Ирина Анатольевна Блынская
Тренинговое занятие с элементами игры «Роль игры в жизни ребенка раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход ЗАНЯТИЯ:
Вводная часть
1. Психогимнастическое упражнение «Поменяйтесь местами…» (1
минута)
Цель: активация участников на работу, знакомство с содержанием
занятия.
Родители сидят в кругу. Ведущий задает условие, по которому должны
поменяться местами сидящие, в том числе и ведущий.
Поменяйтесь местами все:
у кого дочки
у кого один ребенок
кто любит кататься с горок
у кого ребенок не любит пенку с молока
Тренер : У большинства из нас детство связано с любимыми игрушками,
Публикация «Тренинговое занятие с элементами игры „Роль игры в жизни ребенка раннего возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
которые остались в памяти, как воплощение теплоты и значимости той поры.
Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимо
без игры. Но игра – это хорошо или плохо?
Основная часть
2. Упражнение «Игра – это хорошо… Игра – это плохо…» (2
минуты)
Цель: формирование представлений о значении игровой деятельности
детей раннего возраста.
Передавая по круг мяч, родители называют одну причину, почему по их
мнению «игра – это хорошо», следующий «игра – это плохо», и т. д. Тренер
фиксирует на доске количество аргументов «Хорошо» и «Плохо».
Рефлексия: Сложно ли было придумать аргументы? Какие аргументы
было придумать сложнее «Хорошо» или «Плохо»?
Тренер : Очевидно велико значение игры в развитии ребенка раннего
возраста из того, что аргументов «Хорошо» больше и вам легче было
придумать именно их.
3. Мини – лекция «Роль игры в развитии ребенка раннего
возраста» (3 минуты)
Цель: формирование представлений о значении игровой деятельности
детей раннего возраста; формирование представлений об особенностях
игрушек и организации предметно-манипулятивной игры.
Роль игры в развитии ребенка раннего возраста (На сладе) :
приобретение знаний, новых навыков, познание окружающего мира;
развитие интеллектуальной сферы, воображения, мелкой моторики и
речи;
получение положительных эмоций: удовольствия, радости;
развивается произвольность (волевые качества) психических процессов
(внимание, память);3
знакомство с нормами и правилами жизни;
овладение собственными страхами и желаниями;
воспитание гуманных чувств: добро, красота, мудрость.
Поэтому все игры, проводимые с детьми раннего возраста делят на
(на слайде) :
способствующие социально-эмоциональному развитию или развитию
личностной сферы;
развивающие интеллектуально-познавательные и моторные
способности;
способствующие физическому развитию.
Особенности игровой деятельности детей 1-3 лет – предметно-
манипулятивная игра. Велико значение в данном виде игры игрушки – это
развитие мелкой моторики руки, развитие предметной деятельности – учат
соотносить по форме, цвету и т. д, то есть происходит изучение свойств
предметов (кубики, мячи, пирамидки, шнуровки, матрешки, сортеры,
мисочки, конструкторы, пазлы, мозайки, лото, домино, пластилин,
карандаши, развитие речи (куклы, мягкие игрушки, наборы для игр в
доктора, магазин) (На слайде сопровождение текста).
Основное содержание предметно-манипулятивной игры –
воспроизведение видимых и усвоенных детьми предметных действий, без
помощи взрослых, но именно тех способов употребления которые им
демонстрировали родители, взрослые. Игра возникает на основе попавшего в
руки предмета, поэтому часто возникают ссоры между детьми. Вместе дети
играть пока не умеют, поэтому преобладает игра рядом.
Задачи родителей и взрослых (на слайде и в памятке для Родителей
«Роль родителей в организации игры с детьми раннего возраста») :
формировать интерес к играм других детей (показать как играют, что
не надо мешать, а лучше помочь: привезти песок на машинке, поделиться
формочками);
расширить количество предметных действий (показать разнообразные
предметные действия, а затем ребенок сам переносит их на другие предметы
и ситуации);
развивать игру с предметами – заместителями.
