Ксения Иванова
Тренинг общения для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35.
Статья
Тема: «Тренинг общения для детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила работу:
Иванова Оксана Юрьевна.
Тверь, 2016
Актуальность темы. Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого человека, что он в полной мере владеет культурой общения. Так как одной из важных частей культуры общения является речь, поэтому и воспитывать культуру общения дошкольников необходимо именно через формирование коммуникативных функций речи.
Публикация «Тренинг общения для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель - выявление наиболее эффективных методов и упражнений для детей старшего дошкольного возраста, с помощью тренинга общения.
Объект исследования - дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – тренинг общения для детей старшего возраста.
Задача – рассмотреть понятие тренинга и специфику общения детей старшего дошкольного возраста.
Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных педагогов: Ананьева В. Г., Бодалева А. А., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Ломова Б. Ф., Лурии А. Р., Мясищева В. Н., Петровского А. В. и др.
Общение можно рассматривать с точки зрения разных гуманитарных наук. Так, в социологии оно понимается как способ существования внутренней эволюций или поддержания status quo социальной структуры общества - в той мере, в какой эта эволюция вообще предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества, невозможное без общения. В марксисткой философии оно понимается как процесс превращения общественного отношения из виртуальной в реальную "действенную" форму, осуществляемого при определенных обстоятельствах. Здесь оно понимается и как процесс (актуализации) и как условие (способа актуализации). Таким образом, в рамках этой философской концепции, любая общественная деятельность является в известном смысле общением. Общение – сторона целостной деятельности ребенка и определяется особенностями этой деятельности. Общение лишь один из аспектов совместной деятельности участников, хотя возможны случаи, когда общение выступает в чистом виде, исчерпывая все взаимодействие, протекающее в этот момент между людьми.
Дети старшего дошкольного возраста проявляют интерес к ровеснику, как к личности. Теперь формы общения дошкольников облечены в вопросы, ответы, заботу о товарище. Ребятам важно настроение и желания друг друга. Происходит подъем на новую ступень детской социальной лестницы.
Интерес к ровесникам имеет познавательный и наблюдательный характер. Дети стараются узнать как можно больше о своих товарищах, помочь им, причем бескорыстно. В этом возрасте к поведению дошкольников добавляется доброта. Коллектив детей способен сплотиться для игры или защиты товарища. В ровеснике ребенок теперь видит не соперника, а равноценную личность.
Чтобы помочь ребёнку в общении с товарищами и раскрыть свои коммуникативные способности мы решили провести тренинг.
Психологический тренинг — форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд.
Итак, начнём наш тренинг! Он состоит из нескольких занятий, где каждое упражнение практически точно поможет нам в поставленной цели.
Занятие 1.
Цель:
- снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов;
- создание благоприятного климата в группе;
- развитие коммуникативных навыков, умения координировать свои усилия с действиями остальных участников, формирование доверия, групповой сплоченности,
- повышение самооценки.
Оборудование: воздушные шарики – по кол-ву детей, диск с энергичной музыкой, маленький мяч, кегли, маты.
1. Приветствие (2 мин)
Цель – создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.
- Сейчас мы с вами поздороваемся необычным образом. Я повернусь к своему соседу справа и скажу «Валера, я очень рада видеть тебя» и улыбнусь ему. Он повернется к своему соседу справа и скажет то же самое, только назовет имя своего соседа справа. И так мы пройдем по всему кругу, передавая наши добрые слова.
- Очень хорошо!
2. Упражнение
«Разные, но похожие» (3 мин)
Цель – преодоление застенчивости, снижение уровня тревожности, воспитание чувства единства, формирование умения понимать состояние другого.
Психолог говорит:
- Сейчас поднимут руки только девочки. А теперь поднимут руки мальчики. Попрыгают на левой ноге те, кто в шортах. Те, кто любит мороженое, попрыгают на правой ноге… У кого есть сестренка, обнимут себя. У кого есть брат, похлопают в ладоши. Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове…
По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой психолог подводит детей к выводу о том, что все люди разные, но в чем-то они все-таки похожи.
3. Упражнение
"Гусеница" (7 мин)
Цель: развитие умения координировать свои усилия с действиями остальных участников, формирование доверия, групповой сплоченности.
- Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до воздушного шара строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.
- Молодцы!
4. Упражнение
«Снеговик» (3 мин)
Цель - снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.
Это упражнение можно превратить в небольшую игру, где детям предстоит сыграть роль снеговика.
- Наступила зима. Слепили ребята во дворе снеговика. Красивый получился снеговик. Давайте попробуем изобразить снеговика.
Есть у него голова, туловище, две руки, которые торчат в стороны, стоит он на двух крепеньких ножках…
Ночью подул холодный-холодный ветер, и стал наш снеговичок замерзать.
Сначала у него замерзла голова. Напрягите голову и шею, потом – плечи, потом – туловище.
А ветер дует все сильнее, хочет разрушить снеговика. Уперся снеговик своими ножками. Сильно напрягите ноги. И не удалось ветру его разрушить.
Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снеговика и решило его отогреть. Стало солнышко припекать, начал снеговик таять.
Первой начала таять голова. Свободно опустите голову, потом расслабьте и опустите плечи. Затем растаяли руки. Мягко опустите руки, туловище. Как бы оседая, склонитесь вперед, ноги. Мягко согните в коленях.
Солнышко все сильнее греет, снеговик тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле…
5. Упражнение
«Волшебный стул» (8 -10 мин)
Цель - развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков.
Посередине круга поставить стул и объяснить, что этот стул волшебный и у того, кто на него садится, сразу становятся видны все его лучшие качества. Предложить кому-либо сесть на стул, остальным детям называть хорошие качества ребенка, сидящего на стуле. На стуле должны посидеть все желающие.
6. Итог занятия
Психолог просит детей сказать, какое у них настроение после занятия, какое задание показалось им самым трудным, что понравилось на занятии больше всего, обсудить упражнение «Гусеница».
Дети делятся своими впечатлениями. Последним высказывается психолог.
7. Прощание
Дети встают в круг.
Психолог держит на ладони вытянутой руки мяч. Участники поочередно накрывают одной ладошкой, а потом, не отпуская руки, другой.
Затем все хором говорят: «До свидания!»
Занятие 2.
Цель:
- повышение уверенности в себе;
- формирование позитивного отношения к сверстникам;
- формирование коммуникативных навыков;
- снятие эмоционального и физического напряжения;
- релаксация;
- формирование атмосферы сотрудничества, чувства ответственности за другого человека;
- развитие эмпатии, внимания, умения действовать по правилам, волевой регуляции;
- контроль импульсивности.
Оборудование: повязки на глаза (по количеству пар участников); предметы - «препятствия»; три силуэта руки – красный, желтый, синий.
Ход занятия:
1. Приветствие (2-3 мин)
- Здравствуйте! Начнем нашу встречу с приветствия, и вновь оно будет необычным. Давайте закроем глаза, и я дотронусь до плеча того, кто сидит слева от меня. После того, как он почувствует мое прикосновение, он передаст его своему соседу и так пока мое приветствие не вернется ко мне.
- Молодцы!
2. Упражнение 1
«Бумажные мячики» (5 мин)
Цель: снятие эмоционального и физического напряжения, снижение агрессии.
Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги, чтобы получился плотный мячик.
Разделиться на две команды, выстроиться в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 м. По команде ведущего дети начинают бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Марш!»
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее перебросить мячи со своей стороны на сторону противника. По команде «Стоп!» игра прекращается. Выигрывает та команда, на чьей половине окажется меньше мячей.
Упражнение 2
«Поводырь» (7-10 мин)
Цель: формирование коммуникативных навыков, чувства ответственности за другого человека, повышение уверенности в себе.
Оборудование: повязки на глаза (по количеству пар участников, предметы - «препятствия».
Предметы - «препятствия» расставляются и раскладываются по залу. Необходимо разделить детей по парам, в каждой из которых одному из участников надевают на глаза повязку, а другой становится «поводырем».
«Поводырю» нужно провести партнера по залу, обходя препятствия. Он может обращаться к ведомому: «Переступи через кубик», «Здесь кегля» и т. п.
Когда все препятствия преодолены дети меняются ролями.
В конце упражнения обсудить с детьми, какие чувства они испытывали во время выполнения упражнения, в какой роли им понравилось больше.
Упражнение 3
«Кричалки – шепталки-молчалки» (3 мин)
Цель: формирование навыков регуляции поведения, контроля импульсивности
Оборудование: три силуэта руки – красный, желтый, синий.
