Тренинг для родителей «Исправление ошибок в общении с ребенком»

Марина Халус
Тренинг для родителей «Исправление ошибок в общении с ребенком»

Тренинг для родителей «Исправление ошибок в общении с ребенком»

Подготовил: Халус Марина Николаевна, педагог-психолог

учреждение: МКДОУ ШР "Детский сад №4 Журавлик", г. Шелехов

Цель: гармонизация детско-родительских отношений

Задачи:

- определить особенности воспитания ребенка (тест);

- познакомить родителей с понятием «рефлексия»;

- отработать навык ситуативной рефлексии в общении.

Время проведения: 50 мин. -1 час

Количество участников: 20-25 чел.

Материалы: столы, стулья (по количеству участников, карандаши, бумага, магнитофон, музыкальные записи, памятки «Ситуативная рефлексия», «Ошиб-ки родителей», распечатка теста «Какие мы родители», «Цветок», метафориче-ские ассоциативные карты "Я и все-все-все" автор: Крюгер К., худож-ник: Кирдий В. (или набор фото и рисунков,три коробки для рефлексии заня-тия.

Ход занятия:

1. Приветствие. Введение в тему (1 мин.)

Добрый вечер, уважаемые родители! Накануне нашей встречи вы запол-няли опросники. Самой актуальной для обсуждения с психологом оказалась тема «Причины трудностей в детско-родительских отношениях, нарушение контакта между взрослым и ребенком». Сегодня мы попробуем разобраться, какие ошибки взрослых приводят к проблемам.

2. Упражнение «Вспомним детство» (5 мин.) Работа с метафорическими ассо-циативными картами в кругу.

Инструкция: участники выбирают ту картинку, которая больше всего, по их мнению, отражает понятие «детство», коротко рассказывают, почему имен-но эта картинка.

3. Игра «Атомы-молекулы». Настрой на работу. (3 мин.)

Инструкция: Участники свободно передвигаются под музыку. По коман-де ведущего «атомы» участники находят себе пару, соединяя ладони, «молеку-лы» - объединяются по три человека.

4. Упражнение «Общение в лицах». (4 мин.)

Материалы: карандаши, бумага, изображения (см Приложение)

Инструкция: участники объединяются по 3-4 человека; каждый участник рисует на общем листе пиктограмму, которая подходит для ответа:

1. С каким лицом чаще вы общаетесь с ребенком?

2. С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?

3. Каким вы желаете видеть лицо ребенка при общении с вами?

Обсуждение. Вопросы к участникам. Каких пиктограмм больше? Совпа-дают ли пиктограммы 1 и 2 вопросов? Есть ли разница между 2 и 3 ответами? Как вы думаете, ваше настроение может повлиять на ребенка? Как часто вы от-даете себе отчет в том, с каким посылом вы разговариваете с ребенком – это одна из ошибок, не осознавать? Пожалуйста, обратите на это внимание при общении с вашим ребенком.

5. Тест «Какие мы родители» (выполняется индивидуально) (8 мин.)

Материалы: распечатка теста (см. Приложение, ручки.

Инструкция: участники отвечают на вопросы теста: да, нет, иногда. (Приложе-ние)

Интерпретация: Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и, не мешкая, заняться повышением своего об-разования в этой области.

От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А на-чать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, за-быв на время приятелей и производственные проблемы. И, будьте уверены, де-ти вас полностью за это вознаградят.

Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанно-стями. Но, тем не менее, не удастся ли еще кое-что немного улучшить?

Обсуждение. Желающие могут рассказать о результатах теста.

6. Теоретический блок (2 мин.)

Ошибки родителей. Чтобы начать работу над ошибками, во-первых, нужно признать, что вы ошибались в чем-то. Только в этом случае человек готов рабо-тать над собой, над отношениями. Ошибки совершают все родители. Мы этого часто не замечаем, так принято: ругать, бурчать, кричать, читать нотации, даже наказывать. Нас так воспитывали, и мы делаем так. Или другая позиция, когда родитель воспитывает ребенка по антисценарию своего собственного детства, наоборот: меня воспитывали так, а я так не буду. Но, здесь тоже возникает во-прос: всегда ли это идет на пользу ребенку. Чьи интересы учитываются в этом случае? Может быть, родитель решает свои собственные детские проблемы. Об ошибках родители смогут прочитать в памятке (Приложение)

7. Теоретический блок «Учимся рефлексировать» (7 мин.)

