Приложение МААМ

ТРИЗ в работе заведующего ДОУ

Любовь Пачевская
ТРИЗ в работе заведующего ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

ТРИЗ в работе заведующего дошкольным образовательным учреждением

ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских Задач. Термин введен в употребление Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

Публикация «ТРИЗ в работе заведующего ДОУ» размещена в разделах

Цель ТРИЗ – не просто развивать, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Г. Альтшуллер создал Технологию Выработки Правильных Решений для каждого.

Особенно трудно тем, кто работает в управлении, в образовании, в бизнесе. Именно здесь сейчас проходит «передний край» борьбы за выживание человека, организации, народа, планеты.

Можно утверждать, что ТРИЗ есть первая в Мире интеллектуальная технология ПРОИЗВОДСТВА правильных решений.

Миллионы лет назад люди перешли от поиска пищи к ее производству. От поиска пещеры – к производству жилищ. В 20-м веке с появлением ТРИЗ человечество перешло от поиска к производству решений в интеллектуальной сфере.

Структура управленческого цикла состоит из объектов (цели, содержание, средства, методы, приемы, среда, результат) и субъектов (ребенок, педагог, специалисты, родители) управления; прямых и обратных связей (педагогический совет, тренинги, указания, убеждения, общение, взаимодействие, конференции, родительские собрания и т. п.); а также механизмов воздействия субъекта управления на объект - проектирование, сбор информации, сравнение, диагностика, контроль, самооценка, аттестация, самоанализ и т. п.

Показателями культуры управленческой деятельности руководителя выступают сущностные критерии. К ним относятся, во-первых, целесообразность и целеполагание при выполнении государственных образовательных стандартов; во-вторых, системность, системное «видение» объектов и субъектов педагогического процесса, представленных в проектируемых моделях (планах, программах, концепциях); в-третьих, статистические подходы в управлении (например, методы диагностики и статистического контроля); в-четвертых, вариативность программ, обеспечивающая субъекту управления «необходимое разнообразие»; в-пятых, альтернативность технологий, гарантирующая оптимальность, качество и эффективность принятого решения.

Если управленческая деятельность приводит педагогический процесс к целостности, целесообразности, системности, вариативности и альтернативности, то это является показателем управленческой культуры руководителя, содержание которой может быть раскрыто и понято лишь через диалектику взаимоотношений педагогической системы и модели управления.

Руководителю необходимо видеть, какие качества и особенности его поведения члены коллектива ценят в нем больше всего, а какие – меньше. Успех деятельности руководителя определяется не только непосредственно профессиональными знаниями, но и его личностными качествами, способностью наладить контакт и взаимопонимание с подчиненными. Именно эту особенность коллектива – взаимопонимание – и поможет развивать технология ТРИЗ.

Основу практической полезности ТРИЗ составили многочисленные модели творчества, в первую очередь, модели противоречий, модели трансформаций, закономерности развития систем и другие, ставшие навигаторами мышления при поиске эффективных решений. Анализ этих изобретений позволил выделить наиболее часто встречающиеся приемы, а также приемы, встречающиеся редко, но всегда дающие очень сильные решения.

Основные принципы ТРИЗ

Принцип 1. Максимальная практичность.

ТРИЗ – технология, а не теория и поэтому ее можно усвоить и освоить только применяя, а применять нужно к практическим ситуациям прошлого или настоящего. Именно поэтому надо постоянно разбирать серии проблемных ситуаций из прошлого (где уже известно решение) и настоящего (из вашей жизни и работы).

Принцип 2. Максимальная универсальность.

ТРИЗ – технология, применяемая к любым ситуациям, и поэтому обучение строится на практических ситуациях разных специальностей, в том числе научных, инженерных, педагогических, руководящих и т. п. Возражения типа «эта задача не по моей специальности» не принимаются, поскольку серьезная задача лежит чаще всего вне специальности или на стыке специальностей.

Принцип 3. Неполнота данных о ситуации и избыточность.

