Тренинг для родителей «Негативные эмоции и способы освобождения»

Наталия Губайдуллина
Тренинг для родителей «Негативные эмоции и способы освобождения»

Тренинг для родителей

Тема: «Негативные эмоции и способы освобождения»

Задачи:

- провести анализ собственных источников негативных переживаний;

- научиться распознавать и безопасно избавляться от «негативных эмоций»;

- снять накопившееся напряжение.

1. Вводная часть.

Знакомство с участниками тренинга. Каждый из участников представляет себя присутствующим.

ВОПРОС: С каким настроением вы пришли? Как вы себя чувствуете? Что вы ждёте от сегодняшней встречи?

Игра-разминка «Поменяйтесь местами те, кто…». Ведущий выходит в центр круга, его стул убирают. Называя признак, обладатели которого должны поменяться местами, ведущий преследует цель занять место одного из участников. Например, необходимо поменяться местами тем, кто имеет сына. Пока отцы и матери сыновей меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся стоять участник становится ведущим.

Игра проходит очень весело, способствует снятию напряжения, созданию благоприятной психологической атмосферы.

2. Основная часть.

Эмоция – это психическое состояние человека. Они бывают позитивные (радость, восторг смех) и негативные (страх, гнев, тревога).

ВОПРОС для обсуждения:

Какие негативные состояния, эмоции вам наиболее неприятны? (на стенде располагаются карточки с отрицательными эмоциями: ненависть, обида, гнев, беспокойство, стыд)

Для чего нужны негативные эмоции? И нужны ли вообще?

Как вы боретесь с негативными эмоциями?

В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями (тетрадь «Для души»). Полученный список корректируется и дополняется в процессе работы. Все негативные эмоции, такие, как ненависть к себе, гнев, беспокойство и стыд, истощают нашу энергию, забирают силы.

Гнев – одна из самых опасных и разрушительных человеческих эмоций.

ВОПРОС для обсуждения: «Что такое гнев? Когда он появляется?

Гнев.

Гнев — это яркое проявление неудовольствия. Мы сердимся на тех, кто причинил нам боль, обидел или подвел нас, мы сердимся на самих себя. Иногда гнев используется как маска, под которой прячется страх или обида. Так или иначе, но каждый из нас испытывает порой недовольство или гнев. Гнев — хорошая эмоция. Но, не найдя выхода, он остается внутри человека, на уровне тела, и, как правило, трансформируется в болезнь или иные нарушения работы организма. Гнев возникает по той же причине, что и недовольство собой. Когда мы злимся, не чувствуя себя при этом вправе открыто выразить свои чувства, слова ярости застревают у нас в горле. Гнев не покидает нашего тела, и следствием этого является обида, горечь, депрессия. Поэтому неплохо было бы научиться управлять своим чувством в момент его возникновения. Когда негативная эмоция осознается и отслеживается – она уходит навсегда.

Большинство людей используют три способа обращения со своими чувствами и эмоциями: подавление, выражение и избегание.

Подавление - это самый худший метод, поскольку подавленные эмоции и чувства не уходят, а нарастают и нагнаиваются внутри нас, вызывая тревожность, напряжение, депрессию и целый ряд связанных со стрессом проблем. Подавленная энергия этих эмоций, в конце концов, начинает управлять вами способами, которые вам не нравятся и вам неподвластны.

Выражение — это, своего рода, вентиляция. «Взрываясь» иногда или «теряя терпение» мы освобождаемся от гнета накопившихся эмоций. Можно даже почувствовать себя хорошо, поскольку это переводит энергию в действия. Но это вовсе не значит, что вы избавились от этих чувств, это всего лишь временное облегчение. К тому же выражение наших эмоций может быть неприятно для человека, который все это получает. Это, в свою очередь может вызывать еще больший стресс, поскольку мы начинаем испытывать вину за то, что задели кого-то, выражая свои естественные чувства.

Избегание — это способ справляться с эмоциями, отвлекаясь от них посредством всяких развлечений: беседы, телевизор, еда, курение, выпивка, наркотики, кино, секс и т. д. Но, несмотря на наши попытки избегания, все эти чувства до сих пор здесь и продолжают взимать с нас свою пошлину в виде напряженности. Таким образом, избегание — это всего лишь одна из форм подавления.

Как нужно себя вести в момент появления негативной эмоции:

1. Встаньте, если это нужно, и, извинившись, выйдите из помещения. Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.

2. Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.

3. Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо? Выпейте стакан воды.

4. Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно, через нос: сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем так же медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи.

5. Сделайте несколько релаксационных упражнений, позволяющих снять напряжение:

(совместное выполнение упражнений)

Упражнение 1. Исходное положение — стоя, руки опущены. Поднимите правое плечо, дотроньтесь плечом до мочки уха. Голову наклонять нельзя. Зафиксируйте положение. Опустите плечо, просто бросьте его вниз. То же самое повторите с левым плечом. Повторяйте упражнение до тех пор, пока не появится ощущение тяжести в плечах.

Упражнение 2. Исходное положение — стоя. Поднимите руки перед собой. Сожмите обе ладони в кулаки — как можно сильнее. Напрягите руки, вытянув их вперед как можно дальше. Резко сбросьте напряжение, разжав кулаки и уронив руки. В пальцах должны появиться теплота и покалывание.

Упражнение 3. Исходное положение: сидя. Спина прямая. Поднимите ноги перед собой, так, чтобы они были параллельны полу. Держите до тех пор, пока хватает сил. Затем сбросьте напряжение, уронив ноги на пол. Это упражнение позволяет снять мышечное напряжение в бедрах.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Используется релаксационная музыка.

«Внутренний луч» — метод можно использовать на начальной стадии раздражения, когда приходит нарушение самоконтроля, исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение.

Для его выполнения необходимо расслабиться и представить следующие картинки.

В верхней части возникает светлый луч, который движется сверху вниз и медленно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и приятным светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляются складки на лбу, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Светлый внутренний луч создает внешность нового спокойного, уверенного и благополучного человека.

Обсуждение

6. Выплесните свою накопившуюся энергию, свое раздражение и гнев. Какими способами можно это сделать? (Обсуждение с родителями).

Существует несколько разновидностей позитивного подхода к гневу. Один из лучших — открыто заявить человеку, на которого вы сердитесь, о своем отношении к нему. Вы можете сказать: «Я сердит на тебя, потому что.»

Второй хороший способ избавления от гнева — это разговор с отражением в зеркале.

Существуют и другие способы выражения гнева:

(информация вывешивается на стенд)

громко спеть любимую песню

поколотить боксерскую грушу

полить цветы

заняться фитнесом

переставить в квартире мебель

нарисовать обидчика и зачиркать его

заняться вязанием

смять или порвать бумагу

посмотреть любимый фильм

послушать музыку

релаксация

громко крикнуть

высказать свой гнев обидчику

медитация

изобразить свои чувства на бумаге

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: Используется музыка – 4 желания

Один из способов борьбы с негативными эмоциями — научиться понимать и выражать их.

Упражнение, которое позволит приобрести некоторый опыт психологической самопомощи:

1. Возьмите цветные карандаши или фломастеры. Прежде чем приступить к рисунку, позвольте себе на несколько секунд расслабиться, успокоиться.

2. Теперь пусть рука начнет рисовать. Позвольте руке рисовать все, что заблагорассудится, абстрактное и конкретное. Качество рисунка значения не имеет. И пусть рука движется, как хочет — плавно или отрывисто, медленно или быстро.

3. Когда вы почувствуете, что закончили рисунок, изучите его. Действительно ли он закончен или чего-то недостает? Если да, то добавьте все, что хотите.

4. Примите свой рисунок как человека, прибывшего из далекой страны, обычаи которой сильно отличаются от наших. Вместо того чтобы оценивать рисунок, прислушайтесь к тому, что он рассказывает.

5. Проанализируйте свой рисунок и ответьте на вопросы:

а) в какой манере выполнен рисунок (по-детски, нервно, механически и т. д.);

б) как использован цвет (цветной или нет, яркий или пастельный, в светлых или темных тонах);

в) как использовано пространство (не хватило места, осталось незаполненным или использовано беспорядочно);

г) статичный или динамичный рисунок (есть ли движение, плавное оно или отрывистое, сдержанное или стремительное);

д) каково взаимоотношение между элементами (противостоят друг другу, теснятся, нарисованы вместе, отдельно);

е) каково общее настроение (мрачное, напряженное и т. д.).

Затем еще раз посмотрите на рисунок, как бы заново переживая свое состояние, и определитесь может быть его оставить или лучше энергично, с удовольствием разорвать его, скомкать обрывки и выбросить в мусорное ведро – решать вам. Вместе с выброшенным рисунком вы избавляетесь от плохого настроения и обретаете успокоение.

Данное упражнение помогает лучшему пониманию и художественному выражению чувств.

3. Заключительная часть.

Подведение итогов занятия. Как менялось ваше состояние в течение встречи? Менялось ли вообще? Как вы себя сейчас чувствуете? Какие проблемы других участников для Вас оказались близкими? Какие новые способы разрешения проблемы Вы сегодня узнали?

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания в 1 младшей группе на тему «Поможем ребёнку преодолеть негативные эмоции» Душа ребенка - это душа чуткого музыканта. В ней – туго натянутые струны, и если вы сумеете прикоснуться к ним – зазвенит чарующая музыка.

Консультация-презентация. Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Консультация-презентация. Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Педагог-психолог: Медведева Т. А. Всё, что раздражает.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Тренинг для родителей «Негативные эмоции и способы освобождения»
Опубликовано: 8 июня 2015 в 08:42
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 августа. День географа

Русское Географическое общество, основанное 18 августа 1845 года, существует и сейчас. Почётным председателем этой организации является Сергей Шойгу, а главой её Попечительского совета – Владимир Путин....

18 августа. День поделок из семян на МААМ

«Все начинается с семени!» – это высказывание подходит не только для ботаники, но и для педагогики. Детский сад недаром называется садом. У воспитателя, как и у садовника, одна задача – обеспечить...

Фотоотчёт занятия по нетрадиционной аппликации «Осень в лесу» в подготовительной группе
В подготовительной группе я работала со своими ребятами по проекту "Многоликая природа" по нетрадиционной аппликации, где использовали разнообразные...
Как мы оформляли уголок сюжетно-ролевой игры: «Магазин»
Дети повзрослели . Нужно было придумать и заинтересовать детей , чтобы дети стали более уверенные в себе . Умели общаться с окружающим миром. Учить...
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей»
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей». последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества...