятия,.

Отчет по самообразованию «Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр» Поскольку старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для логического мышления, то я развиваю интерес к моделированию, к знаковым.

Развитие у старших дошкольников монологической речи с помощью специальных дидактических упражнений Автор Ирина Красильщикова Развитие у старших дошкольников монологической речи с помощью специальных дидактических упражнений Вопросы развития.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр Одна из основных задач, решаемых педагогами дошкольных образовательных учреждений, – развитие речевых навыков. Проблема всегда была актуальна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Типы дидактических игр по развитию речи старших дошкольников
Опубликовано: 9 марта 2019 в 17:59
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Типы дидактических игр по развитию речи старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Печенева (УИ 153301) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД