Богомолова Вероника Витальевна
Требования к условиям проведения психологического обследования ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа № 5»
Петропавловск - Камчатского городского округа
683015, г. Петропавловск-Камчатский ул. Кирова, 4 тел. 24-25-45; 24-22-95 School5_PKGO_41@mail.ru
Требования к условиям проведения обследования ребенка.
Обследование должно происходить в спокойной, доброжелательной обстановке, отсутствии шума и посторонних людей (в том числе и родителей, общение легкое, непринужденное, голос негромкий. Если ребенок не выполнил тест, следует повторить его, дать инструкцию другими словами, если опять не получается дать образец выполнения.
Публикация «Требования к условиям проведения психологического обследования ребенка» размещена в разделах
При обследовании дается два-три перерыва для активного и пассивного отдыха. При активном отдыхе возможны:
а) движения, двигательные упражнения под музыку;
б) рисование;
в) сюжетная игра.
При пассивном отдыхе ребенку говорят «отдохни» и незаметно следят за его действиями во время отдыха.
Если у обследующего возникает гипотеза о нарушении нейродинамического компонента в протекании высших психических функций (ВПФ) у ребенка, то, наоборот, в процедуру обследования включают помехи. К примеру, увеличение темпа подачи текста, увеличение объема материала, включение помех акустических (шум) и зрительных (увеличение материала и предметов в поле зрения ребенка).
Требования к процедуре обследования
• Создание интереса у ребенка к обследованию (отсутствие интереса может привести к неправильным выводам о возможностях ребенка).
• Создание атмосферы сотрудничества и контакта с ребенком.
• Создание нормальной речевой среды: исключается излишняя речь психолога, исследование должно идти на фоне немногословия педагога.
Совет
Первое, что должен сделать психолог, входя в контакт с ребенком, – подстроиться под его ритм.
В любом взаимодействии есть тот, кто подавляет, и тот, кто подчиняется (доминант и субдоминант).
Признаки доминантности:
1. Нависание над нами.
2. Улыбка оскал зубов в эволюционном плане.
3. Агрессия оскал зубов конструктивный и деструктивный.
То есть наше поведение определяется внешним образом (к примеру, докладчика).
Что значит войти в ритм человека?
Это значит, что надо снизить свою доминантную позицию.
С ребенком присесть на корточки. Необходимо также смотреть на себя глазами тех людей, с которыми придется общаться (так как этологические механизмы регулируют наши психические функции, то мы можем вывести себя из депрессии, расправив плечи).
Общение лучше производить на уровне Взрослый Взрослый (по Эрику Берну).
Далее, прежде чем перейти к описанию схемы психологического обследования, отметим несколько важных моментов, принципиальных для квалификации имеющейся у ребенка недостаточности (важно подмечать эти моменты).
На что необходимо обращать внимание при обследовании?
Еще, перед тем как приступить непосредственно к нейропсихологическому обследованию, а также на протяжении всего обследования, психологу необходимо подмечать ряд признаков, имеющих принципиальное значение для постановки диагноза.
Психологу необходимо констатировать наличие или отсутствие таких явлений, как:
- неловкость или скованность, мышечные зажимы, синкинезии (от греч. syn вместе и лат. kinesis движение) дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к движениям, выполняемым как преднамеренно, так и автоматически, тики, навязчивые движения, вычурные позы и т. д. ;
- пластичность (или, напротив, ригидность) в ходе любого действия, истощаемость, утомляемость, аффективные (происходит возбуждение с утратой волевого контроля над собой) эксцессы;
- наличие выраженных вегетативных реакций, аллергии, ритмичности дыхания или его сбои, нарушение формулы сна и т. п. ;
- полноценность полей зрительного восприятия.
Различные нарушения такого вида всегда свидетельствуют о предпатологическом состоянии подкорковых образований мозга, что требует коррекции, в первую очередь, именно этих процессов. Иначе недостаточность в данных мозговых структурах будет мешать полноценному развитию всех ВПФ.
Важно подмечать, насколько склонен ребенок к упрощению программы, заданной извне; легко ли он воспринимает программу действий в тестах; легко ли переключается от одной пробы к другой. Выслушивает до конца инструкцию или импульсивно приимается за работу, не пытаясь понять, что же от него требуется? Как часто он отвлекается на побочные ассоциации? Способен ли к самостоятельному планомерному выполнению требуемого, или задание доступно ему только после наводящих вопросов и подсказок экспериментатора, т. е. только после того, как изначальная задача будет раздроблена на подпрограммы. Наконец, способен ли он дать себе или другим внятно сформулированное задание и проверить его выполнение?
Ответы на эти вопросы, наряду со способностью ребенка самостоятельно проконтролировать эффективность собственной деятельности (например, найти свои ошибки и самостоятельно попытаться их исправить) свидетельствуют об уровне зрелости его произвольной саморегуляции.
Если эти виды деятельности у ребенка получаются, это свидетельствует о функциональной активности (достаточной зрелости) префронтальных, лобных отделов мозга. И хотя окончательное созревание этих структур растягивается по нейробиологическим законам до 12 15 лет, к 7 8 годам в норме есть все предпосылки для их оптимального в соответствии с данным возрастом функционирования.