Татьяна Пучкова
Тренинг «Я и наркотики»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг «Я и наркотики»
Подростковый период всегда рассматривается как критический, кризисный в жизни человека. Происходит коренная перестройка организма человека, формируется мировоззрение и новая система связей и отношений с окружающим миром. Подростку приходится задавать себе и самому отвечать на такие сложные вопросы, как: Кто я? Зачем я в этом мире? В чем смысл моей жизни, что в ней ценно, а что нет? Подросток пытается отделиться от семьи, ослабить пуповину детской зависимости от родителей и делают первые шаги в своем становлении. Стремясь к независимости, подростки одновременно подвержены влиянию своей референтной группы. Табак, алкоголь и наркотики ими воспринимаются как атрибуты взрослой жизни. С каждым годом количество подростков употребляющих ПАВ увеличивается, в связи с этим сохраняет свою актуальность работа по профилактике употребления ПАВ.
Публикация «Тренинг „Я и наркотики“» размещена в разделах
Данное занятие позволяет охватить большое количество учащихся. Дает им возможность задуматься над предложенной темой, самостоятельно, в рамках занятия выработать альтернативные способы решения жизненных трудностей, удовлетворения любопытства. Тренин с подростками имеет следующие особенности:
- он должен проводиться специалистом, возможно школьным психологом, владеющим информацией по проблеме формирования зависимости от психоактивных веществ.
- упражнения и игры, включенные в тренинг, должны носить дискуссионный подтекст, т. е. не навязывать подросткам однозначных выводов и решений, позволять в ходе групповой работы свободно выражать свои мнения.
Предлагаемый тренинг создан с учетом основных методических требований к работе с подростковыми группами. В ходе некоторых упражнений ведущему приходиться выполнять роль «игрока- участника группы», что дает ему преимущество общения «на равных» с участвующими в тренинге подростками.
К данному тренингу целесообразно привлекать так же подростков из группы риска наркотизации и сформировавшимся аддиктивным поведением.
Правила ведущего:
1. Помнить о цели.
-Какой цели я собираюсь достичь?
-Какими средствами я собираюсь достичь это цели?
Соблюдение этого правила дает ведущему возможность организовать целенаправленное обсуждение как каждого упражнения, так и всего занятия в целом.
2. Владеть навыками тренерского поведения.
Ведущий группы должен уметь
-Слушать и слышать.
-Быть открытым (вербально, не вербально, эмоционально).
-Ровно, доброжелательно относиться ко всем мнениям.
- Не сталкивать мнения.
-Не оценивать
Говорить четко и понятно.
Цель тренинга :
- выделить проблемы связанные с риском формирования зависимости от ПАВ.
-осознание собственного отношения к наркотикам
-осознание мотивов злоупотребления наркотиками
-заложить основы осознанного противодействия первым случаям употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Задачи тренинга :
- повышение уровня информативности детей о проблеме наркомании.
- изменение отношения детей к зависимости от наркомании.
- умение сказать «Нет наркотикам».
- формирование мотивации к сохранению здоровья.
Организационные аспекты:
- группа подростков в возрасте 10-15 лет
- состав группы- 20 человек.
- тренер является в некоторых играх 21-м игроком. -
- все участники, включая ведущего, располагаются по кругу.
Опираясь на возрастные особенности подростков: стремление к неформальному общению со сверстниками, желание высказать свою точку зрения, нами были выбраны следующие формы и методы:
Форма: занятие с элементами тренинга.
Методы: Дискуссия, мозговой штурм, ролевая игра
Тренинговое занятие рассчитано на 1.5 часа.
Работа по организации и подготовке к занятиям:
Помещение: оно должно быть достаточно просторным, что бы в нём можно было проводить подвижные игры.
Оборудование: стулья, рассчитанные на количество участников тренинга; доска; бейджики с именами участников; 4 ватмана с надписями, прикрепленные по разным концам стены; компьютер, видеофильм о наркомании.
Ход занятия
Все участники, включая ведущего, располагаются по кругу. Ведущий рассказывает тему тренингового занятия. Все участники прикрепляют себе бейджики в соответствии с их именами до начала тренинга. Предполагается, что данная группа знакома друг с другом.
1. Приветствие ведущего. (20 мин.)
Цель игры «Мировое приветствие» : разрядить напряженную обстановку группы. Создать атмосферу доброжелательности т. к. данное упражнение проходит весело и эмоционально.
Ведущий.
Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на наших занятиях. Наше занятие- необычный урок. Это выражается уже в том, что мы с вами сидим не за партами, а в круге. И проходить наша работа будет необычно и интересно: в виде игр, дискуссий. В ходе данного занятия вы сможете лучше узнать себя, получите много интересной информации. А сейчас давайте с вами поздороваемся, но необычным для вас способом. Поиграем в игру которая называется «Мировое приветствие». Давайте рассчитаемся на «первый», «второй». Те ребята, которые оказались по №1- образуйте внутренний круг, а те ребята, которые оказались под №2- образуйте внешний круг. Поздоровайтесь друг с другом выбранным «своим» способом. Европейцы- пожимают руку, японцы- кланяются, африканцы- трутся ногами.
(Ребята начинают здороваться друг с другом).
Теперь, когда мы с вами поприветствовали друг друга, давайте присядем на свои места- на стулья и продолжим наше занятие дальше.
2. Введение в тему занятия. (15 мин).
