Лучший педагог года

Тренинг для педагогических работников «Эффективная работа с критикой»

Оксана Аникина
Тренинг для педагогических работников «Эффективная работа с критикой»

Тренинг для педагогических работников

«Эффективная работа с критикой»

Цель: расширение у педработников знаний в области психологии,обучение навыку принятия критики.

[

b]Упражнение. «Самоотношение»[/b]

Цель. Осознание взаимосвязи между самоотношением и отношением к себе других.

Процедура. Участникам предлагается составить два списка качеств и оформить их в виде таблицы

Публикация «Тренинг для педагогических работников „Эффективная работа с критикой“» размещена в разделах

За что я себя люблю? За что я себя не люблю?

За что меня любят другие? За что меня не любят другие?

Обсуждение. Сравниваются обе колонки и анализируются сходства или отличия.

Не бывает людей совершенных во всех отношениях – так уж циничен этот мир. Поняв и приняв это, вы уже научитесь первому приёму эффективной работы с критикой. Без шуток. Ведь избежать её полностью вряд ли удастся, но в выборе методов как к ней относиться, вы не ограничены. Мы поговорим с вами о том, как поспособствовать выработке нужных мировоззренческих установок и научиться работать с критикой.

Больше об отношении

Давайте будем честны, в первую очередь, с собой: никому не нравится, когда его критикуют. Вне зависимости от источника и причины мы начинаем испытывать дискомфорт, гнев, стресс, смущение, обиду и даже злость.

Но уметь работать с критикой нужно не только для того, чтоб минимизировать их негативное влияние. Дело ещё и в том, что помимо внутреннего «урагана», негативные оценки влияют и на наше поведение, работоспособность и продуктивность. Временами бывает очень тяжело снова «влиться» в работу над чем-либо, если предыдущие достижения были оценены низко. Или нормально относиться к человеку, чьими усилиями эти оценки были поставлены.

Но всё это можно контролировать, и больше того – управлять. Ваше собственное отношение определяется лишь характером ваших мыслей. Поэтому, с критикой можно и нужно работать. И первым шагом в данном направлении является осознание того, что избежать критики нельзя. Можно постоянно стараться уходить от ответственности, винить в неудачах других. Но можно ли так достичь чего-то действительно значащего и быть счастливым?

Второе, что следует уяснить после принятия критики как факта – понять её природу. Многие выдающиеся теоретики военного дела в своих трактатах указывают, что победить врага можно лишь поняв его. Так и с критикой. Она может быть двух видов: конструктивной, которая не является нашим неприятелем, ведь в конечном результате указывает на слабые стороны и позволяет работать над их устранением, и деструктивной. Цель второй, как видно из названия, в разрушении, создании неблагоприятной ситуации с прямым умыслом, высмеивание и т. д. Разберёмся с ними детальнее.

Конструктивная критика

Как отличить конструктивную критику от деструктивной? На уровне определений всё просто: даже если кто-то не соглашается с нами, но это призвано указать на ошибки с целью устранить их и больше не повторять – это конструктив. Другими словами, это значит, что такая критика больше в наших интересах, а не того, от кого она исходит.

Работа с конструктивной критикой

Чтобы понять, конструктивна ли критика, задайте самому себе вопрос, насколько она правдива. Обидно получить 4 с минусом за итоговую контрольную, но если действительно вы допустили ошибки, мог ли учитель поставить вам 5? Если вас во время важного доклада критикует коллега, подумайте, в чьих интересах он действует? Вы допустили ошибку в подсчётах, которая могла быть обнаружена после и принести компании убытки, а вас лишить премии или, что ещё хуже, работы. Стоит ли обижаться в таком случае?

Учитесь управлять своими эмоциями. Услышав вопросы, возражения, критику в свой адрес, многие начинают волноваться и не знают, как правильно поступить. Наверное, у всех так бывало, что в пылу спора на ум не приходит ни одного хорошего аргумента, зато после доводы отыскиваются очень легко. Так и здесь, чтобы правильно отреагировать, нужно быть максимально собранным. В крайнем случае, всегда можно извиниться, выйти, привести мысли в порядок, успокоиться, вернуться и продолжить.

Эту способность можно тренировать. Вот два простейших упражнения. Попросите своего друга/подругу критиковать вас за малейшие бытовые вещи и привычки: разбросанную по комнате одежду, внешний вид, привычку засовывать руки в карманы и т. д. Старайтесь на такую критику обоснованно отвечать. Подоплёка простая – таким образом у вас выработается некоторый рефлекс и способность быстро реагировать на критику. А то, что исходит она от близкого человека, вызывает не такие сильные эмоции. Второе упражнение проще, но без надлежащего мастерства, точнее без склонности к самокритичности и самоанализу, менее эффективно. Суть в том, чтобы «изучать» каждый предыдущий раз, когда вы подвергались критике, с точки зрения ваших ощущений и реакций. И, анализируя свой прошлый опыт, научиться правильнее себя вести в будущем.

Не встречайте критику «в штыки». Если вы сразу начнёте оправдываться или, что ещё хуже, проявите агрессию в адрес критика, это не только покажет вас в дурном свете, но и убедит присутствующих в справедливости обвинений. Если замечание дельное – согласитесь с ним, пообещайте со всем разобраться и больше не допускать ошибок. Если вашу позицию критикуют, вызывая на спор, вы всегда можете отстрочить ответ, представить его в шутливой или образной форме.

Никогда не принимайте всё сказанное на свой счёт. Речь идёт о вашей работе, её результатах, действиях и поступках, но не о вас. Никто не вправе судить вас как человека. Критика относится лишь к определённым аспектам повседневной жизни и никогда не должна влиять на вашу общую самооценку, становиться причиной для хандры или депрессии.

Работайте с критикой в прямом смысле. Никогда не оставляйте незавершённым дело, за которое вас раскритиковали. Учтите пожелания, исправьте ошибки, пообщайтесь с критиком, чтоб детально уяснить его позицию. Если не согласны – вежливо изложите свои соображения и постарайтесь решить конфликтную ситуацию сразу.

Работа с деструктивной критикой

Бывает и наоборот. Целью критики является не желание вам помочь или исправить ситуацию с заблуждениями, а нанесение вреда. Явление достаточно распространённое, даже ставшее притчей в языцех. Схожая ситуация неплохо высмеяна в сериале «Офис», где Дуайт Шрут, желая выслужиться, постоянно подставляет коллегу Джима Халперта, много и необоснованно того критикуя.

Как справляться

Опять же, не стоит принимать всё лично. Попробуйте разобраться в природе критики. Она может исходить от конкурентов, тех, кто вам завидует или просто склочных людей. Позитив здесь в том, что если вас критикуют надуманно, то это не способно навредить делу, которым вы заняты. А личное отношение к происходящему вы формируете самостоятельно.

Работайте не с критикой, а с её источником. Постарайтесь наладить контакт, узнать получше человека, который вас критикует, разберитесь в мотивах его поступков. Может быть, причина в банальном непонимании ваших идей и того, что вы делаете, и достаточно просто поговорить. Главное не быть безучастным и делать вид, что ничего не происходит. Так, есть хоть небольшие шансы всё исправить, в противном же случае, это будет отравлять вам жизнь постоянно.

Техника согласия. Простая и эффективная техника. Её суть в том, что какими бы впечатлительными вы ни были, слова остаются лишь словами. И если не давать другому вас задеть, то, чтобы он не говорил, вреда вам сказанное не доставит. Сам приём эффективно работает против людей, которые ищут ссоры по мелким причинам или просто вас достают. Например, небрежно брошенным с утра замечанием по поводу внешнего вида. Отвечать на такие выпады стоит согласием:

«У тебя слишком короткое платье!»

«Да».

Или: «Какой бледный у тебя цвет лица!»

«Есть такое».

Применение такой техники буквально обескураживает критика и не даёт возможности развить тему.

Никогда в порыве эмоций и обид не реагируйте даже на самую несправедливую критику. Иначе наговорите лишнего. Возьмите тайм-аут. От вас как раз и могут ждать необдуманных, совершённых из чувства мести, шагов. В таких случаях, если конфликт разыгрывается перед другими людьми, они оценят вашу сдержанность и благородство по достоинству. Если же критика банальная или глупая – просто не реагируйте на неё. Вы же не отвечаете на спам в своей почте?