Распространенная ошибка: крик на ребенка в разных ситуациях. Кричат прак-тически все родители, по разным причинам. Давайте попробуем разобраться, что с этим делать.

Расскажу о рефлексии — это обращение внимания человека на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Рефлексируя, человек задумывается и о самом себе, и о своих взаимоотношениях с другими людьми, и о своём вкладе в эти отношения.

Именно с родительской рефлексии могут начинаться изменения системы детско-родительских отношений.

Неужели родители не рефлексируют? Конечно, да. Однако родительская рефлексия носит своеобразный характер. Чтобы лучше понять суть, нам необ-ходимо поговорить о формах рефлексии.

Три основные формы рефлексии

Ситуативная рефлексия — это способность анализировать текущую ситуа-цию. Ситуативная рефлексия проявляется в том, что человек анализирует ме-няющиеся условия и по необходимости изменяет своё поведение в соответст-вии с ними.

Ретроспективная рефлексия проявляется тогда, когда человек анализирует не текущую ситуацию, а ту, которая уже произошла, и изменить её нельзя. Ретро-спективная рефлексия важна для осмысления человеком своего поведения и его последствий. Человек анализирует собственный опыт, свои ошибки и делает выводы.

Перспективная рефлексия предполагает анализ предстоящей деятельности, в первую очередь размышления над последовательностью действий и анализ возможных последствий.

Вопрос родителям: Как вы думаете, какой тип рефлексии преобладает у роди-телей? (ответы)

Пояснения. Преимущественно ретроспективную рефлексию. Родитель находит-ся в замкнутом круге. Он кричит на ребёнка, затем задумывается о последстви-ях своего поступка, делает вывод, что так поступать не стоило, напоминает себе почему нельзя кричать на ребёнка. Но, к сожалению, в следующий раз снова и снова наступает на те же грабли.

Получается, не хватает ситуативной рефлексии. Часто эмоции настолько захва-тывают родителя, что он оказывается не в состоянии задуматься о последствиях своего поступка.

Что же делать? Как научиться не кричать на ребёнка? Можно ли развить в себе навык ситуативной рефлексии? Можно. Только вряд ли это получится быстро.

8. Работа по памяткам (1 мин.)

Родителям раздаются памятки (см. Приложение)

Чтобы научиться ситуативной рефлексии, можно следовать следующему алго-ритму. Как только вы собираетесь применить к ребёнку какие-то репрессивные меры (наказать, ограничить или просто сделать замечание, задайте себе вопро-сы: «Что я делаю?», «С какой целью?», «Что я хочу получить в результате?», «Каковы будут результаты?».

Упражнение «Отрабатываем навык рефлексии» (12 мин.)

Инструкция: участники делятся на две группы, обсуждают, как вести себя ро-дителю, умеющему ситуативно рефлексировать. Участники могут разыграть ситуации.

Ситуация 1. Мама замечает, что пятилетний ребёнок пролил молоко на се-бя. Первый порыв — отругать, сказать что-то типа: «Какой же ты неряха, будь аккуратнее!». Участники предлагают решение ситуации, обращаясь к памятке «Ситуативная рефлексия».

Примечание. Пример выполнения задания. В ситуации мама отвечает на во-просы: 1. Если быть честной, что я делаю? Я стыжу ребёнка. 2. С какой целью я это делаю? 3. Что хочу получить? Хочу, чтобы он так не делал, чтобы был акку-ратным. Но, мне кажется, так я как будто успокаиваюсь, когда ругаюсь, делаю это во многом для себя. Ребёнок-то и так расстроен, что облился, понимает он и сам, что надо быть аккуратнее. 4. Каковы результаты? Я злюсь, ребёнок плачет, расстроен, пристыжён. Плохие результаты. Лучше бы я промолчала. Можно было бы сказать, например:„Вытри стол“. Но ему пять лет. Он и сам это знает».

Ситуация 2. Мальчик шумит пластмассовым грузовиком. Папа просит не шу-меть, он устал. Ребёнок успокаивается, но через некоторое время снова начина-ет шуметь. Отец злится, отбирает грузовик и с силой швыряет его на пол. Гру-зовик ломается, мальчик плачет.

