Тренинг по оптимизации детско-родительских отношений «Особенности стиля семейного воспитания»

Линара Казыханова
Тренинг по оптимизации детско-родительских отношений «Особенности стиля семейного воспитания»

Современные семьи часто нуждаются в поддержке специалистов, которые помогут утвердиться им в родительской компетентности, выработать правильную стратегию воспитания своего ребенка. С этой целью мы проводим различные формы работы с родителями в детском саду, одна из которых это тренинг для родителей. В ходе тренинга мы предпочитаем деловую позицию «рядом», во время которой педагог находится рядом с родителями в их отношении к ребенку, его воспитанию, обучению и развитию.

Цель мероприятия: оптимизация детско-родительских отношений и психолого-педагогическое просвещение родителей.

Задачи:

• показать родителям как влияет стиль общения с ребенком в семье на его развитие, воспитание, сохранение его эмоционального благополучия;

• познакомить родителей с приёмами более эффективного общения с детьми;

• формирование и развитие навыков рефлексии взаимоотношений родителей с ребенком;

приобретение родителями нового чувственного опыта при общении и взаимодействии с детьми.

ХОД ТРЕНИНГА.

1. Мозговой штурм.

Психолог. Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах.

Кто может вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном воспитании? Как вы их понимаете?

Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках.

Когда отец говорит «так», а мать - «сяк», растет ребенок, как сорняк.

Что учат дома дети, то знают и соседи.

Умел дитя родить, умей и научить.

Какой явор - такой забор, какой отец – такой и сын.

Яблоко от яблони далеко не падает.

От осинки не родятся апельсинки.

2. Теоретическая часть. Мини-лекция «Влияние семьи на развитие личности ребенка», демонстрируется презентация

Семейное воспитание - это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям.

Специалист в области семейной педагогики Сибиряков С. Л. считает, что главный способ воспитания, самый действенный и много дающий - это поощрение, положительный пример, показ. Нельзя требовать от ребенка, подростка того, чему его сами не научили, чего не заложили в него.

Существуют несколько классификаций стилей семейного воспитания.

Согласно одной из них, больше всего практикуется три основных стиля воспитания: Авторитарный, Либеральный, Демократичный.

Стиль первый, Авторитарный.

Вероятней всего этот стиль может назвать самым древним и привычным. Ведь сам уклад жизни в течение многих и многих поколений в русских семьях, подразумевал безоговорочное подчинение младших старшим. Однако, если в патриархальных семьях обычно детей много, и родительское внимание рассеивалось сразу на нескольких получателей родительской воли, то в современной жизни чаще всего авторитарный стиль воспитания выливаются в гиперопеку над одним, максимум – двумя детьми. Они получают максимально концентрированное внимание мамы и папы, дедушки и бабушки. Согласитесь, картинка до боли знакомая. Все многочисленные старшие родственники хотят любимому чаду добра и заботятся о нем, руководствуясь исключительно собственным представлением о том, из чего же, собственно, это добро складывается. На деле получается, что родители, склонные к авторитарному стилю общения, стараются сформировать натуру сына или дочки по своему усмотрению, навязывая им те взгляды, которые считают правильными. Они усилено стремятся контролировать поведение и поступки ребенка буквально во всем. Покорность и послушание – вот два самых значимых для подобных родителей качества характера в воспитуемом отпрыске. От детей ожидается безусловное принятие родительских ценностей. Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Родителям в процессе воспитания детей и подростков важно знать и учитывать их возрастные особенности, иметь определенный уровень знаний по психологии и физиологии, соответствующий культурный уровень (общая культура, культура общения, культура отношений, культура поведения, правовая культура). Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Как правило, при этом наблюдается низкий уровень вербальной коммуникации, применяются наказания, запреты и требования отличаются ригидностью и жестокостью. Формируется зависимость, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстрировали агрессивность и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.

Последствия авторитарного стиля воспитания.

Пережив подобный прессинг в детстве, ребенок вырастает либо конформистом (человек, который никогда не пойдет против авторитетного мнения начальника, жены и мамы, либо – очередным домашним «авторитетом». Представитель авторитарного стиля воспитания следующего поколения, который будет так же, как и его папа когда-то, подгонять своих детей под определенный стандарт представлений о «хорошем ребенке». Как это ни странно, один из побочных эффектов авторитарного стиля воспитания - лишний вес. Иногда он появляется еще и оттого, что родители всегда «прекрасно знали, что и сколько должен съесть ребенок», и даже если ребенку столько съесть не под силу, то его возражения не принимается. Постепенно такой ребенок привыкает, есть столько, сколько положит ему в тарелку мама или бабушка. Иногда лишний вес несет в себе функцию некой жировой брони, которая защищает ребенка от нападок строгих родителей.

Стиль второй, либеральный

Либеральный стиль воспитания - данная классификация стилей семейного воспитания подобного направления обычно включают в себя такие моменты, как окружение своего чада заботой, лаской, терпением и вниманием. Родители довольно уступчивы в отношениях с ребенком. Однако тогда, когда его поведение выходит за рамки дозволенного, каких-либо строгих мер воздействия на ребенка не предпринимается. В этом случае родители фактически уходят от воспитательного процесса, полагая, что при нахождении ребенка в атмосфере любви и вседозволенность, он сам в итоге созреет о мысли самоограничения, идентифицируя общеустоявшиеся правила и нормы поведения. Другую крайность родительского воспитания иногда ещё называют модным словосочетанием «японский метод воспитания». Такие родителе всячески окружают свое чадо заботой, терпением и вниманием. Они ласковы и уступчивы в отношениях с ним. Если же поведение ребенка выходит за рамки дозволенного, то никаких мер воздействия на распоясавшегося наследника не принимаются. Родители как бы самоустраняются от процесса воспитания, ожидая, что, находясь в атмосфере любви и вседозволенности, получив полную свободу действий, рано или поздно ребенок сам дозреет до мысли о самоограничении, сам идентифицирует правила и норма поведения. Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентаций поведения нет. Реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.

Нелиберальные последствия либерального стиля

Чаще всего, дети прошедшие такую «школу воспитания» становятся неуправляемыми. Им очень сложно жить в обществе, руководствуясь общепринятыми стандартами. Детям либеральных родителей сложно адаптироваться в детском коллективе, сложно поддерживать отношения с другими людьми, так как они не умеют воспринимать требования и желания другими. Им сложно нести ответственность за свои поступки. Кроме того, в глубине души они ощущают себя очень неуверенно, поскольку жить без рамок, на которые можно опереться - довольно сложно.

Демократичный стиль воспитания

Наиболее труднодостижимый и редкий стиль воспитания – демократичный. Родители, стараются направить деятельность ребёнка в какое, – то русло, но при этом руководствуются не только своими представлениями о добре и зле, но и желаниями и потребностями самого ребёнка. Конечно же, поведение его не остаётся без контроля и внимания со стороны взрослых, но этот контроль не тотальный. Постепенно ребёнку прививается умение самостоятельно принимать решение и действовать по своему усмотрению, но при этом не задевать интересы других людей. Родители учитывают интересы ребёнка, его потребности и возможности. Своим авторитетом они стараются привить ребёнку принципы, учитывающие как его, так и свои права и обязанности. Таким образом, решаются довольно сложные задачи воспитания – во – первых, идёт от потакания, но в то же время ребёнка объясняется, как родителям грустно и стыдно из – за его поведения. Во – первых, происходит ненавязчивое внушение, которое опирается на рациональное объяснение и убеждение. Дети вырастают дружелюбными, ответственными и понимающими. В том числе и то, что они сами творцы своей жизни. Даже если хотя бы один из родителей приверженец демократичного стиля воспитания, дети уже выигрывают.

В повседневной жизни, редко встречаются ярко выраженный какой, – то один стиль воспитания в семье. Чаще всего бывают комбинации из трех основных стилей. Стоит задуматься о том, какой стиль присущ нам в нашей собственной семье, хотя бы из – за того, что от этого зависит не только будущее наших детей, но и будущее наших внуков, которых будут воспитывать по образцу и подобию нашей системы воспитания. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значимой части своей жизни, и по длительности своего взаимодействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладывается основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

В каждой конкретной семье обычно бывают различные вариации и сочетания этих стилей.

3. Анкетирование родителей «Стиль воспитания в семье». Приложение 1.

4. Упражнение «Чтение сказки»

Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком, и при чтении художественной литературы.

Давайте посмотрим, как же мы общаемся с ребенком при чтении художественной литературы, в частности сказок?

Трем участникам предлагаются детские книжки со сказками, первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй – лицом к родителям, но не отрывая взгляда от текста, а третий – рассказывает эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст.

После прочтения предлагается ответить на вопросы: Что вы чувствовали, когда к вам сидели спиной? А когда совсем не смотрели на вас? И понравилось ли эмоционально выразительное чтение, глаза в глаза? Каков вывод, как лучше преподносить художественную литературу ребенку?

5. Игра «Мой идеальный ребенок»

Цель: помочь родителям увидеть своего ребенка через призму положительного взгляда и сосредоточиться на зоне ближайшего развития ребенка.

Ведущий предлагает родителям назвать себя от третьего лица и рассказать о своем ребенке в положительном ключе, а нежелательные (по мнению родителей) качества ребенка перевести по ходу рассказа, в положительные, также можно назвать качества, которых пока еще нет у ребенка, но они обязательно сформируются. Например: «У Наталья Ивановны есть замечательный сын Максимка. Он очень добрый мальчик, помогает маме мыть посуду. Дружно играет с ребятами в детском саду, он лидер, всегда придумывает новые игры, и уже лучше слушается взрослых, он стал более внимательным».

6. Подведение итогов, рефлексия.

Приложение 1.

Анкета «Стиль воспитания в семье»

1. Часто ли ваш ребенок заставляет переживать вас из-за своего плохого поведения?

А. Да, часто.

Б. Изредка.

В. Никогда.

2. Использует ли Ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссор с другими детьми?

А. Да, часто.

Б. Бывает, но в крайних ситуациях.

В. Не знаю о таких ситуациях.

3. Как Ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?

А. Никак не реагирует.

Б. Старается исправить ситуацию.

В. Агрессивно.

4. Умеет ли Ваш ребенок сопереживать сказочным персонажам?

А. Да.

Б. Отчасти.

В. Нет.

5. Под влиянием каких воспитательных мер Ваш ребенок изменяет свое поведение?

А. Угрозы физического наказания.

Б. Беседы о плохом поведении.

В. Обещание подарков за хорошее поведение.

6. Какие методы воспитания из перечисленных ниже Вы считаете эффективными?

А. Физическое воспитание.

Б. Воспитание на положительных примерах.

В. Лишение развлечений и подарков.

7. Выберите утверждения, с которыми вы согласны.

А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше и умнее его.

Б. Насильственные методы воспитания усиливают нежелательное поведение ребенка, вызывая чувство протеста

В. Негативные реакции надо подавлять для его же пользы.

Ключ к тесту

Пункт № вопроса

1 2 3 4 5 6 7

А 3 1 3 2 1 1 3

Б 2 2 2 1 2 2 2

В 1 3 1 0 3 3 1

От 6 до 10 баллов – в семье преобладает авторитарный стиль воспитания, который характеризуется жесткой родительской позицией, применением непедагогических методов воспитания.

От 11 до 17 баллов – в семье преобладает демократический тип воспитания, который характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией личностно-ориентированной модели воспитания.

От 18 до 21 балла – в семье преобладает либерально-попустительский тип воспитания, который характеризуется отсутствием в действиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитание от случая к случаю.

Прикреплённые файлы:

stil-vospitanija-k-kruglomu-stolu_6662o.ppt | 724,5 Кб | Скачан: 36
 
Публикации по теме:

«Гуманизация детско-родительских отношений через систему семейного досуга» Семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной.

Коррекция детско-родительских отношенийКоррекция детско-родительских отношений Воспитание детей часто осуществляется нерегулярно, стихийно. Причина педагогических неудач родителей: неподготовленности к воспитанию,.

Мониторинг по результатам исследования детско-родительских отношений В феврале 2016г. было проведено исследование эмоциональной стороны отношений родителей с детьми. В опросе приняли участие 41 человек. В.

Особенности детско — родительских отношений в семьях имеющих детей с задержкой психического развития Понятие «задержка психического развития» – употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной.

Проект детско-родительских отношений «Дидактические игры своими руками»Проект детско-родительских отношений «Дидактические игры своими руками» Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с родителями и представляю вашему вниманию отчет о реализации проекта детско-родительских.

Психологические особенности детско-родительских отношений старших дошкольников Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место.

Укрепление детско — родительских отношений через совместную деятельность.Укрепление детско — родительских отношений через совместную деятельность. Укрепление детско - родительских отношений через совместную деятельность. Мысленно еще ни раз хочется возвратиться к очень теплому, красочному,.

Влияние детско-родительских отношений на личность ребенка. Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что происходит базисное становление самооценки. Без преувеличения можно сказать, что самооценка.

Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка Влияние детско – родительских отношений на развитие личности ребенка. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что.

Встреча с интересным человеком как форма работы с родителями, способствующая формированию детско-родительских отношенийВстреча с интересным человеком как форма работы с родителями, способствующая формированию детско-родительских отношений Внедряя эту традицию, я поставила перед собой цель: способствовать формированию детско-родительских отношений, организовать общение родителей.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Тренинг по оптимизации детско-родительских отношений «Особенности стиля семейного воспитания»
Опубликовано: 13 мая 2017 в 20:01
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Нетрадиционные техники рисования для детей 1,5–3 лет
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного...
Картотека наблюдений на прогулке на сентябрь в подготовительной группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Картотека наблюдений на...
Мастер-класс по аппликации «На дне морском» с детьми старшего дошкольного возраста
Ко дню скульптуры "Русалочки" на МААМ. Умение вырезать силуэты предметов дает возможность шестилетним детям отображать в аппликации разнообразное...