В реальной практике никогда нельзя быть уверенным, что вся информация получена. Сам процесс решения есть процесс постановки задачи с постоянным поиском недостающей информации. Вместе с тем, часто дается избыточная информация, затрудняющая выделение задачи. Именно поэтому жалобы на то, что «информации было недостаточно» не принимаются. Всегда можно получить недостающую информацию.

Научится использовать ТРИЗ в своей работе можно по следующим системам задач:

1. научись «описывать ситуацию»;

2. научись «анализировать ситуацию»;

3. научись «выявлять проблему (противоречие)»;

4. научись «ставить задачу»;

5. научись «решать задачу».

Описание и анализ ситуации.

Для того, чтобы анализировать ситуацию, надо иметь «сырье», исходный материал для анализа. Как правило, нормальный инженер, менеджер, специалист, руководитель не делает этого важнейшего шага, не описывает проблемные ситуации. А тогда, его умение описывать не тренируется, и кроме того нет материала для анализа. Труднейшая интеллектуальная работа ведется с «кашей в голове» вместо четкого набора данных.

Описание уже само по себе требует анализа, выделения из потока жизни того, что необходимо для изменения ситуации не случайным, а закономерным образом.

Вот критерии нормального описания ситуации:

1) полнота;

2) краткость;

3) точность;

4) ясность.

Разберем эти критерии.

«Полнота» означает, что не упущены важные детали, имеющие отношение к данной системе, ситуации.

«Краткость» означает, что нет ничего лишнего, не относящегося к делу.

«Точность» означает, что описывается только то, что есть, а не мнения и соображения описывающего или рассказывающего.

«Ясность» означает, что используется язык, понятный для неспециалиста, без жаргона и терминов.

Методология ТРИЗ позволяет пробиться к системному противоречию любой задачи и показать пути ее решения с помощью типовых приемов устранения этого противоречия.

Основные методы и приемы в ТРИЗ

Для организации правильного исследовательского процесса в работе с коллективом руководитель должен хорошо понимать и использовать различные методы и приемы, которые применяются в ТРИЗ. Основными из них можно назвать следующие.

Мозговой штурм. В ходе этого приема перед сотрудниками ставится изобретательская задача. Педагоги же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение. Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции "что такое хорошо, что такое плохо". Из всего имеющегося выбирается оптимальное. Этот метод развивает у человека способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить. "Да-нет-ка" – своеобразная детская игра, которая позволяет научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других сотрудников, строить на основе их ответов свои предложения.

Синектика – метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае педагогам предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии сотрудник ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.

Морфологический анализ необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.

Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд). Метод Робинзона научит педагогов искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам и отношениям в коллективе.

Технология ТРИЗ имеет еще много различных методов и приемов, которые применяются для развития отношений в педагогическом коллективе. Например, агглютинация, гиперболизация, акцентирование и другие. Все это дает возможность проводить обучение в увлекательной форме. Во время таких занятий происходит стимуляция мышления сотрудника, а также всестороннее развитие творческой личности при помощи воображения и фантазии. Дело в том, что в современном обществе необходимы люди, которые умеют мыслить нестандартно, находить и предлагать смелые решения, не боящиеся делать что-то не так, как все. Этому посвящена технология ТРИЗ.

Вся система выстроена таким образом, что предложенный материал легко усваивается благодаря четко выстроенной исследовательской деятельности. Выделяется несколько этапов работы. У каждого из них есть своя определенная цель.

На первом этапе надо научить педагога обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни. Взрослые часто не обращают на это особого внимания.

Второй этап учит сотрудника проявлять фантазию и изобретательность при решении поставленных нестандартных задач. Например, разработать систему подготовки документации таким образом, чтобы на это затрачивалось как можно меньше рабочего времени.

На третьем этапе можно ставить сказочные задачи и предоставлять возможность сочинить собственные «реальные» истории. Как ни странно, всё то, о чём мы мечтаем, чего мы очень сильно желаем, в итоге сбывается, если приложить усилия.

