Традиционная тряпичная кукла

Любовь Бабушкина
Традиционная тряпичная кукла

Традиционная тряпичная кукла

несет память культуры и делает это

гораздо ярче, шире и глубже, чем

любая другая игрушка.

Г. Л. Дайн (Слайд 2)

Народные традиции являются важным фактором духовно-нравственного воспитания каждого человека. Наиболее естественно, органичнее и необратимее это происходит в детском возрасте. С погружением ребёнка в стихию народных традиций закладывается фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы, являющиеся истоками этнического самосознания и национального характера.

Существует много определений понятия «традиция» (Слайд 3,4). По мнению Сергея Александровича Арутюнова, Александра Бенционовича Гофмана традиция - это элемент социального и культурного наследия, которое передается от поколения к поколению в течение длительного времени.

Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. Она содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества. Поэтому так важно выработать у современного педагога уважения к традициям, позитивное к ним отношение, желание поддерживать их и сохранять (Слайд 5,6).

Данные социологического опроса показывают, что поддерживают народные традиции в детском саду 42,8 % педагогов. Остальные 26,2 % респондентов относятся безразлично к проблеме, а 31,0 % - негативно, не поддерживают народные традиции и не проявляют желание их поддерживать в будущем (Слайд 7).

Анализ парциальных и комплексных программ, в которые включены разделы патриотического воспитания и приобщения детей к национальной культуре и традициям позволил нам выделить следующие приоритетные направления деятельности ДОУ в данном направлении:

1. Окружение ребёнка предметами национального характера

2. Использование фольклора во всех его проявлениях (это сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, т. к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка.

3. Это организация совместно с родителями народных праздников. Изучение традиций.

4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством (Слайд 8).

Но этого, на наш взгляд, недостаточно. Важнейшей составляющей любой культуры является игрушка. Игрушка приходит к нам с раннего детства. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Ведь она – носитель сакральных ценностей, родовой информации. И одной из наиболее любимых нами игрушек всегда была КУКЛА (Слайд 9).

Кукла не рождается сама: ее создает человек, сохраняя в ее образе самобытность и характерные черты своего народа. Народная игровая кукла является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит социализация в обществе (Слайд 10).

Матерчатых кукол люди делали еще в незапамятные времена. В русской деревне такая кукла была наиболее распространенной игрушкой. Способ, каким изготавливали куклу-закрутку, строго следовал «заветам предков». Такая кукла не шилась, её не должна была касаться игла - она сворачивалась. У куклы не было ног, чтобы «не убежала». До XVIII века у тряпичной куклы не было лица, чтобы не вселилась душа, способная навредить.

Кукла рассматривалась и как эталон рукоделия –по ним судили о мастерстве и вкусе владелицы. В кукольных играх непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Традиционных русских тряпичных кукол можно разделить по назначению (Слайд 11, по способу изготовления (Слайд 12); по образу – на куклу-крестьянку и куклу-барыню. Кроме того куклы делились по размеру: на локтевые, ладонные, пальчиковые.

Работа по приобщению детей к традиционной тряпичной кукле предусматривает решение определенных воспитательно-образовательных задач, обратите внимание на экран (Слайд 13).

Необходимое условие оптимизации процесса приобщения к народным тряпичным куклам – это использование комплексного подхода к выбору методов. Для последовательной реализации педагогических задач на занятиях целесообразно использовать следующие методы обучения, размещенные на слайде.

I. Методы эмоционального стимулирования художественно- практической деятельности:

1. Создание ситуации успеха

2. Поощрение

3. Использование игр и игровых форм организации

4. Создание ярких наглядно-образных представлений (Слайд 14).

II. Методы развития познавательного интереса:

1. Создание познавательной ситуации

2. Создание креативного поля (Слайд 15).

III. Волевые методы:

1. Предъявление учебных требований

2. Оперативный контроль (Слайд 16).

IV. Социальные методы:

1. Постановка системы перспектив

2. Развивающая кооперация

3. Создание ситуаций уподобления

4. Включение заданий, связанных с формотворчеством (Слайд 17).

Дети, как правило, ничего объективно нового не открывают и не изобретают. Их творчество заключается не столько в создании новых способов решения образовательных задач, сколько в своеобразном комбинировании уже освоенных, известных им приемов и способов действия (Слайд 18).

Руководя обучением, следует привлекать детей к решению творческих задач разного типа: повтор показанных педагогом способов выполнения, вариации, импровизация. Такая система художественно-творческих задач построена с таким расчетом, чтобы обеспечить их решение последовательно в процессе освоения программы.

При повторе главная задача состоит в том, чтобы повторить традиционные приемы выполнения куклы. В результате выполнения одного и того же задания все куклы получаются разными: на характер кукол накладывает отпечаток индивидуальность старшего дошкольника.

