Получи документы

Тренинг для педагогов «Сила Я»

Юлия Шостак
Тренинг для педагогов «Сила Я»

Цель: осознание педагогами своей индивидуальности. Помощь педагогам в налаживании эффективного взаимодействия с окружающими. Коррекция эмоционального отношения педагогов к себе. Поиск резервов для более эффективной работы.

Задачи:

1. Формировать позитивное отношение к своему профессиональному «Я».

2. Развивать потребность становиться более уверенными в себе, осознавая и оценивая свой личностный потенциал;

3. Помочь педагогам руководствоваться собственным мнением и собственной ответственностью.

4. Создавать возможности для своего самовыражения.

.

Публикация «Тренинг для педагогов „Сила Я“» размещена в разделах

Педагогические технологии : игро-тренинг, коммуникативные игры, релаксация, технология коррекции поведения, технология музыкального воздействия.

Оборудование: листы бумаги, карандаши на каждого участника занятия, магнитофон с записью веселой музыки, листы для выполнения индивидуальной работы, листы обратной связи.

Упражнение психологического тренинга рассчитаны на работу группы 15-20 человек.

Продолжительность тренинга : 40 минут.

Место проведения: музыкальный зал.

План проведения:

1. Приветствие

2. Правила для участников

3. Игра «Друг к дружке»

4. «Упражнение Дерево в саду»

5. Игра «Калейдоскоп»

6. Упражнение «НЕТ»

7. Притча о небезупречном горшке

8. Упражнение «4 квадрата»

9. Рефлексия

1. Приветствие участников тренинга

2. Правила тренинга :

1. Приходить вовремя.

2. «Здесь и сейчас». Во время работы участники обсуждают только те вопросы, которые значимы именно в данный промежуток времени. Мы стараемся не вспоминать то, что было когда-то давно, и не заглядывать далеко в будущее. Это правило помогает обсуждать действительно актуальные вопросы и не тратить время на пустые рассуждения.

4. «Правило круга». Это правило актуально для тех тренингов, в которых каким-то образом затрагиваются личные темы. Оно означает, что участники обещают друг другу, что информация, озвученная во время тренинга, не будет вынесена за его пределы. Тренер также обещает, что не будет озвучивать информацию о каком-либо участнике.

5. «Один микрофон». Этим правилом мы напоминаем участникам, что перебивать друг друга, даже при обсуждении очень интересной темы, недопустимо.

6. «Я-высказывания». Это правило призывает участников высказывать свое личное мнение, выражая его во фразах, которые начинаются со слов «я думаю.», «я считаю.». Старайтесь не использовать обобщенные высказывания: «все знают.», «никому не нравится.», «все согласны.».

7. Принцип добровольности. Это правило означает, что каждый человек ответственен за участие в тренинге. Если вы не готовы ответить — говорите: «Я не готов».

3. Игра-активатор “Друг к дружке”

Цель: разогрев участников тренинга

Ведущий: Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

Ведущий: А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

- Правая рука к правой руке!

- Левая рука к левой руке!

- Спина к спине!

- Друг к дружке!

- Бедро к бедру!

- Ладошка к ладошке!

- Пятка к пятке!

- Друг к дружке!

- Носок к носку!

- Живот к животу!

- Большой палец руки к большому пальцу руки!

- Друг к дружке!

- Бок к боку!

- Колено к колену!

- Мизинец к мизинцу!

- Друг к дружке!

- Затылок к затылку!

- Локоть к локтю!

- Кулак к кулаку!

Рефлексия чувств.

Особое внимание уделяется тому, насколько трудно и легко было преодолевать выполнять упражнения.

После окончания этого этюда участники могут поделиться друг с другом и со всей группой своими ощущениями.

4. Упражнение «Красная кнопка».

Цель: взбодрить группу, снять напряжение и усталость.

В этом упражнении все борются против всех. Примите во внимание, что игра динамична и обычно вызывает смех. Отставьте столы и стулья в стороны, чтобы освободить место.

Процедура проведения. Участники распределяются по игровой площадке, и каждый кладет левую руку чуть ниже спины ладонью наружу. Эта рука будет символизировать «красную кнопку», при нажатии на которую «отключается» нижняя половина тела.

Каждый старается коснуться «красной кнопки» любого другого игрока и одновременно следит, чтобы этого не произошло с ним самим.

Когда на «красную кнопку» все же нажали, то у игрока «отключается» нижняя половина тела. Это означает, что теперь он больше не может ходить и должен стоять на месте. Однако на этом его участие в игре не заканчивается. Теперь он может действовать обеими руками и вращаться на месте, по-прежнему пытаясь нажать на «красную кнопку» тех зазевавшихся игроков, которые проходят мимо него.

Если игрок по каким-то причинам (забыл, увлекся бегством или охотой) убрал руку с «красной кнопки», то он также должен остановиться и пытаться осалить остальных из этого положения.

Упражнение заканчивается, когда почти все игроки оказались стоящими или когда ослабел игровой азарт.