Ведущий. Сегодня мы с вами будим говорить о веществах, которые
действуют разрушительно на психику и вызывают привыкание к ним. Эти вещества называются наркотическими и психоактивными. Назовите эти вещества.
Подростки перечисляют: сигареты, алкоголь, конопля и т. д.
Ведущий. Теперь давайте мы примем свод правил, которые будут регулировать наше занятие. Вы их уже знаете.
(Подростки предлагают правила)
Правила:
- говорящего никто из участников не перебивает. Говорящего участника может прервать только ведущий.
- желающий высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему позволяет ведущий.
- не давай оценок другим участникам.
- вся личная информация, сообщенная на занятии, является закрытой.
Ведущий. Ребята, скажите, существует ли проблема наркомании? Сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие? Насколько опасна проблема наркомании среди молодежи? Легко ли отказаться от приёма наркотиков? Перед кем человек несет ответственность за свое здоровье?
(Подростки отвечаю на поставленные вопросы ведущего).
3. Игра «Спорные утверждения». (30 мин.)
Ведущий. А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Спорные утверждения». Посмотрите на стены. На всех четырех стенах прикреплены листы с написанными на них утверждениями. Я вам зачитываю спорные утверждения, а вы должны будите стать к той стене, с надписью которой вы согласны. Свое мнение аргументируйте.
Игра «Спорные утверждения»
Цель игры «Спорные утверждения: эта игра дает возможность каждому участнику выяснить свой взгляд на проблему зависимости.
Материал: для проведения игры необходимо 4 листа бумаги с написанными на них утверждениями:
«Совершенно согласен»
«Согласен, но с оговорками»
«Совершенно не согласен»
«Не имею точного мнения»
Эти листы прикрепляются по четырем сторонам комнаты.
Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать. Выслушав мнения каждого из участников, ведущий кратко излагает свое мнение.
Примеры спорных утверждений:
- Наркомания- это преступление.
- Легкие наркотики- это безвредно.
- Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
- Наркоман может умереть от СПИДа
- Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
- Продажа наркотиков не преследуется законом.
4. Игра «Марионетка». (30 мин.)
Ведущий. Ребята, мы с вами выяснили, что при употреблении наркотиков возникает зависимость. И сейчас мы с вами поиграем еще в одну игру «Марионетка», в которой вы на собственном опыте испытаете, как состояние полной зависимости от другого, так и состояние, когда другой полностью зависит от вас. Для этого рассчитайтесь на «первый», «второй», «третий». Один из вас будет «куклой», а двое других кукловодами. Вы должны будите разыграть маленькую сценку на любую тему. Но «кукла» не должна сопротивляться кукловодам.
Цель игры «Марионетки» :
Дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя.
(Подростки делятся на подгруппы. Придумывают сценки. Затем показывают их. После чего происходит обсуждение.)
Ведущий. Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»?
- Вы всегда чувствовали себя комфортно?»
- Понравилось ли вам это чувство?
- Как вы себя чувствовали в роли кукловода?
- Понравилось ли вам это чувство?
(Подростки отвечают на поставленные вопросы).
5. Ведущий. А теперь я предлагаю вашему вниманию посмотреть фильм о наркомании. (10 мин.)
Цель: показать, что происходит с наркоманом в состоянии «ломки»; показать, что чувствуют и что думают сами наркоманы по воду наркомании.
В фильме должны быть показаны наркоманы во время «ломки», короткие интервью с рассказом о проблемах, возникающих в связи с приемом наркотиков. В конце фильма дается короткая статистика о смертности среди наркоманов.
(Подростки смотрят предложенный фильм о наркомании)
Ведущий. Ребята, о чем говорилось в данном фильме? О каких проблемах рассказывали герои фильма? Что происходит с наркоманами?
(Подростки отвечают на поставленные вопросы ведущего)
6. Игра «Спасибо, нет». (30 мин.)
Ведущий. Ребята, вы все можете оказаться в ситуации, когда вам могут предложить впервые попробовать наркотик. Но не все из вас знают, как отказаться от приема наркотиков. Поэтому я вам предлагаю поиграть еще в одну игру, которая называется «Спасибо, нет». Вам предлагаю провести дискуссию на тему: «Какими аргументами можно пользоваться, отказываясь употреблять наркотические вещества, когда на ученика оказывается давление?».
Представленные классом аргументы записываются на доске.
Цель: Ученики знакомятся с аргументами, которые можно использовать, отказываясь от приёма наркотиков.
(Подростки предлагают свои варианты отказа).
Ведущий: Я предлагаю вам выполнить одно домашнее задание: провести интервью с родителями или другими взрослыми на тему: «Как взрослые в компании отказываются пить спиртное?».
7. Прощание. Упражнение «Сегодня на занятии….» (15 мин.)
Цель: выявить отношение к проблеме наркомании; выяснить, что нового узнали на занятии, что наиболее понравилось и чему научились?
Участники садятся в большой круг. И по очереди каждый участник должен начинать высказываться со слов «Сегодня на занятии…»
Ведущий. Ребята, я предлагаю вам высказаться о проведенном нами занятии по теме наркомании. Что вам запомнилось, понравилось, чему научились? Высказывания должны начинаться со слов: «Сегодня на занятии…»
(Подростки высказываются).
Ведущий. Я благодарю вас всех за работу и до встречи на следующем занятии!