Татьяна Бакулина
Тренинговое занятие с педколлективом на профилактику и снятие стресса
Цель: снятие психоэмоционального напряжения воспитателей, профилактика стресса, синдрома профессионального выгорания.
Задачи:
- ознакомить воспитателей с результатами теста «Насколько Вы подвержены стрессу?»;
- напомнить воспитателям об основных, наиболее эффективных способах снятия психоэмоционального напряжения, познакомить с новыми;
- в процессе применения нескольких способов снять психоэмоциональное напряжение воспитателей.
Предварительная работа: тестирование педагогов «Насколько Вы подвержены стрессу?»
Публикация «Тренинговое занятие с педколлективом на профилактику и снятие стресса» размещена в разделах
Оборудование: аудиоколонка с записями музыки для релаксации; корзина с цветными листочками, на которых написаны способы снятия психоэмоционального напряжения (здоровый сон, любимая музыка, хобби, физическая нагрузка, благодарность, слёзы, юмор, прогулки, разговор по душам, травяной чай, дыхательная гимнастика, водные процедуры, помощь другим, шоппинг, отдых на природе, общение с приятными людьми, общение с домашними питомцами, аффирмации); листочки; альбомные листы, несколько наборов цветных карандашей в стаканчиках; «капитошки» (антистрессовые игрушки) на подносе; мягкая игрушка; текст телеграммы; раскраски-антистресс; памятки «Способы профилактики и снятия стресса»; позитивные, оптимистичные, мотивирующие плакаты для оформления зала (с картинками и надписями: «Прекрасная жизнь начинается с прекрасных мыслей…», «Познай 7 чудес света: видеть, слышать, чувствовать, говорить, думать, радоваться, любить!», «То, что ты видишь, во многом зависит от того, как ты смотришь», «Учись находить в жизни радость – вот лучший способ привлечь счастье.», «Всё наладится!», «Обиды записывайте на песке, благодеяния вырезайте на мраморе», «Пусть в твоей жизни не будет чёрных полос!»)


Ход тренингового занятия
1. Приветствие. Сообщение воспитателям темы тренинга. Ознакомление с результатами тестирования «Насколько Вы подвержены стрессу?»
2. Игра «Телеграмма»
Каждый воспитатель пишет на листочках по одному качественному прилагательному. Бумажки собираются, перемешиваются и написанные на них слова вставляются в телеграмму (готовый текст, в места, где стоят точки, и телеграмма зачитывается вслух.
Текст телеграммы: «Сегодня мы собрались на наше … тренинговое занятие. Выглядим мы … Но если бы погода была сегодня, то мы были бы, а может, даже … Но мы не будем унывать. Дела у нас на работе … и … Пожелаем же всем всего, а именно: … здоровья, … успехов, …настроения, … воспитанников».
3. Упражнение «Корзина советов»
Каждый воспитатель по очереди берёт из корзины цветной листочек и зачитывает вслух предложенные психологами способы снятия психоэмоционального напряжения и профилактики стресса. После этого высказывает своё отношение к данному способу.


- Поделитесь с нами, а какие приёмы используете Вы?
Педагоги по кругу, передавая мягкую игрушку, рассказывают о своих способах снятия эмоционального напряжения.

4. Упражнение на снятие психомышечного и психоэмоционального напряжения
- Если обстановка вокруг накалена и Вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих. (выполняется под музыку для релаксации).
• Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
• Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
• Напрягите и расслабьте икры.
• Напрягите и расслабьте бедра.
• Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.
• Напрягите и расслабьте живот.
• Расслабьте спину и плечи.
• Расслабьте кисти рук.
• Расслабьте предплечья.
• Расслабьте шею.
• Расслабьте лицевые мышцы.
• Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы полностью расслабились.
5. Упражнение «Тянемся к звёздам»
- Встаньте прямо, ноги расставьте на ширину плеч. Сделайте глубокий вдох и поднимите руки вверх – потянитесь, как будто хотите достать с неба звезду. Задержитесь в этом положении. Затем выдыхайте и опускайте руки, расслабьте их и встряхните.
6. Дыхательное упражнение
Глубокий вдох через нос и медленный через рот. Повторить несколько раз.
7. Упражнение «Язык – глаза»
- Психологи советуют и такое несложное, но эффективное упражнения для снятия психоэмоционального напряжения, которое лучше проводить, когда рядом никого нет: Вы смотрите в одну сторону, а высунутый язык направляете в противоположную сторону. Повторить несколько раз.
8. Упражнение «Арт-терапия»
Воспитатели под музыку для релаксации свободно выражают своё настроение в рисунках (на альбомных листах цветными карандашами).


9. Упражнение «Капитошки»
Каждому воспитателю раздаются самодельные антистрессовые игрушки – «капитошки» (наполненные мукой воздушные шарики). Воспитатели сжимают их в кулаке, снимая психомышечное и психоэмоциональное напряжение.

Эти «капитошки» дарятся воспитателям.
10. Показ раскрасок-антистресс
После обсуждения пользы таких раскрасок для профилактики и снятия стресса каждому воспитателю дарится такая раскраска.
11. Итог занятия. Обращается внимание на мотивирующие, позитивные плакаты, которыми оформлен зал. Рефлексия участников.
12. Каждому воспитателю раздаются памятки «Способы профилактики и снятия стресса». Прощание.