Продолжайте делать то, что делаете. Менять свою жизнь, то, во что веришь, ради лестных отзывов, стоит едва ли. «Apple» критикуют миллионы людей по всему миру, но им это нисколько не мешает собирать километровые очереди у своих магазинов в день выхода нового продукта. Поэтому оставайтесь мотивированными. Критика может значить и то, что вы двигаетесь в верном направлении.

Практическая часть.

Цель: обучение навыку принятия критики.

Ход упражнения: Человек, не умеющий принимать критику, похож на человека с длинными пальцами на ногах, на которые легко наступить. Шаги упражнения:

1. Пойми, что тебе говорят, и оставайся спокойным.

2. Попроси разъяснения – «Что вы имеете в виду?» При этом желательно повторить фразу, по поводу которой требуются разъяснения.

3. Отметь реакцию партнера.

4. Скажи, с чем ты согласен, а с чем – нет, и почему. При этом чувствовать себя надо свободно.

Услышав критику в свой адрес, нелегко остаться спокойным и попросить разъяснений. Приходится признать, что в каждой критике есть доля правды, здоровое зерно. Надо принять какую-то часть слов о себе. Критика всегда связана с каким-то разочарованием в нас. Важно признать факт, своего несовершенства. «Да, я не могу быть идеальным. Если я признаю, что я не идеал, то этим разрешаю себе совершать ошибки и позволяю другим людям видеть себя несовершенным. Я могу не нравиться кому-то, и если я принимаю это, мне удается правильно понять критику. С чем-то из сказанного я соглашаюсь, а с чем-то – нет».

Примеры ситуаций: учитель ругает тебя за грязь в тетради; друг называет тебя жадным.

Упражнение «Захват замка»

Цель: сброс накопившейся энергии.

Из мягких модулей строится замок. Задача одной команды завладеть замком, а другой не допустить. Затем группы меняются.

Обсуждение.

Упражнение «Проективное письмо»

Цель. Принятие ответственности за эмоциональное состояние другого.

Процедура. Подумать, кто в группе больше всего нуждается в поддержке и помощи, найти способ поддержать его и попробовать написать письмо. В письме не должно быть советов адресату. Оно должно быть ориентировано на выражение собственных мыслей и чувств по отношению к этому человеку.

Обсуждение:

• это упражнение помогает отработать умения эмпатического понимания;

• работа над умениями оказывать положительные знаки внимания.

Рефлексия.

-Что получилось?

-Что не получилось?

Публикации по теме:

Аттестация педагогических работников МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ П Р И К А З 28.11.2018 № 34/кА г. Пенза Об установлении первой (высшей) квалификационной.

Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один.

Конспект мастер-класса для педагогических работников «Создание электронной игры-презентации» Мастер-класс для педагогических работников «Создание электронной игры-презентации» Подготовила и провела воспитатель СПМБДОУ №12 Галаова.

Конспект педсовета для педагогических работников образовательной организации «Агрессивное поведение дошкольников» Цель: познакомить педагогов со способами работы с детьми, проявляющих агрессивное поведение Задачи: 1. Познакомить педагогов с видами агрессивного.

Оздоровление педагогических работников Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете; Но здоровыми вы должны быть все-гда. Конфуций 1. Актуальность здоровьесберегающей.

Тест «Хорошие ли мы родители?» для педагогических работников и родителей ДОУ Все родители уверены в том, что правильно воспитывают своих детей. Почему они так непослушны? Почему не оправдывают наших надежд? Почему.

Тренинг для педагогических работников «Эмоциональная культура педагога» Цель тренинга: Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона. Задачи: - создание комфортного психологического климата.

Презентация «Выступление на районной научно-практической конференции педагогических работников» Тезисы 1 слайд Выступления на районно-практической конференции педагогических работников воспитателя МДОУ МДС «Рябинка» Бариновой Наталии.

Выступлений на аттестации педагогических работников. Защитное слово воспитателя Защитное слово воспитателя (1 слайд) Добрый день уважаемая комиссия, коллеги, гости. Меня зовут Кузнецова Ирина Николаевна. Работаю воспитателем.

Экспресс-тест для педагогических работников на определение уровня профессиональной компетентности Цель: определение уровня сформированности профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах организации работы по использованию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для педагогических работников «Эффективная работа с критикой»
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 13:41
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД