Тренинг для родителей «Мы родом из детства»

Екатерина Спирина
Тренинг для родителей «Мы родом из детства»

Цель:

• Изменение неадекватности родительских позиций.

• Гармонизация стиля воспитания.

• Расширение осознанности мотивов воспитания в семье.

• Оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.

Задачи программы

A) Психологическое просвещение - дать родителям знания o механизмах семейных систем, показать влияние их родительских семей на актуальную ситуацию в их собственной семье.

Б) Обучение - дать определенную модель построения взаимоотношений c детьми и обучить различным навыкам межличностного общения, необходимым для реализации этой модели.

B) Переориентация - самоисследование родительских позиций, развитие многомерности психологического видения детско-родительских и иных межличностных отношений: преодоление стереотипов, ригидных паттернов поведения.

Организационные принципы

A) Комплектование групп. Группа обычно состоит из восьми - десяти родителей. Наилучшим вариантам является такой, при котором в группу входят только отдельные родители или только супружеские пары. Это позволяет проводить корректировку методов тренинга в соответствии со спецификой группы, что значительно повышает эффективность работы. Возникающее чувство группы и групповой сплоченности - важные характеристики процесса родительской психокоррекции.

Б) Временные рамки. Родители встречаются на 1 - 2 часа

Введение в тренинг как особую форму обучения

Психолог приглашает родителей занять места на стульях, расположенных по кругу, обращается к ним со вступительным словом об особенностях работы тренинговых групп, групповых правилах и ритуалах. Помимо традиционных правил, реализующих принципы активности, добровольности, конфиденциальности, уважения говорящего и т. д., мы практикуем обращение участников друг к другу и к психологу на «ты», обязательное телефонное и личное общение участников в период между занятиями, чаепитие в перерывах и т. п.

Знакомство участников друг c другом

Упражнение 1. Игра-разминка. Ведущий выходит в центр круга, его стул убирают. Называя признак, обладатели которого должны поменяться местами, ведущий преследует цель занять место одного из участников. Например, необходимо поменяться местами тем, кто имеет сына. Пока отцы и матери сыновей меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся стоять участник становится ведущим. Упражнение способствует снятию напряжения, созданию благоприятной психологической атмосферы.

Упражнение 2. «Ребенок в нас». Бросая мяч, участники обращаются друг к другу c фразой: «Мне кажется, в детстве ты был (а).» B ответ каждый может согласиться или нет c данной ему характеристикой. Это упражнение помогает участникам глубже познакомиться, кроме того способствует активизации детского эго-состояния родителей, что создает базу для дальнейшей психокоррекционной работы.

Осознание родительских установок

Рассказ психолога o сути понятия «психологическая установка» и ее влиянии на восприятие реальности должен быть максимально прост и иллюстративен. Основной тезис этого этапа, который можно предложить родителям записать, состоит в следующем: «На наши взаимоотношения c детьми оказывают влияние установки, сформированные еще в детстве нашими родителями, независимо от нашего желания - пока мы не осознаем их.

Если же установка осознана - она перестает верховодить нами, мы можем ее изменить».

Установка — неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определенной активности в определенной ситуации.

Упражнение 3. Родительские установки». Участников просят закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и медленных, плавных выдохов - и на фоне расслабленного состояния вспомнить свою родительскую семью, свое детство. Как реагировали родители на ваши шалости, капризы, прoступки? Как бы они закончили следующие предложения: «Дети плохо себя ведут, потому что.», «Непослушный ребенок - это.», «Родители должны.»? Затем, после выхода из состояния расслабления, участники делятся своими переживаниями и мыслями по поводу родительских установок. В ходе обсуждения необходимо дифференцировать актуальные установки на «помогающие», то есть рациональные, эффективные - и «мешающие», то есть нерациональные, неэффективные в сфере детско-родительских взаимоотношений,

Позиции в общении:

Родитель, Взрослый и Ребенок

Тему родительских установок логично продолжает рассмотрение ригидных позиций в общении в рамках концепции Э. Берна. Основной тезис этого тематического блока: «Позиция Взрослого способствует прояв-лению взрослой позиции y другого человека. Позиция Родителя задает y другого позицию ребенка и наоборот. Пребывание родителя в эго-состоянии Взрослого дает ребенку возможность почувствовать психологическое равенство c матерью или отцом, способствует усвоению правил логики и здравого смысла». Если позволяет время, можно поэкспериментировать c различными эго-состояниями по методике E. Сидоренко.

Подведение итогов занятия

Этот этап очень важно провести не спеша, чтобы дать возможность родителям осознать и вербализовать свой новый опыт, полученный в процессе занятия, получить поддержку от психолога и других участников. Кaждому предлагается ответить на три вопроса: «Что я чувствую?», «О чем я думаю?», «Что я хочу сделать?».

Запасное упражнение «Скульптура семьи»

Цель: диагностика и психотерапия семейных взаимоотношений.

Инструкция: «Каждому сейчас предстоит побывать скульптором, а остальные участники подгруппы — глина. Автор создает скульптуру своей семьи и придумывает ей название. Поочередно представляем свое произведение в кругу. Время работы 10–15 минут».

Рефлексия: «нравится ли вам роль скульптора? Как каждый член семьи чувствует себя? Что видят и думают участники группы, не вошедшие в композицию?»

Комментарии: можно предложить создать идеальный вариант скульптуры семьи с последующим обсуждением, что позволяет увидеть цели, стремления, а также разницу между ожиданиями и реальностью в семейных отношениях.

Завершение занятия. Рефлексия.

Публикации по теме:

«Растим патриотов с детства». Консультация для родителей«Растим патриотов с детства». Консультация для родителей «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Фотоочерк «Экскурсия на фабрику елочных игрушек». Часть 6 — «Все мы родом из детства»Фотоочерк «Экскурсия на фабрику елочных игрушек». Часть 6 — «Все мы родом из детства» 115 лет назад родился один из самых искренних и талантливых писателей Антуан де Сент-Экзюпери. В его книгах, равно как и в жизни, тесно.

Фотоотчёт «Праздник родом из детства. Волшебный Новый год»Фотоотчёт «Праздник родом из детства. Волшебный Новый год» "Снегурочка ждет гостей!" В нашем детском саду МБДОУ №28, 27 декабря прошел замечательный новогодний праздник! «Ёлочка душистая, ёлочка.

Консультация для родителей «Берегите природу с детства»Консультация для родителей «Берегите природу с детства» 5 июня. Всемирный день окружающей среды «Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе».

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тренинг для родителей «Мы родом из детства»
Опубликовано: 21 января 2021 в 17:53
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 марта. Международный день скрапбукинга

Интересному творческому занятию, доступному всем, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы открыть ребенку мир скрапбукинга и провести целый...

4 марта. День исторических памятников на МААМ

4 марта 1818 года на Красной площади торжественно открыли первый в Москве скульптурный памятник – лидерам народного ополчения 1612 года Минину и Пожарскому. Эта величественная скульптурная композиция...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «День Защитника Отечества»...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «День Защитника Отечества» ( средняя группа. Программные задачи: - формировать...
Конспект НОД «Наш дружочек заболел» (средняя группа)
Конспект занятия для детей средней группы №2 ( 4–5 лет) "Наш дружочек заболел" Цель :формировать основы ЗОЖ Задачи: - учить детей заботиться о своём...
Конспект ООД «Цветок доброты» для детей средней группы
Конспект ООД «Цветок доброты» для детей средней группы. Воспитатель: Колесникова Юлия Ильинична Программное содержание: формировать представления о мире...