Приложение МААМ

Тренинг «Психологическое благополучие педагога»

Оксана Закелова
Тренинг «Психологическое благополучие педагога»
▼ Скачать + Заказать документы

Тренинг "Психологическое благополучие педагога"

(с просмотром видеоролика «Может ли стресс убить человека»)

Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья, улучшение эмоционального состояния педагогов, придание уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи:

- Формировать благоприятный психологический климата в коллективе,

Публикация «Тренинг „Психологическое благополучие педагога“» размещена в разделах

- Развивать коммуникативные умения, эмоционально-волевую сферу педагогов;

- Снять эмоциональное напряжение, укрепление позитивного отношения к своей работе.

- Повысить настрой на удачу и успех.

Оборудование: аудитория с расставленными по кругу стульями (по количеству участни- ков, ноутбук, проектор, макет большого сердца, бумажные сердечки, мяч, шариковые ручки, клей.

Ход тренинга

Вступление: Уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать сегодня здесь. Мне очень приятно, что вы пришли. Я надеюсь, что наше занятие пройдет в приятной дружественной обстановке.

Профессия педагога - одна из самых «нервных» и относится к категории «группы риска». Тревожность, депрессия, эмоциональное опустошение – вот цена ответственности, которую платит педагог.

Психологический дискомфорт педагога негативно влияет на его здоровье – физическое, психическое, профессиональное.

Многие болезни (головные боли, боли в спине, ногах, горле) связаны с накопленным напряжением и проявляются, от сдерживания эмоций. Если эмоция не проработана, у неё нет другого выхода, как проявить себя в одной из функций организма. Так, если нет выхода накопившемуся напряжению в теле, оно продолжает накапливаться до тех пор, пока не находит выхода в виде болей (головные, боли в спине, спазмы желудка). Мышцы, поражённые стрессом, сокращаются и остаются в этом состоянии. Представьте себе, что вы долго несёте что-то тяжелое, рука немеет, вы останавливаетесь и трясете её – можно нести дальше. А вот «трясти» желудок, сердце, как руку, невозможно. Как быть? Как помочь себе?

Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом благополучие педагога, а так же о важности психологического климата коллектива.

В одном климате растение может расцвести, а в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате : в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал и свои возможности.

Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, уважения, заботы о каждом, доверия. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

При проведении тренинга нужно соблюдать определённые правила. Познакомьтесь с ними:

1. Мы – одна команда.

2. Каждый имеет право на свое мнение (никто никого не перебивает, не смеется, не оценивает других).

3. Уважаем мнение друг друга.

4. Активно работаем.

5. Придерживаемся правила «стоп», которое гласит, что каждый участник имеет право отказаться от участия без объяснения причин.

6. Соблюдаем конфиденциальность (всё, что происходит здесь, не выносится за пределы группы).

И так, начнем!

1. Упражнение «Знакомство».

Все мы у друг друга знаем имя и отчество. Как правило, на тренингах принято называть друг друга по имени, поэтому на некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество.

Давайте представимся, передавая мяч и называя свое имя, а также слово, отражающее вашего настроения или состояния или как вы себя можете охарактеризовать (например, Оксана – ответственная).

2. Игра «Живая диаграмма»

Коллеги, предлагаю поиграть в игру. Для этого встаньте в одну линию так, чтобы не касаться друг друга, и закройте глаза. Я буду задавать вам вопросы. Если ваш ответ на вопрос «да», вы делаете шаг вперед, если «нет» - остаётесь на месте.

Тест А. И. Тащевой «Нужно ли Вам учиться бороться со стрессом?».

1. Часто ли Вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?

2. Бываете ли Вы вспыльчивы по пустякам?

3. Случалось ли Вам чувствовать, что Вы устали после отпуска, выходных больше, чем до них?

4. Случалось ли Вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?

5. Испытываете ли Вы головные боли от конфликтов?

6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?

7. Бываете ли Вы слишком плаксивы или близки к слезам?

8. Предрасположены ли Вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда Вы эмоционально расстроены?

9. Приходилось ли Вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?

10. Часто ли Вам кажется, что Вы тратите слишком много времени на то, чтобы решать чужие проблемы, и у вас не остаётся времени на себя?

Если Вы сделали больше четырёх шагов вперёд, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит, - здоровья.

3. (Просмотр видеоролика)

А сейчас я предлагаю вашему вниманию видеоролик «Может ли стресс убить человека»

4. Упражнение «Моечная машина»

Педагоги становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедшие «мойку» становятся «сушилкой», сначала шеренги идет следующая «машина».

Какие ощущения у вас вызвало это упражнение?

5. Игра «Волшебные очки».

Участники становятся в круг. Ведущий: «У меня есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. Пусть каждый из вас примерит эти очки, посмотрит на своих коллег и попытается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть даже то, что раньше не замечал.

6. Упражнение Быть уверенным в себе – это значит:

Участники по очереди высказывают свои предположения о том, каким должен быть уверенный человек. Затем психолог приводит сведения из научной литературы:

* При сравнении себя с другими не допускать большого разрыва

* Не волноваться сверх меры о том, что о тебе подумают другие

* Знать свои права и уметь их отстаивать

* Быть настойчивым, добиваясь того, чего хочешь

* Уметь сказать "Нет", если нет желания что-либо делать

* Позволять себе ошибаться, проигрывать с достоинством

* Верить в себя и свои возможности

* Действовать уверенно, даже если на самом деле волнуешься

* Не компенсировать неуверенность агрессией

* Делать комплименты и с благодарностью их принимать

* Радоваться новым контактам и уметь поддерживать старые

7. Послушайте несколько рекомендации, как можно снять нервное напряжение

Быстрая помощь при остром стрессе.