4. Упражнение «Игровая мини – анкета» (2 минуты)
А какую роль играют родители-взрослые, как посредники между игрой,
игрушкой и ребенком, какие игрушки появляются в вашем доме, чем вы
руководствуетесь, выбирая игрушку? Давайте проведем игровую мини –
анкету:
Цель: осознание собственной роли в выборе игрушек и организации
игровой деятельности, способствующей развитию ребенка.
1. Выбирая игрушку, я всегда думаю, что будет делать с ней мой
ребенок и как она повлияет на его развитие – встаньте.
2. Я считаю, что телевизор вредная и ненужная игрушка для ребенка 3
лет – кивните головой. 4
3. Игрушки моего ребенка хранятся на полках или в специально
отведенных ящиках – покажите большой палец.
4. Я покупаю игрушки и для забавы и для умственного развития и
музыкального и спортивные игрушки – помашите рукой.
5. Я не покупаю игрушки, стимулирующие развитие агрессии, жесток и
грубости у детей – погладьте себе по голове.
6. Каждый день я провожу не менее 30 минут играя с ребенком –
похлопайте в ладоши.
Приобретение игрушек – это не только приятное занятие, но и
сложное. Чем руководствуются родители, приобретая игрушку: желанием
ребенка, ценой, чувством долга (давно не баловали малыша, своими
«детскими» желаниями, а о таких критериях как развивающий потенциал и
педагогическая и психологическая полезность родители задумываются не
всегда, доверяя аннотации, мнению продавца или своему внутреннему
голосу.
5. Тренинговое упражнение «Подарок» (4 минуты)
Цель: формирование представлений о влиянии игрушек на развитие
личности ребенка раннего возраста.
Тренер : Представьте, что вы готовите подарок ребенку, доставая
игрушку из мешка, скажите, купили бы вы ее или нет и почему? После ответа
родителя тренер дает пояснение значения игрушки для развития ребенка
раннего возраста.
Список игрушек:
1. Большая мягкая игрушка – это антиигрушка, которая не несет цель и
развитие. Главным привлекающим фактором для ребенка является
возможность что-либо с ней сделать. Что может сделать ребенок с этой
игрушкой? Огромные мягкие животные, которых ребенок не может взять в
руки, служат скорее украшением комнаты или подушкой, но не предметом
детских действий. Игрушка должна являться носителем того, кем является –
если заяц, то серый, а не синий; если слон, то серый, а не красный с желтым,
да еще на колесах и с дырками.
2. Маленькая мягкая игрушка – это образная игрушка, в ней нет ничего
плохого, они могут использоваться в детской игре. Плюшевый мишка –
символ любви и преданности – человеку необходим. Необходимо обращать
на цвет, чтобы соответствовала реальности. Если она музыкальная – обратить
внимание на голос и содержание песни. Если игрушка музыкальная –
обратить внимание на голос и содержание песни.
3. Кукла «Пупс» – это прообраз ребенка, открыта для действия,
лучшее учебное пособие по воспитанию женщины. Девочка, играя с куклой,
репетирует материнскую роль. Она воспроизводит действия взрослых,
пеленает, кормит, укачивает. Ребенок может с ней поговорить, спеть песенку,
может погрустить или порадоваться. А так же может многому научиться:
накрывать на стол для куклы, одеть, раздеть…
4. Кукла «Барби» – кукла красавица, всегда улыбается. А на вид судя 5
по формам – лет 15. Традиционная кукла недаром лишена взрослых форм.
Это прообраз ребенка. С Барби в «дочки-матери» не поиграешь. С этой
«красавицей» можно поиграть в совсем другую взрослую жизнь – жизнь
голливудской дивы с особняками и машинами, бассейнами, мужьями и
любовниками. Можете представить, на что ребенок подсознательно
нацеливается, перенося эти модели ролевой игры в реальность? Барби
прививают девочкам навыки, которые вряд ли помогут при устройстве
личной жизни. В лице блондинистой длинноногой куклы девочка получает
идеал красоты, в жизни недостижимый. От этого у малютки развиваются
комплексы.
