Наталья Печенева
Типы дидактических игр по развитию речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Ф. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть, пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами, лучиками и пр., расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф. Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр [18].
Публикация «Типы дидактических игр по развитию речи старших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка» [9, 204].
Дидактическая игра выступает как многоречивое, сложное, педагогическое явление: дидактическая игра это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения детей, и самостоятельная игровая деятельность, а также она является средством разностороннего развития ребенка. Такие игры способствуют:
– росту познавательных и умственных способностей, что включает в себя: получение новых знаний, их обобщение и закрепление, расширение представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных;
– развитию памяти, внимания, наблюдательности;
– развитию умений выражать свои мысли, делать умозаключения;
– развитию речи детей : пополняют и активизируют словарь;
– социально-нравственному развитию детей : в таком-то роде в игре дети познают взаимоотношения между детьми, взрослыми, а также объектами живой и неживой природы.
Схему дидактической игры образуют главные и вспомогательные компоненты. Главными компонентами являются дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К вспомогательным компонентам относится сюжет и роль.
Проведение дидактической игры включает в себя:
1) ознакомление дошкольников с содержанием игры, пользование в ней дидактическим материалом (демонстрация предметов, картинок, беседа);
2) разъяснение детям правил игры и ее хода, точное выполнение этих правил;
3) демонстрация игровых действий.
4) роль воспитателя в данной игре, его участие роли играющего, болельщика или арбитра (педагог управляет действиями играющих советами, вопросами, напоминаниями);
5) итог игры – важный момент в управлении ею. Опираясь на результат игры можно сделать выводы, насколько игра была эффективна и будут ли дети использовать ее самостоятельно в своей игровой деятельности [4, 52].
Проводя анализ игры, можно выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей и в дальнейшем правильно организовывать индивидуальную работу с ними.
В дидактической игре обучение основывается на стремлении ребенка войти в предложенную ситуацию и действовать по ее законам.
Типы дидактических игр :
1) игры с предметами (игрушками);
2) настольно-печатные игры;
3) словесные игры.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя [10, 81].
Игры с предметами (игрушками) направлены на непосредственное восприятие дошкольников, ребенок стремиться действовать с предметами и так знакомиться с ним. Играя с предметами, ребенок учиться сравнивать, устанавливает сходства и различия предметов. Такие игры имеют свою ценность в том, что при их помощи дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Когда ребенок знакомиться с природой, то в таких играх используется природный материал (семена, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др., поэтому у детей появляется большой интерес и желание играть. Например, можно использовать такие игры: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.
Настольно-печатные игры очень интересны для детей при ознакомлении с окружающим миром, животными и растениями, явлениями живой и неживой природы. Такие игры имеют разные виды: «лото», «домино», «парные картинки». При помощи настольно-печатных игр успешно развиваются речевые навыки, математические способности, логика, внимание, дети учатся моделировать жизненные схемы и принимать решения, развиваются навыки самоконтроля.
Словесные игры – это воспитание самостоятельности мышления и развития речи у детей. Эти игры основаны на словах и действиях играющих, ребенок сам решает разные мыслительные задачи: описывает предмет, выделяет характерные его признаки, отгадывает его по описанию, находит сходства и различия предметов и явлений природы.
В ходе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.
Дидактические игры – путешествия развивают познавательную деятельность детей.
Дидактическая игра в опытно-экспериментальной деятельности формирует у детей познавательный интерес к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.
Ко всем видам занятий по развитию речи должны быть положены два требования: дети должны уметь слышать речь обращающегося к ним и сами должны говорить.
1. Богуш А. М. Обучение правильной речи в детском саду : монография. Киев: Рад. шк., 1990. С. 47-49.57
2. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб., 2007.472 с.
3. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание. 2005. №1. С. 18-23.
4. Лепская Н. И. Детская речь в свете теории коммуникации // Вопросы языкознания. 2006. №2. С. 82-89.