Примечание. Анализ ситуации папой: «Что я делал и чего хотел? Я хотел ти-шины, а добился ещё большего шума, крика и слёз сына. Я отругал сына, был раздражён и кинул его грузовик, вот что я сделал. Можно было просто убрать игрушку или попросить ещё раз играть потише. Что я хотел? Я хотел наказать сына за непослушание. Но в итоге мне стыдно за свой поступок, сын расстро-ен».

Итог. Таких примеров можно привести много. И все они будут разные. Попро-буйте задуматься, что вы делаете, с какой целью, что будет в результате, чего вы хотите добиться своими действиями. Порефлексируйте перед тем, как дей-ствовать или, наоборот, бездействовать.

Рефлексия: участники делятся впечатлениями: получилось ли рефлексировать?

9. Итоговое упражнение «Цветок» (4 мин)

Материалы: распечатка контура цветка (см. Приложение, ручки

Психолог: «Если родитель готов рефлексировать, работать над собой, в ваших отношениях с детьми будут положительные изменения. Активный родитель – хороший пример для ребенка. Даже если родитель ошибается в чем-то, он не должен забывать о том, что любит своего ребенка, безусловно принимает его. Хвалите ваших детей, ведь они для вас самые лучшие».

Инструкция: участники заполняют контур цветка. В середине - имя ребенка. Лепестки ласковые слова, положительные качества ребенка.

Вывод: лепестков много и трудно подобрать ласковые слова, похвалить ребен-ка. Все лепестки, которые остались пустыми, можно заполнить после занятия и не забывать хвалить ребенка.

Рефлексия: - Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение? - Легко ли Вам было заполнять? Почему?

10. Рефлексия (1 мин)

В заключении участникам предлагается оценить значимость занятия, выска-заться и положить фишку в одну из коробок: «Обсуждаемые проблемы малоин-тересны для меня», «Некоторые проблемы были интересны», «Все происходя-щее на занятии сегодня было интересно».

Приложение можно получить по эл. почте: m-halus@уandex.ru

Пишите запрос, отправлю

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Десять ошибок в воспитании детей» Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в некоторых случаях поступают так,.

Консультация «Музыка в общении с ребенком» «Музыка в общении с ребенком» Музыка дарит и родителям и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно.

10 уловок при общении с детьми! Консультация для родителей 10 уловок при общении с детьми! 1. Вместо раздраженного: «Пошли скорее, сколько тебя ждать!» Скомандовать: «На старт, внимание… марш! Побежали!».

Консультация для родителей «Как мы портим детям игру: 6 типичных ошибок» Как мы портим детям игру: 6 типичных ошибок Давайте вспомним себя в детстве. Наши бабушки и дедушки, мамы и папы постоянно заставляли нас.

Консультация для родителей на тему: «Музыка в общении с ребенком» Музыка дарит и родителям, и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное.

Консультация для родителей «Речь развивается и проявляется в общении людей» Консультация для родителей «Речь развивается и проявляется в общении людей». Язык возникает из потребности человека в общении с другими.

Методические рекомендации для родителей и педагогов при общении с агрессивными детьми Методические рекомендации для родителей и педагогов при общении с агрессивными детьми. Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Тренинг для родителей «Исправление ошибок в общении с ребенком»
Опубликовано: 3 апреля 2019 в 08:06
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 сентября. Международный день мира

Ежегодно 21 сентября на планете отмечается Международный день мира. Эту памятную дату учредила Генеральная Ассамблея ООН. Цель мероприятий этого дня – укрепление идеалов мира среди всех стран и народов....

20 сентября. Смотр музыкальных уголков на МААМ

Музыкальный уголок в группе призван способствовать развитию творческих способностей детей, формированию желания эмоционально откликаться на песенные и мелодичные образы, воспитанию культуры прослушания...

Урок по обществознанию для 11 класса по теме «Молодёжь в современном обществе» с...
Тема урока: «МОЛОДЕЖЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ» Начиная своё поприще, не теряй, о юноша, драгоценного времени! Козьма Прутков Цель урока: -определить статус...
Конспект ООД в старшей группе «Путешествие в Москву. Кремль»
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром детей старшего возраста «Экскурсия в Москву. Кремль». Подготовил: Воспитатель 1 категории МБДОУ...
Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения. II часть
Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения II часть. 1. «Подумай – отгадай» Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей;...