Но это не говорит о том, что ребенка нужно лишать возможности
играть в современные игрушки. Можно параллельно построить дом для
кукол и Барби, то с чем мы играли в детстве, и ребенку будет интересно
играть с тем, что он сделал своими руками совместно с вами. И это будет
приближено к вашей обстановке, к вашей квартире, к вашей жизни в целом.
Полностью укомплектованный мир игрушечных персонажей,
например, империя Барби, мешает развитию детской инициативы и
фантазии. Ребенку необходимо домысливать, до фантазировать, учиться
делать что-то своими руками.
5. Игрушечное оружие. Любитель игрушечного оружия знает, как
постоять за себя в борьбе с «врагами», которые попытаются «расстрелять»
его из кустов или песочницы. Если парень при оружии – он быстро
заслуживает уважение сверстников. А из мальчика, которого в детстве
уважали, вырастит уверенный в себе мужчина. Правда, в 1-3 года ребенок
еще не может придумать сюжет игры с пистолетом (защищать кого-то,
побеждать врагов, он может только «стрелять», то есть стимулируется и
развивается агрессия в чистом виде. Это же касается других доспехов,
наручников дубинок и т. д.
6. Машинка. Машинки должны быть со свободно вращающимися
колёсами, открывающимися дверцами, поднимающимися кузовами. В 1-3
года важно разнообразие действий, которые может совершить ребенок с
игрушкой, поэтому машинки-модельки несут мало развивающих функций.
7. Конструкторы, мозаики – развивают массу полезных навыков. Более
полезны в раннем возрасте крупный конструктор с простыми предметными
постройками.
9. Мяч или скакалка или кегли. Через данные игрушки выполняется
задача укрепления здоровья и формирования у малыша определенных
физических качеств (силы, выносливости, ловкости, меткости). Можно
кидать, пинать, бросать в цель.
10. Дидактическая игрушка – формируют представления о форме,
цвете, размере предметов. Пирамидки, логические кубы, вкладыши
Монтесори, стаканчики.
11. Пазлы – ориентируемся на возраст (2-4 части). Картинка должна
быть ясна и понятна. 6
12. Антиигрушка: Еще опасней /для детской психики увлечение
игрушечными монстрами, киборгами, троллями и прочей «нечистью», даже,
если они с виду не страшны.
Игрушка - не просто забава. Она даст детям яркие, запоминающиеся
образы, и оттого, какими они будут, во многом зависят формирование
картины мира, морально-нравственных представлений ребенка. Какие
чувства укореняются в душе малыша, когда он привязывается к монстру? Он
начинает видеть в безобразии что-то привлекательное, видеть в зле (которое
в детстве ассоциируется с понятием "некрасивый") добро. Понятие добра и
зла будут размываться, еще не успев толком оформиться. Увлечение
всяческими чудовищами нередко приводит к тому, что ребенок становиться
конфликтным, не может влиться в коллектив - даже если он от природы не
агрессивен.
Основные правила выбора игрушки (В памятке для Родителей
«Правила выбора игрушек»).
Через игрушку ребенок получает представление об окружающем мире
(внешний вид).
Игрушка программирует поведение ребенка, т. е. моделирует поведение
в реальном мире, любое проигранное им действие способно воспроизвести
себя в реальности.
Если ребенок в игре способен вести себя гуманно, заботливо, то у него
есть образец как это надо делать, и если игра ребенка наполнена агрессией,
злостью, разрушением, борьбой, то и в реальной жизни это обязательно
опробуется.
Заключение (1 минута)
О чем мы сегодня говорили?
Что нового и полезного вы узнали?
Предлагаю вам два памятки «Роль родителей в организации игры с детьми
раннего возраста» и «Правила выбора игрушек»