Если резко и неожиданно произошла ситуация, которая выбила вас из колеи и вам нужно срочно взять себя в руки можно сделать следующее.

1. Выпить воды, медленными глотками. Вода тонизирует, бодрит, выводит из организма продукты распада адреналина.

2. Медленное дыхание всегда запускает процессы торможения в головном мозге. Выдох длиннее в 2 раза, чем вдох, например 2:4. Дыхание с продолжительным и частым вдохом активизирует организм, а с продолжительным и длинным выдохом наоборот успокаивает. Такое дыхание у нас происходит во сне.

Теперь мне хотелось бы предложить Вам несколько приемов, которые помогли бы Вам снять мышечные зажимы и напряжение.

8. Упражнение «Лимон»

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты). Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

9. Упражнение «Замок» (релаксация)

Сложите руки «в замок» за спиной, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте руки и плечи. Сбросьте напряжение с кистей.

Сложите руки «в замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти.

Во время потягивания происходит выброс «гормона счастья».

Улыбнитесь!

И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционально-го напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

10. Хотелось бы дать вам несколько рекомендации:

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

- резко встать и пройтись;

- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

- измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

4. Проще относитесь к конфликтам на работе;

5. Как ни странно, это звучит - не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими. Нужно разделять ответственность и научиться отказывать. Человек, который живет по принципу «чтобы было хорошо, нужно сделать все самому», неизбежно станет жертвой синдрома выгорания.

Помните! Работа - всего лишь часть жизни.

6. Необходимо уделять определенное время работе, определенное время досугу.

7. Занимайтесь теми видами физической нагрузки, которая приносит вам удовольствие – прогулки, бег, велосипед, танцы, работа в огороде и т. п., в противном случае, они начнут восприниматься как скучные, малоприятные и начнутся всевозможные попытки их избежать.

8. Полноценный сон, длится в среднем 8-9 часов. Недостаток ночного отдыха может усугубить и без того напряженное состояние.

9. Нужно поддерживать приятную обстановку на рабочем месте.

10. Нужно иметь хобби. Человек должен знать, что интересы помимо работы, позволяют снизить напряжение. Желательно, чтобы увлечение помогало расслабиться, например живопись, скульптуры. Экстремальные увлечения повышают эмоциональное напряжение человека, хотя некоторым людям такая смена обстановки идет на пользу.

11. Упражнение «Сердце коллектива»

На доске макет большого сердца.

Давайте представим, что это сердце нашего коллектива. Что нужно для того, чтобы сердце работало четко, слажено? Я раздам вам маленькие сердечки. Предлагаю каждому из вас написать и озвучить, чего вы желаете нашему коллективу, чтобы каждому из нас в нем было уютно, комфортно, безопасно. Затем мы поместим (приклеим) эти сердечки на большое сердце.

Посмотрите на сердце нашего коллектива. Оно большое, яркое, неповторимое. Давайте постараемся приложить максимум усилий, чтобы оно никогда не остановилось и билось в унисон вместе с сердцами каждого из нас. Я от всей души этого желаю, думаю, что и вы тоже.

12. «В заключение хочется пожелать всем:

Учитесь управлять собой.

Во всем ищите добрые начала.

И, споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала,

Споткнувшись, самому вставать,

В себе самом искать опору

При быстром продвиженье в гору

Друзей в пути не растерять…

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут:

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливый!

Психолог : Мне было очень интересно и приятно поработать с Вами. Хочется пожелать, чтобы вы все были здоровы и счастливы, чтобы вы серьезно относились к своему здоровью. И не только к физическому, но и к душевному. Ведь физическое здоровье неразрывно связано с душевным здоровьем.

Публикации по теме:

«Эмоциональное благополучие ребёнка». Консультация для родителей«Эмоциональное благополучие ребёнка». Консультация для родителей Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. При неблагоприятных условиях у детей возникает.

Конспект родительского собрания «Эмоциональное благополучие ребёнка» с родителями воспитанников средней группыКонспект родительского собрания «Эмоциональное благополучие ребёнка» с родителями воспитанников средней группы Цель: создание условий для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами. Задачи: привлечь родителей к активному участию.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка» Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт – Петербург, Белоусова Л. Е. При неблагоприятных условиях.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье» Цель консультации: побудить родителей к тому, чтобы они задумались о взаимоотношениях со своими детьми в семейном воспитании. А. С. Макаренко.

Психологическое просвещение педагога-психолога для подростков. Занятие «Самое ценное, что у меня есть» Цель: - помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную основу Задачи: - создать.

Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу»Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу» Психологическое упражнение «Чемодан в дорогу» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию одну из форм завершения установочного педсовета.

Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива»Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива» Тренинг «Мастерская креатива» Цель: развитие креативности участников. Задачи: • расширить представление о понятии «креативность» как.

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика» Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. декабрь 2020г. Тренинг.

Эмоциональное благополучие детей.Эмоциональное благополучие детей. Детство - время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника. Именно обеспечение эмоционального.

Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского садаЭмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада Юдина Е. Н. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада. Очень часто, мы - взрослые уделяем большое внимание тому, что наши.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг «Психологическое благополучие педагога»
Опубликовано: 13 января 2023 в 09:42
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг «Психологическое благополучие педагога»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Закелова (УИ 2061097) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД