Алёна Заикина
Консультация «Трехлетние малыши: как пережить кризисный возраст?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Трехлетние малыши: как пережить кризисный возраст?»
В жизни почти каждого ребёнка бывает момент, когда он превращается из розовощекого, очаровательного карапуза в самостоятельного и независимого человечка. Как правило, это происходит примерно в 3 года.
Кризис — это ряд внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях.
Ситуация, когда в течение всего нескольких месяцев существенно меняется поведение малыша, его отношения с теми, кто рядом, действительно является критической для взаимопонимания и взаимодействия между ребенком и взрослыми. И именно взрослые не всегда готовы к таким изменениям.
Публикация «Консультация „Трехлетние малыши: как пережить кризисный возраст?“» размещена в разделах
Кризис трех лет свидетельствует об одном из важных моментов развития ребенка раннего возраста – это осознание себя как отдельного существа, имеющего собственные желания, не всегда совпадающие с желаниями других. Это становится причиной нового отношения к взрослому: ребенок сравнивает себя с ним, стремится подражать в поведении, действиях, пытается реализовать стремление «быть взрослым», демонстрирует свою самостоятельность и независимость, противопоставляет свои желания требованиям взрослого.
Причины негативных проявлений кризиса трех лет
Если взрослые не замечают у ребенка тенденции самостоятельно удовлетворять свои желания, продолжают игнорировать его стремление быть независимым, сохраняют старый тип отношений, ограничивают активность, свободу ребенка, то могут возникнуть собственно кризисные проявления - негативизм, упрямство, своеволие, обесценивание требований взрослых, протест-бунт, своенравие. В случае если взрослый стоит на своем, пытается сломить детское упрямство, возникает психологическая защита: ребенок привыкает к негативным оценкам взрослого и обычно перестает «слышать» его замечания и запреты, иногда даже могут возникать невротические симптомы.
Своими «победами» над самостоятельностью ребенка, взрослый рискует вырастить безвольного, безынициативного, несамостоятельного или упорного и жестокого ребенка.
Как смягчить негативные проявления кризиса 3 лет?
Прежде всего, взрослый должен помнить о том, что взрослым является именно он, и опыта у него гораздо больше, чем у трехлетнего малыша! Поэтому и родителям, и педагогам следует понимать все изменения, происходящие с ребенком, и терпеливо относиться к возможным негативным проявлениям его поведения. Заявление малыша «Я сам!» свидетельствует о желании только действовать самому, самостоятельно, а не остаться наедине со своими проблемами.
Учитывая это на этапе кризиса трех лет родителям малыша следует:
- стать более гибкими и терпимыми, расширить права и обязанности ребенка;
- позволить малышу быть самостоятельным - не вмешиваться (по возможности) в его дела, если он не просит;
- поддержать и оценить детские усилия и проявления самостоятельности;
- контролировать свое поведение, ведь ребенок подражает поведению родных людей, поэтому родителям необходимо следить за собой;
- помнить, что ребенок может проверять несколько раз в день - действительно то, что было запрещено утром, запретят и вечером;
- переключать внимание малыша при его вспышках упрямства, гнева на что-то нейтральное, однако это переключение должно быть активным: «Давай сделаем.»;
- откладывать разговор, если малыш злится, у него истерика, на время, когда он успокоится;
- разговаривать с малышом стоит на равных, как с человеком, мнение которого вам действительно интересно;
- любить ребенка и показывать ему, что он дорог даже заплаканный, упрямый, капризный и непослушный.
Выделение и описание симптомов кризиса трех лет является важным моментом в познании кризисного явления:
- негативизм - проявляется как отрицательная реакция ребенка на просьбы и требования к нему конкретного человека;
- упрямство - непреклонная реакция ребенка на только что высказанное собственное решение. Причиной может быть чрезмерное ограничение активности и самостоятельности ребенка взрослыми.
Упрямство не следует отождествлять с настойчивостью - упорством, стойкостью, непреклонностью в достижении цели;
- строптивость – родители должны быть более гибкими, довериться своей интуиции и научиться использовать весь арсенал педагогических воздействий, варьируя, в зависимости от конкретного случая, их применение;
- ревность – родители должны более чутко относиться к потребностям каждого ребенка в семье. Иногда лучше отложить какие-то домашние дела, но обязательно в течение дня уделить хотя бы несколько минут безраздельного внимания каждому из детей, какого бы возраста они ни были.
- обесценивание - меняется личное отношение ко всему, что было раньше интересным, привычным, значимым. Обесцениваются как старые правила поведения - ребенок заявляет о своей нелюбви к родителям, воспринимает их слова, поступки как «пустой звук», так и предпочтения вещей - выбрасывает, ломает игрушки, становится разборчивым в одежде и тому подобное. Обесценивание как симптом характерен и для последующих кризисных периодов.
- деспотизм - малыш различными способами и средствами демонстрирует деспотическую власть по отношению к окружающим. Часто это происходит в семьях с единственным ребенком. Если же в семье несколько детей, может возникать ревность, когда та же тенденция к захвату власти является источником ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям;
Симптомы кризиса трех лет свидетельствуют о том, что у ребенка появилось желание проявить свое Я, он ищет поводы, где бы можно было бы противопоставить себя взрослому.