По сигналу психолога дети выполняют определенные действия: красная рука – «кричалка» - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая рука – «шепталка» - разрешается тихо передвигаться и шептаться; синяя ладонь – «молчалка» - дети замирают на месте или ложатся на пол и не шевелиться. Закончить игру «молчалкой».
Упражнение 4
«Дождь в лесу» (5 мин)
Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.
Дети становятся в круг, друг за другом, - они «превращаются» в деревья в лесу. Психолог читает текст, дети выполняют действия.
- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцев). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу и почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.
Упражнение 5
«Я хороший» (3 мин)
Цель: повышение самооценки, уверенности в себе, создание положительного эмоционального фона
- А сейчас пусть каждый из вас скажет о себе «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немного потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом обычным голосом, а затем прокричим его. Теперь давайте поступим таким же образом со словами «очень» и «хороший» или «хорошая».
И наконец дружно «Я очень хороший (ая!»
- Молодцы! А теперь каждый, кто сидит справа от меня, скажет так, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я – Настя! Я очень хорошая!» или «Я – Кирилл! Я очень хороший!»
- Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом, а потом прокричим.
На этом наш тренинг заканчивается. До свидания!
Рекомендации для родителей и воспитателей детского сада.
Как научить ребенка общаться с другими детьми? Бывает так, что родители с волнением замечают, что ребенок не хочет общаться с другими детьми. Нужно помнить, что здоровых асоциальных детей не бывает. Если малыш одинок – значит, тому есть причина.
Почему в детских компаниях появляются изгои? Как правило, это дети, которые неприятны окружающим: нечистоплотные, пошлые, слишком наивные, с физическими и речевыми недостатками. Не зря детское общество считается самым бескомпромиссным и жестким. Дети, не вписывающиеся в общие рамки, изгоняются.
Особенности общения в дошкольном возрасте таковы, что дети проходят жесткий общественный кастинг : плаксы, слабаки, толстяки, заики и грязнули безжалостно отвергаются. Особенную неприязнь вызывают неопрятные (те, которые не приучены к носовому платку, мытью рук и лица, туалету) и непорядочные дети (нытики, ябеды, хвастуны, жестокие, эгоисты). Обо всем этом нужно помнить родителям – гораздо важнее научить ребенка жить в коллективе, чем вне его.
Отщепенцами могут стать даже маленькие интеллектуалы, если они не получили опыт общения со сверстниками и не умеют подчиняться общим правилам. Умники, дураки, слабаки, клоуны – все это говорят наши дети о своих сверстниках, отличающихся от них.
Если взрослые не вмешаются в ситуацию и не найдут способа ввести ребенка в коллектив, проблема станет достаточно серьезной. Возможно, придется менять детсад или школу. Совместные игры, в которых изгой может показать превосходство, специальные задания, которые он точно выполнит лучше всех, утрированные похвалы, - вот способ привить уважение и вызвать интерес к непохожему ребенку.
Как научить ребенка общаться со сверстниками?
Личным примером – у доброжелательных и общительных родителей такие же дети.
Давать ребенку поручения и почаще просить о помощи – маленькие помощники более общительны и раскованы.
Постоянно хвалите малыша за что-то конкретное, а также за личные качества и поведение – за успехи в садике, красивый рисунок, аппликацию; за то, что он добрый, заботливый, красивый.
Сделайте общение детей в коллективе дружелюбным, пусть малыши конкурируют только с собой (что я сделал сегодня лучше, чем вчера).
Будьте справедливы в собственной семье – давайте всем детям любовь и ласку в равной мере.
Будьте открытыми в проявлении чувств – искренние дети больше нравятся ровесникам.
Игра – главное и важнейшее занятие дошкольника. Как научить ребенка общаться с другими детьми во время игр?
Объясните ребенку, что правила игры нужно выполнять.
Отучите малыша командовать и навязывать другим свое мнение, капризы и истерики недопустимы.
Объясните, как приятно быть добрым и щедрым (тем более что все игрушки потом вернутся к нему).
Признавайте право ребенка на запрет: если у него есть веские основания не делиться игрушкой, или не дружить, или обижаться – пусть решает сам.
Играйте с малышом с самого начала – тогда он сам сможет стать организатором интересных игр.
Список использованной литературы.
1. Крюкова С. В. Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. - М., «Генезис», 2003.
2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - М., «Генезис», 1998.
3. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников - Ростов н/Д., «Феникс», 2005.