Варианты. Если игра затягивается, предложите «замороженным» игрокам частичное восстановление возможностей — теперь они могут делать один шаг в любом направлении. Если в конце игры остались два игрока с рав-ными силами, установите временное ограничение: за пятнадцать секунд нужно успеть нажать на «красную кнопку» другого. Если этого не случилось, игра заканчивается без выявления абсолютного победителя. Считайте секунды громко, в обратном порядке.

5. Упражнение «Дерево в саду»

Материалы: альбомы для рисования, набор карандашей для каждого участника. Цель: создание условий для самовыражения, рефлексии собственных чувств по отношению к профессиональной деятельности.

Процедура проведения:

Часть 1: работа с эмоциональным состоянием Ведущий. Сейчас мы будем рисовать дерево в саду. Представьте, что дерево — это вы, а сад, в котором оно растет, — ваша работа. Рисуя дерево, подумайте, как оно себя чувствует, какое у него окружение. Помните — это только ваше дерево, а не рисунок на выставку. Старайтесь прислушиваться именно к вашим внутренним ощущениям. После завершения участники делятся своими эмоциями, ассоциациями и метафорами, возникающими в ходе процесса.

Часть 2: оценка факторов, влияющих на профессиональное самочувствие Ведущий предлагает подумать, как окружающая среда сказывается на дереве. Каждый участник делится своим мнением, ведущий составляет список «полезных» и «вредных» факторов, оказывающих влияние на рост дерева. Психолог поддерживает участников, помогает раскрыть метафоры и ассоциации, возникающие при описании фактора. Например, для деревьев не хватает минеральных веществ — это может быть как недостаток материальных вознаграждений, так и отсутствие поддержки со стороны начальства и коллег, слабое самочувствие педагога.

Часть 3: работа с ресурсами Ведущий предлагает нарисовать (подчеркнуть, выделить) те ресурсы, на которые дерево может опереться и выработать само. Например, корни могут стать длиннее, листья больше и получать больше света, дерево могут пересадить и т. д. Психологу необходимо подвести участников к мысли, что у каждого есть возможности изменить окружающую среду, найти в себе скрытые ресурсы.

6. Упражнение «Калейдоскоп»

Цель: переключить внимание участников с внешнего мира на внутренний.

Игра состоит из трех заданий. На выполнение каждого задания отводится определенное время.

1. Выберите свое любимое животное и три прилагательных для его описания, запишите.

2. Выберите еще одно животное, которое вам нравится, подберите еще прилагательных, запишите.

3. Закройте глаза и представьте себя на пляже во время заката. Подберите три прилагательных для описания этой сцены. Откройте глаза и опишите.

Послушайте значения определений:

Первые три прилагательные описывают вашу личность в повседневной жизни.

Вторые три прилагательных – идеального партнера

Третьи – вашу духовность.

7. Упражнение «Нет»

Двое взрослых стоят друг напротив друга. Сказать нужно так, чтобы не хотелось. «Я могу есть с твоей тарелки», «Я могу приходить к тебе домой когда тебя нет там», «Я могу спать с твоим мужем».

8. Притча «Небезупречный горшок»

У одного человека, носящего воду, было два больших горшка, висевших на конце шеста, который он носил на плечах. В одном из горшков была трещина, поэтому человек доставлял только полтора горшка воды в дом своего учителя. В течение двух лет треснувший горшок чувствовал горечь от своей несостоятельности. Однажды он заговорил с переносчиком воды:

- Я стыжусь себя и хочу извиниться перед тобой. В течение двух лет я был способен донести только половину моей ноши, потому что через трещину вода просачивается в течение всего пути от источника к дому твоего учителя. Из-за моих недостатков ты не получал полный результат своих усилий.

Переносчик воды ответил треснувшему горшку:

- По дороге от источника к дому учителя ты мог заметить красивые цветы. Они растут только на твоей стороне, но не на стороне другого горшка. Дело в том, что я всегда знал о твоем недостатке и применил его с пользой. Я посадил семена цветов на твоей стороне, и каждый день, когда мы шли от источника, ты поливал их. В течение двух лет я мог брать эти красивые цветы, чтобы украсить стол моего учителя. Без тебя, такого, как ты есть, не было бы этой красоты в его доме.

Как Вы думаете, о чем эта притча?

У писателя и афориста Бориса Кригера есть такая цитата: «Не боритесь со своими недостатками. Постарайтесь превратить их в достоинства». Давайте проверим, относится ли это к нам.

9. Упражнение «4 квадрата».

Перед Вами на бумаге нарисованы 4 квадрата (см. Приложение). Они пронумерованы.

В квадрате 1 напишите 3 качества, которые вам в себе нравятся, и которые вы считаете положительными. Можете назвать их одни словом (находчивый, надежный) или несколькими словами (умею дружить, всегда довожу начатое до конца). Пишите искренне, читать ваши записи никто не будет.

Теперь заполните квадрат 2: напишите в нём 3 качества, которые вам в себе не нравятся, то есть вы считаете их негативными.

