Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений

Юлия Каюмова
Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений

Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений.

Цель - учить родителей безусловно принимать своего ребенка;

- способствовать исследованию особенностей восприятия родителем своего ребенка, неосознаваемых чувств и установок на воспитание;

- способствовать оздоровлению детско-родительских отношений.

Ход занятия

Знакомство. (15 минут)

Упражнение 1. «Самопрезентация». Участникам раздаются карточки и карандаши для оформления «визиток». Через некоторое время (5–7 мин) необходимо предъявить свою «визитку», рассказать коротко о себе, о своих ожиданиях и опасениях, связанных с тренингом.

Правила работы группы: (5 минут)

- доброжелательное отношение друг к другу;

- не критиковать;

- принцип здесь и теперь;

- открытость в общении;

- активное участие;

- уважение к выступающему;

- соблюдение регламента.

Упражнение 2. «Ребенок в нас». Бросая мяч, участники обращаются друг к другу с фразой: «Мне кажется, в детстве ты был (а).» В ответ каждый может согласиться или нет с данной ему характеристикой. Это упражнение помогает участникам глубже познакомиться, кроме того способствует активизации детского эго-состояния родителей, что создает базу для дальнейшей психокоррекционной работы. (10 мин)

Упражнение 3. Дискуссия на тему «Кто я как родитель?», (20мин)

вопросы:

• Нравится ли Вам быть родителем?

• Нравится ли Вам быть таким родителем каким Вы есть на самом деле?

• Что именно в Ваших родительских функциях Вам нравиться больше всего, а что нет? Почему?

• Как хорошо Вы знаете своего ребенка? По каким критериям Вы делаете подобный вывод?

• Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка?

• Как Вам кажется, Ваш ребенок смог бы соответствовать этому образу?

• Что для этого надо?

• Знает ли Ваш ребенок то, каким бы Вы хотели его видеть?

• Он стремиться к тому, чтобы соответствовать этому образу?

• Вы часто обращаетесь к специалистам или читаете в книгах об особенностях развития личности ребенка. Если да, то для чего Вы это делаете?

По итогам дискуссии группа анализирует ответы, обсуждает спорные вопросы.

Слово ведущего о проблемах общения. (10 мин)

Общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослыми, плохо • развивается не только психически, но и физически: он плохо растет, худеет, теряет -интерес к жизни.

Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение, отравляет психику ребенка, ставит под удар его психическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

Задание.

Давайте представим ситуацию: ваш ребенок делает что-то не так, вам это не нравиться. Сможете ли сказать ребенку в этот момент, что любите его? Как вы это скажете? (Пример: если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой) я буду тебя любить; или не жди от меня хорошего пока ты не перестанешь. (лениться, драться, грубить и т. д., не начнешь. (хорошо учиться, помогать по дому, слушать.) Давайте прислушаемся к этим фразам. Мы выдвигаем ряд условий, т. е. прямо сообщаем ребенку, что его принимают условно, что его любят (или будут любить, только если. Вопрос ведущего: в чем же причина такого оценочного отношения к детям? (вера в то, что награды и наказания главные воспитательные средства). Однако, чаще срабатывает такая закономерность: чем чаще ребенка ругают, тем хуже он становиться.

Вопрос:

1) Можно ли относиться иначе?

2) Вспомните, пожалуйста, сколько раз за сегодня вы обняли своего ребенка?

Ведущий: Ученые говорят (Вирджиния Сатир, что просто для выживания ребенку необходимо четыре объятия в день. А для хорошего самочувствия нужно не менее восьми в день!

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, т. е. нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка.

Упражнение (практическое) (в упражнении можно использовать куклу). Удовлетворите эту потребность ребенка, показав, что он вам дорог, нужен, что он просто хороший. Как вы это сделаете? (приветливый взгляд, улыбка, ласковые прикосновения, прямые слова: как хорошо, что ты у нас появился, я рада тебя видеть, я люблю, когда ты дома, мне хорошо, когда мы вместе.

