Тренинг для педагогов «Мастерская речевого творчества»

Светлана Генералова
Тренинг для педагогов «Мастерская речевого творчества»

ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Мастерская речевого творчества».

Цель тренинга - знакомство с приёмами, направленными на развитие речевого творчества.

Для проведения нужно разделиться на три команды.

Ход тренинга.

1. Игра «Словарный штурм».

Задание: отгадать загадку и подобрать к слову-отгадке существительные, глаголы, наречия в соответствии с заданным вопросом.

Загадка 1 команде:

Знают этот фрукт детишки

Любят есть его мартышки

Родом он из жарких стран

В тропиках растёт (банан).

Банан просит: «Расскажи обо мне» (одним словом).

Как я попал в дом? (купили, угостили, привезли и т. п)

Какой я? (сладкий, жёлтый и т. п.)

Что я могу делать? (желтеть, гнить, сохнуть и т. п.)

Что со мной можно делать? (мыть, чистить, есть, упаковывать, резать и т. п.)

Кто меня любит? (дети, обезьяны, беременные и т. п.)

С кем (чем) я дружу? (вода, дождик, мороженое, пирог и т. п.)

Загадка второй команде:

Из водички этой белой

Ты, что хочешь сделай

Маслице для каши,

Сливки, простоквашу

Можно даже творожок

Очень вкусное оно, дружок (молоко)

Молоко просит: «Расскажи обо мне».

Откуда я попало в дом? (из магазина, с молзавода, от коровы)

Какое я? (тёплое, пастеризованное, кипячённое, сгущённое, белое, топлённое)

Кто меня любит? (дети, старики, младенцы)

С кем (чем) я дружу? (корова, бидон, пакет, тетрапак, коза, крем)

Что со мной можно делать? (греть, кипятить, томить, печь).

Загадка третьей команде:

(книга).

Склеена, сшита,

Без дверей, а закрыта.

Кто её открывает-

Много знает (книга).

Книга просит: «Расскажи обо мне».

Откуда я попала в дом? (купили, подарили, заказали, прислали)

Какая я? (твёрдая, познавательная, кулинарная, детская, редкая)

Что со мной можно делать? (читать, изучать, рассматривать, дарить, листать, создавать, клеить)

С кем (чем) я дружу? (школьник, библиотекарь, обложка, стеллаж, полка, магазин).

2. Игра «Что бывает таким?».

Задание: Подобрать существительное к прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово – конфета

Есть быстрое слово – ракета

Есть слово с окошком – вагон

Есть кислое слово – лимон.

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте.

1-я команда:

Назвать «пушистые слова» (кот, плед, мех, шуба, зверь, т. п.)

2-я команда:

Назвать «сладкие слова» (мёд, конфета, сахар, сгущёнка и т. п.)

3-я команда:

Назвать «холодные слова» (лёд, снег, мороз, снежинка, зима, холодильник)

3. Упражнение «Составь загадку по опорной таблице».

Сейчас я предлагаю вам составить загадки по опорным таблицам, предложенным к. п. н., ТРИЗ – специалистом Аллой Нестеренко.

ЯБЛОКО

«Какое?» «Что такое же?»

ЗОНТ

«На что похож?» «Чем отличается?»

СВЕЧКА

«Что делает?» «Кто делает также?»

4. Практикум «Составление загадок с опорой на ассоциативный коллаж».

Интересным приёмом по развитию речевого творчества у детей является прием коллажирования. Данный приём эффективен в работе по развитию монологической речи у детей. Использование коллажа в процессе развития связной речи позволяет решать одновременно несколько задач: развивать навык составления описательного рассказа, развивать навык установления ассоциативных связей, развивать память, обогащать словарь детей, развивать представления об окружающей действительности.

Коллаж представляет собой некий зрительный план того, о чем или о ком будет загадка. При этом ребенок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами. Коллаж служит развлечением и помогает проявить способность к воображению.

Техника коллажа дает широкий простор для развития воображения и мышления. Элементами коллажа могут быть картинки, подходящие по смыслу к заданному предмету.

Коллаж создается путем наклеивания на бумагу подходящих по смыслу изображений. Затем несколько детей могут составить разные загадки, выбирая любые ассоциативные картинки.

В центре листа наклеена картинка - предмет, о котором будут сочиняться загадки (она прикрыта листом белой бумаги). Из набора картинок нужно выбрать те, которые подходят по какому-то признаку к заданному предмету (цвету, форме, действию и т. п., и наклеить на лист. Например, стол: дерево (стол сделан из дерева,, треугольник (есть углы, человек (есть ноги, стоит). Затем каждая команда озвучивает свои загадки и другие две команды разгадывают. Затем картинка- отгадка отрывается.

Предлагаются листы ватмана с картинками:

1 команде - чайник (стол, нос, свисток, огонь, мёд, газовая плита, паровоз, гости за столом и т. п.).

2 команде – лимон (Кремль, овал, цыплёнок, дерево, чай, пирог, витамин С и т. п.).

3 команде - книга (мозг, светильник, листья, очки, кресло, уши, глаза, закладка, плед, чай, школа и т. п.).

Публикации по теме:

«Эмоциональное благополучие педагогов». Семинар-тренинг для педагогов «Эмоциональное благополучие педагогов» (семинар-тренинг для педагогов) Цель: повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса.

Коммуникативный тренинг для педагогов ВступлениеУПРАЖНЕНИЯ «МОЙ ВЗГЛЯД НА МОИ ОТНОШЕНИЯ»Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги формата.

Профилактический игровой тренинг для педагогов дошкольных организаций «Психологическая комфортность педагогов ДОУ» Профилактический игровой тренинг для педагогов ДОУ «Психологическая комфортность педагогов ДОУ» (здоровьесберегающие технологии). Цель:.

Психологический тренинг для педагогов Цель: создание положительной доброжелательной атмосферы, развитие коммуникативных навыков и позитивных взаимоотношений в коллективе. Оборудование:.

Психологический тренинг для педагогов «Я + ты = мы» Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Задачи: - формирование благоприятного психологического климата.

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Данный тренинг рассчитан для педагогов ДОУ. Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель тренинга:.

Тренинг для педагогов «Команда» Тренинг «Команда» ]Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия. 1. Приветственное слово Добрый.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Деревья и листья
  • Искусство
Автор публикации:
Тренинг для педагогов «Мастерская речевого творчества»
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 11:15
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 сентября. Смотр уголков дежурных на МААМ

С чего начинается трудовое воспитание маленьких детей? Разумеется, с самообслуживания. Именно через самообслуживание ребёнок впервые выстраивает гармоничные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои...

24 сентября. Осенины

«Осенины – славной осени именины» – 24 сентября отмечается древнеславянский праздник Осенины. Для наших предков, живущих земледельческим календарем, это была особая дата. Этот день символизировал...

Стихи к осенним утренникам для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Стихи к осенним утренникам, для детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Мы листочки, мы листочки Желтые листочки. Подарила осень нам, Желтые...
Мастер-класс по изготовлению динамичной открытки из бумаги и картона «Каскад эмоций»
Описание: данный мастер-класс можно использовать в работе со старшими дошкольниками, в кружковой работе, в совместной деятельности детей и родителей....
Сценарий праздника, посвящённого Дню пожилого человека «Как Лунтик бабу Капу поздравлял»
Сценарий праздника, посвящённого Дню пожилого человека «Как Лунтик бабу Капу поздравлял» Вед: Дорогие бабушки и дедушки, уважаемые гости! Сегодня мы...