Теперь посмотрите на записи во 2 квадрате и переформулируйте их так, чтобы они стали выглядеть как положительные. Для этого вы можете представить, как эти качества назвал бы человек, который вас очень любит и которому в вас нравиться всё. Запишите эти качества в квадрате 3. Например, «ленивый» можно переформулировать так: «бережет себя, заботится о себе». Если у кого-то возникнут затруднения, я могу помочь.

Теперь внимательно посмотрите на качества, которые вы записали в квадрате 1. Представьте, что вас кто-то очень не любит, и поэтому даже ваши положительные качества он воспринимает как отрицательные. Переформулируйте позитивные качества из 1 квадрата в негативные и запишите в квадрате 4. Например «общительный» можно переписать как «навязчивый прилипала».

А теперь прикройте ладонью квадраты 2 и 4, и посмотрите на квадраты 1, 3. Какой получился человек?

Теперь, наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 3, и посмотрите на квадраты 2 и 4. Что можно сказать об этом человеке? Какой он? Многие ли захотят общаться с ним?

А теперь посмотрите в целом на свой лист. О ком все это написано? Что можно написать в круге в центре квадратов? Это все…На самом деле, вы описали одни и те же качества. Это всё вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения врага.

Выводы.

• Какие качества было переформулировать легче, а какие труднее?

Какой вывод из этого упражнения мы можем сделать?

• Если человеку легко писать о своих недостатках и трудно переформулировать их в достоинства, что это значит? Как этот человек к себе относится?

• Если человеку легко перечислять свои достоинства, положительные качества и трудно сделать их отрицательными, что это значит? Как такой человек к себе относится?

Получается, что это мы сами выбираем, как к себе относиться! Мы можем относиться к себе как враги, и это будут чувствовать другие люди. И они станут также плохо относиться к нам. А можем относиться к себе с уважением и любовью и быть уверенными в себе. Тогда и окружающие станут воспринимать нас точно также.

Давайте вернемся к цитате Бориса Кригера: «Не боритесь со своими недостатками. Постарайтесь превратить их в достоинства». Можно ли говорить о том, что отрицательные качества нам только мешают? От чего зависит, поможет нам какое-либо качество или навредит?

На самом деле нет плохих и хороших качеств. Есть ситуации, в которых какое-то качество мешает, а есть ситуации, в которых то же качество помогает. Если так относиться к своим особенностям, мы сможем сами управлять их проявлениями, вместо того, чтобы подчиняться им. И тогда мы сможем сказать: «Я использую свое качество, а не качество использует меня!».

Надеюсь, что наш разговор поможет Вам при оформлении портфолио в целом и отдельных его разделов. Мне было приятно пообщаться с вами! Спасибо!

10. Рефлексия

Список литературы:

1. Бабич О. И. Профилактика син- дрома профессионального выгорания педагогов : диагностика, тренинги, уп- ражнения. — Волгоград: Учитель, 2009.

2. Ельцова О. М. Практикум по профессиональной коммуникации пе- дагогов. Рекомендации, игры, тренин- ги. — Волгоград: Учитель, 2011.

3. Макаревич Р. А. Влияние психо- логической напряженности на процесс общения учителя с учащимися: Учеб. пособие. — СПб. : Питер, 2007.

4. Справочник педагога – психолога. №1, 2017

5. Шитова Е. В. Практические семинары и тренинги для педагогов. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Вып. 1. — Волгоград: Учитель, 2015

Публикации по теме:

Социально-психологический мини-тренинг для педагогов «Стиль общения педагогов с детьми» Социально – психологический мини-тренинг для педагогов на освоение игрового стиля общения. «Стиль общения педагога с детьми». Цель: освоить.

Тренинг для педагогов «Мы все разные» Тема. "Мы все разные" Цель. Сплочение коллектива, обучение активному стилю общения, гармонизация внутреннего состояния. Задачи: • Показать.

Тренинг для педагогов «Дотянуться до звезды» Цель: развитие кoммуникативной кoмпетентнoсти, эмoциональной устoйчивoсти, увереннoсти в себе, дoбрoжелательного oтношения друг к другу.

Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями в ДОУ» Продолжительность.

Тренинг для педагогов «Мы вместе!» Цели: снятие эмоционального и мышечного напряжения; сплочение педагогического коллектива, профилактика профессионального сгорания, межличностных.

Тренинг для педагогов «Новогодние забавы» Цели: снять психоэмоциональное напряжение и усталость, развить экспрессивное поведение, межличностное доверие путем вербальных и невербальных.

Тренинг для педагогов «Погода в ДОУ» Цель: улучшение эмоционального состояния педагогов; восстановление психического равновесия; снятие нервного напряжения путем «разблокировки.

Тренинг для педагогов «Профилактика утомляемости у педагогов» Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения.

Тренинг для педагогов-психологов ДОУ «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов — путь к гармонии» Цель:создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья. Задачи: -снижение психической.

Тренинг для педагогов «Толерантность» Упражнение “Аплодисменты”. Все всегда начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии. Начнём приветствие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для педагогов «Сила Я»
Опубликовано: 21 мая 2018 в 09:36
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД