МААМ-картинки

Занятие с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста «Традиции и быт кубанских казаков»

НАТАЛЬЯ ПУТИЛОВА
Занятие с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста «Традиции и быт кубанских казаков»

город. Усть-Лабинск Муниципальное Бюджетное

Дошкольное Учреждение № 24

воспитатель Путилова Наталья Владимировна

Тематическое занятие с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста.

«Традиции и быт Кубанских казаков»

Публикация «Занятие с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста „Традиции и быт кубанских казаков“» размещена в разделах

Цель: воспитывать патриотические чувства-любовь к малой Родине, чувство уважения и гордости за свой народ, живущий в мире и дружбе со всеми народами земли; знакомить детей с жизнью, бытом Кубанских казаков; развивать познавательный интерес к истории своего народа. Формировать представления о традициях Кубанского быта. Приобщать к культурным традициям Кубанского народа, вызвать интерес к творческой деятельности жителей Кубани.

Словарная работа: рубель, посиделки, шашка, пика, наездник, черкеска, газырь, бурка, атаман, предки, казак, казачка, коромысло, папаха, шаровары, лампасы, винтовка. скачки, кружева, вышивка.

Предварительная работа: рассматривание старых фотографий альбомов, беседы с детьми, прослушивание аудио-записи Кубанского казачьего хора. Разучивание народных хороводов. Рассказ воспитателя об истории Кубани.

Материалы: магнитофон, кассета с песнями Кубанского казачьего хора, костюм казачки, проектор, слайд-презентация «О Кубанских казаках», куклы, стулья-кони.

Ход занятия

Воспитатель (в костюме казачки) : Здравствуйте, ребята! Я сегодня приглашаю вас на казачьи посиделки. А о ком мы будем с вами говорить, подскажут строки из стихотворения.

Шашка, пика, верный конь,

Рой наездников любимый –

С ними мы неотразимы,

Мчимся в воду и огонь!

И за то тебе мы, воин,

Песню громкую споём.

Ты герой наш, ты достоин

Называться казаком!

Ответы детей.

Слайд № 1

Воспитатель: Правильно, ребята, мы сегодня поговорим о наших предках-казаках, о замечательном героическом казачьем крае. О быте и традициях кубанских казаков.

-Кто мне скажет, как можно назвать одним словом маму, папу, бабушку и дедушку?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, родственники. А еще их можно назвать-предки.

Близкие предки – это мамы и папы, бабушки и дедушки, а дальние предки – это те ваши родственники. которые жили до них. И вот сегодня я вам расскажу о наших дальних родственниках—предках Кубанских казаках.

Слайд № 2

Воспитатель:– Как вы думаете, есть ли на этих иллюстрациях казак? Почему вы так думаете?

Ответы детей

Воспитатель Да, действительно, это казаки! Казаки живут рядом с нами, среди нас; живут семьями. Так кто же такие Кубанские казаки?

Мы с вами живём в казачьем крае, вокруг нашего города очень много хуторов, станиц. А это и есть поселения казаков.

В давние времена, 400 лет назад, в наши края бежали со всей России люди от тяжёлой жизни. Они селились по берегам рек нашего края. А почему по берегам рек расселялись, строили свои жилища люди? Да потому, что где вода – там и жизнь. Люди обустраивали жилища, обзаводились семьями и жили. Эти свободолюбивые люди называли себя казаками. Казак – это значит вольный человек, удалой.

Слайд № 3

Воспитатель: В казачьих семьях главой семьи был казак. Он работал в поле, добывал пищу для семьи, самое главное- охранял границу от врагов.

Посмотрите, какой он носит красивый костюм. На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги.

На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей- для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает теплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака. Казаки носили лампасы. Этот элемент шаровар расценивался как осознание своей принадлежности к вольному царству. Казаки, как известно, свободолюбивый, гордый, независимый народ. И это проявлялось даже в одежде. Вот и лампасы были предметом гордости, который, впрочем, пытались запретить и даже расстреливали за ношение этого знака отличия. Тем не менее казаки стояли на своем и не сдавались.

Слайд № 4

Воспитатель : Жена казака называлась-казачка. Посмотрите, на ее красочный костюм. На казачке одета юбка, очень длинная, яркая, расписная, да и кофточка тоже расшитая, украшена вышивкой. На ногах казачки носили черевички-кубанские сапожки. Важный элемент костюма казачки головной убор. Казачки носили платки.

Слайд № 5

Воспитатель: Основной задачей казачек являлась работа по дому, содержание хозяйства, воспитание детей. Жена должна была быть во всем покорной своему мужу, а тот, в свою очередь, привозил ей гостинцы из дальних стран. С утра ей надо сходить принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду.

Слайд № 6

Воспитатель: Гладила она одежду рубелем- утюгом. Посмотрите какой он ребристый. На каталку наматывают мятое белье и с силой проводят по нему рубелем несколько раз. Белье получается гладким. Кроме этого казачка растит детей, готовит кушать, обустраивает свое жилище, прядет, шьет, вышивает.

Слайд №7

Воспитатель: Казачки украшают свою одежду, предметы в доме вышивкой и кружевом.

Слайд № 8

Воспитатель: Семьи казаков были большие, много детей, жили все в любви и дружбе.

Казаки были сильные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать самим всё, что нужно для жизни: жилище построить, семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать. Жизнь была тяжёлой. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и обязан был воевать до победы. Жизнь была не лёгкой и опасной, так как часто нападали враги на русские земли, а казаки любили всегда свою Родину – Русь и готовы были в любой момент встать на её защиту.