В вариативных заданиях дети имеют большую свободу в выборе материалов при изготовлении и декорировании костюмов для своей игрушки.

Наиболее сложная задача — это импровизация с целью создания образа куклы, декоративного решения ее костюма. Это и ритм орнаментов, и цвет, и фактура материалов. Импровизации используются на этапе, когда дети овладели традиционными способами изготовления куклы и готовы создавать собственные оригинальные изделия.

Особое внимание следует уделить структуре занятия по работе над тряпичной куклой, которая имеет определенный алгоритм педагогических действий. На слайде представлен алгоритм построения занятия по изготовлению тряпичной куклы (Слайд 19).

1. Вводная часть.

2. Объяснение нового материала (история и традиции народной тряпичной куклы, перечень материалов и их свойства, планирование).

З. Выполнение эскизов.

4. Изготовление основы куклы

5. Создание костюма куклы.

6. Оформление куклы.

7. Итог занятия.

Таким образом, в процессе продуктивной творческой деятельности ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка (Слайд 20).

Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно - прикладному и текстильному дизайну. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

Спасибо за внимание! (Слайд 21).

Прикреплённые файлы:

nar-kukla_vi5np.pptx | 21728,07 Кб
 
Публикации по теме:

«Народная тряпичная кукла». Семинар-практикум«Народная тряпичная кукла». Семинар-практикум Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов. Расширение знаний педагогов по использованию эффективных педагогических средств,.

Мастер-класс «Тряпичная кукла Крупеничка» Мастер класс «Тряпичная кукла – крупеничка» Цель: Раскрыть способы нравственной деятельности дошкольника. Задачи: Пополнить знания о народных.

Мастер-класс «Тряпичная кукла»Мастер-класс «Тряпичная кукла» Мастер класс рассчитан для воспитателей и родителей. Материал: три разноцветных круга разных расцветок (размер кругов примерно 30Х30 см,.

Мастер-класс «Тряпичная кукла»Мастер-класс «Тряпичная кукла» Предлагаю вашему вниманию мастер класс " Тряпичная кукла" Сделать такую куклу очень просто. Для этого Вам понадобится материал, ножницы,нитки,вата.

Народная тряпичная кукла Кувадка тульскаяНародная тряпичная кукла Кувадка тульская Увидев на сайте акцию " Гирлянда Дружбы" конечно не смогла пройти мимо И тут же родилась идея этого мастер-класса, мастер-класс для тех.

Русская народная тряпичная кукла Народная кукла – средство приобщения дошкольников к истокам русской культуры. Актуальность этой темы объясняется тем, что в настоящее.

Старинная тряпичная кукла «Перевёртыш»Старинная тряпичная кукла «Перевёртыш» Эта кукла не простая, «Перевертышем» зовётся. Глянешь так – красна девица, Эдак – бабой обернётся! Кукла «Перевёртыш» - это особая народная.

Старинная тряпичная кукла «Желанница»Старинная тряпичная кукла «Желанница» Когда-то, давным-давно, у каждой деревенской девушки была такая кукла. А появлялась она тогда, когда девушка имела сокровенную мечту.

Тряпичная народная кукла «Домашняя масленица»Тряпичная народная кукла «Домашняя масленица» Масленица-это древний языческий праздник до крещения Руси. Отмечался он 7 дней до весеннего равноденствия и 7 дней после. Посвящалась Масленица.

Тряпичная кукла «Благополучница». Мастер-классТряпичная кукла «Благополучница». Мастер-класс Я впервые участвую в конкурсах и надеюсь, что вы оцените мои старания. Я хотела бы поделится навыками создания тряпочной славянской куклы.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Традиционная тряпичная кукла
Опубликовано: 20 мая 2016 в 13:27
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 февраля. День весеннего оформления интерьеров на МААМ

Весна – не просто одно из четырёх времен года. Это – новая жизнь. Это волшебная пора, когда оживает вся природа, с каждым днём всё сильнее пригревает ласковое солнце, щебечут радостно птицы на ветках, всё...

29 февраля. Праздник Бабы-Яги и Кощея Бессмертного на МААМ

Без этих отрицательных персонажей русские народные сказки не были бы...

Ай-да масленица, широкая масленица!
По сложившейся традиции в нашем детском саду собрались на детских площадках проводить зиму и встретить весну. С задорными песнями и плясками дети и взрослые...
Формы работы с детьми по патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному...
Дидактическое пособие «Тактильно-звуковые дорожки»
Дидактическое пособие "Тактильно-звуковые дорожки" Данное дидактическое пособие предназначено, для индивидуальной работы или работы с парой детей над...