Вывод: это все знаки безусловного принятия ребенка. Итак основной принцип - безусловное принятие.

Упражнение 4 (15 мин)

Сосредоточьтесь, разделите лист бумаги вертикально пополам. На левой стороне поставьте +, на правой -. Запишите все случаи, когда вы обращались к ребенку в течении дня с эмоц. Положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько - с отрицательными (упреком, замечанием, критикой).

А теперь подсчитайте + и -. Даже если кол-во + и - равно, то с общением не все благополучно. А уже если перевешивает - - стоит серьезно задуматься.

Домашнее задание: Заведите дома такой же листочек и заполняйте его несколько дней. А потом проанализируйте.

Упражнение 6. Влияние слов на ребенка (практический опыт).

Нам нужны: стакан воды - это ребенок (чистый, простой, наивный); соль - грубые, соленые слова; перец - жгучие, обидные слова; горсть земли -невнимание, равнодушие.

А теперь все это хорошо перемешаем. И что мы получили? Эмоциональное состояние ребенка! Сколько нужно времени, чтобы все осело, забылось? А стоит лишь легонько взболтать - и все поднимается снова наверх, и снова обернется стрессами, неврозами, гиперактивностью.

Помните об этом, помните о знаках безусловного принятия ребенка, которые нужны ему, как пища растущему человеку. Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т. д., а просто так, просто за то, что он есть!

Дискуссия на тему «Саботажники общения».(15 мин)

Родителям предлагается серия высказываний содержащих элементы деструктивности. Задача группы выявить в чем ошибочность этих фраз и изменить их.

• «Если ты немедленно не сядешь за уроки, я не позволю тебе вечером пойти гулять на улицу», «Либо ты сейчас же идешь спать, либо я закрываю тебя: в темной комнате одного» - Угроза.

«Быстро домой!», «Марш в постель!», «Садись за стол!» - Приказы.

*«Ты опять плохо порезал хлеб», «Ты очень неаккуратно ешь», «Ты неряха» - Негативная критика.

* «Ты поступил как дурак», «Ты упрямый как осел» - Оскорбительные прозвища.

* «Ты должна слушать каждое мое слово», «Ты должен делать, так как я говорю», «Вы не должны так кричать когда играете» - Слова-«должники».

Рефлексия.

Домашнее задание. Самонаблюдение (родителям необходимо обратить внимание на то, как они предъявляют требования ребенку, как ребенок обычно реагирует на просьбы родителей, а также проанализировать как часто и каким способом они хвалят ребенка).

Упражнение 7. «Что я знаю о своем ребенке?».(20 мин)

• Выпишите по порядку 10 слов, фраз, которые наиболее полно характеризуют вашего ребенка. Оцените степень проявление этих характеристик (10 - ярко проявляется, 5 - средняя степень проявления, 1 - проявляется иногда).

Упражнение 8 «Ладошки».

Тихо звучит спокойная музыка. Ведущий просит всех присутствующих закрыть глаза и положить свои руки на колени ладонями вверх. Один человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони и садится на его место, а тот продолжает упражнение, и т. д. Упражнение выполняется молча в течение 5-7 минут.

Ведущий просит поделиться ощущениями и впечатлениями тех, к кому подошли во время упражнения («Как изменялось ваше состояние?») и тех, к кому не подошли («А вы что чувствовали?»).

Чему учит нас это упражнение?

Итог ведущего: «Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Когда ладони одного человека прикасаются к ладоням другого, происходит контакт двух людей; и третьего нет, никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком – ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети. Конечно, этот контакт не должен быть направлен против кого-то третьего, иначе это приведет к формированию невротической личности ребенка!

Кроме согласованности воспитательных тактик в семье, еще должны быть выстроены диадические отношения: у мамы и папы, у папы с ребенком, у мамы с ребенком.

Домашнее задание для родителей.

Кроме того, попробуйте выполнить следующее:

1) В течение четырех дней после тренинга, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.

2) В течение двух дней после тренинга стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»; «Молока целый стакан налить или половину?»; «Из школы придешь сразу или на полчаса задержишься?»; не «Делай, как я скажу», а «Может быть ты сделаешь, как я предложу?».

3) В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?

• Определите, сколько из перечисленных характеристик можно отнести к одной из следующих категорий: положительная (+); отрицательная (-); нейтральная (0).

• Поставьте себя на место ребенка, которого вы только что характеризовали и одним словом оцените свои чувства по поводу этой оценки.

2. Дискуссионное обсуждение, вопросы( 10 мин)

• Сколько времени в день вы уделяете общению с вашим ребенком?

• В какое время дня вы чаще всего общаетесь с ребенком?

• На какие темы вы разговариваете с ребенком чаще всего?

• Вы общаетесь с ребенком также как и с близкими друзьями? Почему?

• Нравится ли вам то, как вы общаетесь с ребенком? Почему?

Публикации по теме:

Диагностика детско-родительских отношений в семье «Грустная мама» Диагностика детско-родительских отношений в семье «Грустная мама» Диагностика «Грустная мама» состоит из рисунка, на котором изображена.

Конспект тренинга детско-родительских отношений «Знаете ли вы своего ребенка?»Конспект тренинга детско-родительских отношений «Знаете ли вы своего ребенка?» Тренинг детско-родительских отношений «Знаете ли вы своего ребенка?» Цель тренинга – гармонизация эмоциональных связей в семье. Задачи:.

Консультация для родителей «Типы детско-родительских отношений» — презентация Слайд 1. Сегодня, уважаемые коллеги, мне хочется поделится с вами презентацией, которая понравилась родителям моих деток. Когда-то эта информация.

Коррекция детско-родительских отношений через использование технологии арт-терапии Соавторство: Золотухина Е. Д., воспитатель, Харазия С. Д., педагог-психолог, МДОУ «Незабудка» № 46 посёлка Серебряный Бор Нерюнгринского.

Оптимизация детско-родительских отношений Составила : Большакова Вера Владимировна МБДОУ д/сад 144 г. Иркутск. 2017 год. Проблемы, связанные с защитой детства, постоянно находятся.

Подходы к коррекции в системе детско-родительских отношений Как и любой объект, детско-родительские отношения обладают не только содержательными характеристиками («Что это, какое оно?», но прикладными.

Программа развития детско-родительских отношений «Давайте общаться» Программа развития детско-родительских отношений «ДАВАЙТЕ ОБЩАТЬСЯ» Название: Программа развития детско-родительских отношений «ДАВАЙТЕ.

Рекомендации родителям по оптимизации детско-родительских отношений Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Иллюстрации
Автор публикации:
Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений
Опубликовано: 22 марта 2018 в 13:30
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по адаптации детей в детском саду.
Как говорят психологи, адаптация к детскому саду тяжелее всего проходит в возрасте 3-3, 5 лет, поскольку совпадает с кризисом развития личности. Ребенок...
Перспективный план занятий кружковой деятельности по художественно — эстетическому...
Возраст: средняя группа ( 4 - 5 лет) Сентябрь Перспективный план на 2018 - 2019 учебный год «Удивительная бумага». Расширить знания детей о бумаге,...
Конспект экскурсии в магазин канцтоваров
Экскурсия в магазин «Канцтовары» Цель: Продолжать знакомить детей с социально значимыми зданиями города их назначением - магазин «Канцтовары»;...
Развивающие пособия для счета «Белка» и «Ладошка»
Уважаемые коллеги! Прежде всего хочу выразить слова благодарности нашим коллегам по сайту Татьяне Титовой и Екатерине Юськовой. Оттолкнувшись от их идей ,...
Фотоотчет о конкурсе-дефиле «Морковная принцесса»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня предлагаю Вашему вниманию фотоотчет с конкурса-дефиле "Морковная принцесса". С 2012...