Воспитатель: А сейчас мы посмотрим, какие у нас мальчики-казачки ловкие.

Игра «Кто быстрее сядет на коня»

Воспитатель: За родную Русь воевали и охраняли границы Астраханские, Уральские, Волжские, Запорожские, Донские и Кубанские казаки. Вот сколько много разных казаков. Рядом с нашим городом течёт река Кубань. Значит, у нас Кубанские казаки.

Воспитатель:

-А кто знает, какое же главное призвание казаков?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, быть военным. Казак смелый, отважный, храбрый воин: воевал на коне с винтовкой через плечо и шашкой в руке. Каждый казак имел личное оружие – саблю, пику, верховую лошадь.

Смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость - все эти качества воспитывались в казаках с детства. Ведь служба казаков по охране границ своего Отечества была не легка. Казаки – надёжная сила Родины во все времена.

Воспитатель:

-Кто-нибудь знает, как называют командира, которого выбирают за смелость и отвагу?

Ответы детей.

Слайд № 9

Воспитатель: Правильно. Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок. Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое выражение: если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему говорили: «Не плачь, казак, атаманом будешь!»

А когда военные походы заканчивались, то казаки вместе с атаманом возвращались в свои семьи, в свой родной хутор или станицу. Казаки возвращались к обычной мирной жизни.

О кубанских казаках складывались стихи песни, поговорки:

Казак без коня – что солдат без ружья.

Казак сам голодает, а коня накормит.

Конь казаку лучший друг

Казаку конь- отец родной и товарищ дорогой.

На Кубани любили не только петь, но и танцевать.

Веселил нас много раз

Наш Кубанский перепляс

И сегодня не скучаем,

Всех на танец приглашаем.

Звучит веселая песня из репертуара Кубанского казачьего хора. Воспитатель приглашает детей стать в круг. Дети пляшут под веселую Кубанскую песню, используя знакомые танцевальные движения: шаг с притопом, присядка, сужение и расширение круга…

Воспитатель: А еще есть много кубанских традиций.

Слайд № 10

Воспитатель: Казаки гостей встречают хлебом, солью.

На службу молодого казака провожают на коне в добротной одежде и с оружием.

Стариков казаки уважают, слушают их советы, называют на «Вы».

На казачьих праздниках всегда проводились скачки.

Воспитатель: Из покон веков на Кубани любили петь : на свадьбах, проводах в армию, в поле, за прялкой и у люльки малыша.

Воспитатель предлагает девочкам взять куклы на руки и покачать их, звучит кубанская колыбельная песня.

Воспитатель: Мы живём в казачьем крае, где дружно живут люди и других национальностей. Они трудятся и растят своих ребятишек, которых приводят в наш детский сад «Зернышко», где мы живём дружной весёлой семьёй и не забываем об истории нашего родного края.

Вот и подошла к концу наша встреча.

-Вам понравились наши посиделки?

Ответы детей.

Воспитатель: Славится наш народ угощением сладким.

Чай горячий-наша сила,

Украшение стола

Чая лихо не бывает

Так в народе говорят.

Чай здоровье, всякий знает

Пей хоть пять часов подряд.

Воспитатель приглашает всех выпить чай с сушками, ватрушками и пирогами вкусными.

Публикации по теме:

Проект по приобщению детей к истокам культуры кубанских казаков «Кукла в кубанском костюме» Проект по приобщению детей к истокам культуры кубанских казаков. подготовительная группа «Фантазёры» воспитатель: Л. Н. Макеева «Кто в куклы.

Интегрированное занятие для подготовительной группы «Приглашение казаков» Подготовила музыкальный руководитель Гумирова Марина Леонидовна Интеграция образовательных областей: Социализация. Музыка. Познание Коммуникация.

Картотека кубанских народных игр. Игровая деятельность - главная в дошкольном мире. Среди множества игр, народные игры занимают особое место. Они имеют многовековую историю,.

Конспект НОД «Быт Донских казаков»Конспект НОД «Быт Донских казаков» Подготовила и провела воспитатель Крикущенкова В. П с воспитанниками старшей группы Задачи: * Закреплять представление детей о быте и укладе.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Семейный уклад казаков» Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье. Познание - Помочь детям понять родственные отношения.

Образовательная ситуация на тему «Традиции и обычаи кубанских казаков» Конспект составлен и проведен в рамках инновационного проекта "Организация сетевого взаимодействия и социального партнерства через создание.

Ознакомление дошкольников с историей и традициями донских казаков Современное образование, начиная с дошкольного возраста, создаёт возможности для ребёнка не только усваивать внешние признаки мира, но и.

Проект «Казаков много не бывает, но мало не покажется!» Пояснительная записка Что в жизни бывает красивей, Чем юности цвет по весне. И спелое поле России. В казачьей моей стороне? Иван Варавва.

Конспект занятия «Традиции и обычаи казаков юга России» Цель. Знакомить с жизнью, традициями и обычаями казаков. Развивать познавательный интерес к истории своего народа. Материал. Старинные фотографии.

Конспект занятия «Жизнь и труд казаков» Цель: -познакомить детей с орудиями труда казаков; -расширить знания детей о жизни и быте первых поселенцев-казаков; Задачи: -продолжить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста «Традиции и быт кубанских казаков»
Опубликовано: 7 сентября 2016 в 14:37
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД