Полина Амподистова
Тренинг профилактики профессиональных деформаций
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональные деформации личности (занятие с элементами СПТ).
Мини-лекция.
В течении последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов. Общеизвестно, что профессия педагога одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
На сегодняшний день одной из проблем нашей системы образования и воспитания является профессиональная деформация.
Публикация «Тренинг профилактики профессиональных деформаций» размещена в разделах
Термин ПДЛ- это деструктивные (от деструкция- разрушение,нарушение нормальной структуры) изменения личности в процессе выполнения деятельности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, возникающие при многолетнем выполнении одной и той же профессиональной деятельности, негативно влияющие на ее продуктивность, порождающие профессионально нежелательные качества, изменяющие поведение человека; вызывают изменение психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональных обязанностей.
Многочисленные исследования позволили определить тенденции возникновения этого явления:
-возрастные изменения, связанные со старением;
- монотония -психическое состояние, возникающее в условиях однообразной работы, следствие выполнения одной и той же деятельности устоявшимися способами ;
- длительная психическая напряженность, конфликты, возрастные кризисы;
-неудовлетворенность профессией, утрата перспектив профессионального роста ;
-несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику и его реальными возможностями;
-низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация;
-искаженное профессиональное развитие, проявление ранее отсутствующих негативных качеств, отклонение от социальных норм.
Существует ряд симптомов, когда человек может заподозрить у себя проявление профессиональной деформации :
-часто проявляющиеся отрицательные эмоциональные состояния (раздражительность, перевозбуждение, тревожность, нервные срывы);
-снижение уровня интеллекта;
-нравственно- этическое старение (навязчивое морализирование, скептическое отношение к молодому поколению, противопоставление настоящего прошлому, преувеличение заслуг своего поколения);
-невосприимчивость к нововведениям;
-снижение темпа выполнения профессиональных функций;
-проявление доминантности (потребность требовать, наказывать, оценивать, контролировать, подавление других и самоутверждение за счет своих коллег);
-проявление профессиональной агрессии (отсутствие учета чувств, прав и интересов коллег, приверженность к «карательным воздействиям», требование безоговорочного подчинения, ирония, насмешки и пр.);
-социальное лицемерие (неискренность чувств и отношений);
-поведенческий трансфер (ненормативное поведение- враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость);
- сверх контроль (чрезмерное сдерживание своих чувств, ориентация на инструкции, подозрительная осмотрительность);
-психосоматические нарушения (головные боли, боли в спине, боли в области желудка).
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования и воспитания.
В целях профилактики деформаций личности целесообразно проводить с педагогами:
-СПТ;
-занятия;
-семинары;
-деловые игры;
В ходе таких мероприятий у педагогов появляется возможность неформально пообщаться с коллегами, что позволяет ближе узнать друг друга. Обменяться опытом по любым вопросам, приобрести навыки взаимной поддержки в трудных ситуациях, а также решить производственные проблемы совместными усилиями. Развивать способность прислушиваться к мнению других коллег, учиться здоровой самокритике, прислушиваться к себе, чтобы находить причины внутренних и внешних конфликтов, а также обретать внутренние ресурсы для дальнейшей полноценной жизни и работы.
Материал для упражнений: каждому участнику ручка, листок, игрушка ящерицы, цветок, корзина, клей, маленькие сердечки 40 шт, 1 большое сердце, мольберт.
Упражнения для профилактики деформаций личности.
№1 Упражнение- разогрев «Счет глазами» (5 мин).
Цель: включение в работу, тренировка внимания,снятие накопившегося напряжения, сплочение, создание ощущения доверия и принятия в группе.
Инструкция: Ведущий выбирает глазами того, кому он передает дальнейшее ведение счета и, глядя на него, говорит «один», тот выбирает глазами следующего и т. д.
№ 2 Упражнение «Вездеход» (10-15 мин).
Цель: создание атмосферы эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия, помочь участникам в том, чтобы лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении.
Инструкция: А теперь мы разомнемся, отвлечемся от раздумий. Выполним упражнение, которое помогает отработать переключение внимания, стимулирует мобильность, запускает спонтанность и творческое мышление.
Мы будем передвигаться по залу в довольно быстром темпе, внимательно прислушиваясь к заданиям ведущего. Каждый из вас, услышав новую информацию, в кратчайший срок анализирует ее и меняет свои действия в зависимости от условий игры, изображает то о чем идет речь. Подстроиться к новым обстоятельствам нужно быстро, без разговоров и обсуждений. Итак, готовы? Начали!
«Идем через лес. Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке… Крапива больно стегает по голым ногам…Комары заели. А все потому что попали в болото. Топко. Страшно. Противно. Сумерки сгущаются….
Снежное поле, пронизывающий зимний ветер… И пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться? В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой, но очень холодной, градусов 8-10. Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков…Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам….Ею заполнено пространство…Нет показалось!
Идем через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты. Сорвем один…Вдохнем чудо аромат упругой кожицы, очистим возьмем в рот освежающую дольку. Ой, кисло-то как! Ух, как кисло!
Берег моря, закат, идем по кромке воды…. (возвращаются на места).
Упражнение №3 «Пчелы и змеи» (10-15 мин).
Цель: Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию, повысить групповую сплоченность, улучшить эмоциональное состояние.
Инструкция: Разбиваемся на две группы «пчелы» и «змеи». Одна группа займет место у окна другая у противоположной стены. В каждой группе выбирается король. Оба короля выходят из зала и ждут, когда их позовут. Я спрячу два предмета, которые короли должны отыскать. Король пчел ищет цветок. Король змей ящерицу. Команды должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук пчелы –жужжать, змеи –шипеть, и чем ближе король к добыче, тем сильнее должно быть жужжание и шипение. Помните. Что во время игры вы не должны разговаривать.
Упражнение № 4 «Сердце коллектива»
Цель: повышение уровня групповой сплоченности, принятие в группе, улучшить эмоциональное состояние педагогов.
Инструкция: И на последок, очень хочется мы сделали друг другу что- нибудь приятное. Я предлагаю сделать сердце нашего коллектива. Для этого напишите на листочке ваше имя, сложите его и опустите в мою корзину, это нужно для того, что бы кто-то вытянул жребий с чьим-нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. А для вас я приготовила вот такие маленькие сердечки. Сейчас вы вытяните листочек с чьим –то именем, и на маленьком сердечке напишите доброе пожелание для этого человека. Маленькое сердечко мы приклеим на наше большое сердце. Вот на таком позитиве хочется закончить наше занятие, большое всем спасибо. Удачи!