Четвертый этап дает возможность педагогам применить новые знания для нестандартного решения любых задач.

В ТРИЗ существуют определённые правила, которые сделают процесс максимально эффективным. На каждом этапе нужно изначально подбирать предметы, явления из областей, которые понятны: "Я и природа", "Я и Я", "Я и другой человек", "Я и предмет". Это помогает легко усвоить противоречия окружающего его мира. Желательно все занятия по ТРИЗ проводить в игровой форме. При этом каждая игра, каждое задание должно сопровождаться наглядным материалом.

Во время проведения ТРИЗ общение между сотрудниками и руководителем должно строиться по определенным принципам:

• необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей.

• отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес любого, предлагающего свою версию решения задачи

• привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово "правильно", а слова "замечательно", "здорово", "интересное решение", "необычный подход".

• поддерживать сотрудника, когда он хочет возразить руководителю, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.

• не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны.

• общение во время проведения ТРИЗ должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.

Детские игры ТРИЗ для взрослых

На этапе изобретательства основная задача: научить искать и находить свое решение.

Этот этап системы ТРИЗ используется многими руководителями. Например, кем заменить заболевшего помощника воспитателя? На кого возложить обязанности завхоза на время его отпуска? Как заставить предоставлять необходимую информацию в виде таблицы?

Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т. д. Этот этап очень важен в момент эмоционального выгорания сотрудника.

Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты (понижения их энергетики) в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия (В. В. Бойко).

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов.

СЭВ представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (социальные работники, врачи, медицинские сестры, учителя и др.).

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. Это же можно сказать и о взрослых: когда проблема становится собственной, тогда и выбирается способ выхода из неё.

Основным средством работы в коллективе является педагогический поиск. Руководитель не должен давать педагогам готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен направить сотрудников на путь нахождения истины. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Педагога подводят к проблеме многофункционального использования объекта.

Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.

Противоречиям руководители отводят особое значение. Начало мысли, начало интеллекта там, где встречается противоречие, “тайна двойного”. Разрешение противоречий – это важный этап серьезной мыслительной деятельности человека.

На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, педагог учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь руководитель только наблюдает, педагог рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности.

Часто взрослые не задумываются над детскими играми в системе ТРИЗ, а ведь на их основе можно разбирать сложные ситуации в трудовом коллективе. Например, вот одна из игр-противоречий «Хорошо – плохо». В этой игре дети учатся выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

По аналогии можно разбирать рабочие ситуации :

Работник заболел – хорошо. Почему?

Потому, что он устал от переработки (рано приходит, поздно уходит в силу его гиперответственности).

Устал от переработки – хорошо. Почему?

Сможет сам немного отдохнуть и дать возможность подработать другому.

Работник заболел – плохо. Почему?

Кто за него будет работать? Пойдут лишние затраты на оплату труда.

Есть еще одна типичная детская игра-противоположность по ТРИЗ «Разбежались», которая помогает систематизировать навык классификации по внешним признакам. Воспитатель, называет какой – либо признак, который четко позволяет разделиться на две группы и показывает руками, в какие стороны разбегаются дети.

А теперь применим её в роли руководителя.

Статистические отчеты: делим работников по половому признаку, по размеру заработной платы, по наличию детей, по уровню образования, по месту проживания…

Одни работники прекрасно рисуют – они участвуют в конкурсе на лучший рисунок, другие сотрудники – поют, они участвуют в конкурсе певцов, у третьих легко получается разработка сценария праздников…

Это малая частица тех детских игр в системе ТРИЗ, которые не только прекрасно помогают развивать детское мышление, но и широко используются руководителями в распределении производственных заданий среди сотрудников.

Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

Вода в решете - эта задача для детей. А применим ТРИЗ на этапе разрешения противоречий к серьёзной ситуации в педагогическом коллективе. Воспитатели привыкли работать с детьми только одного подготовительного возраста. Им предложили работать с детьми другого возраста. Противоречие: так никогда не было – это не правильно. Педагоги упорно сопротивлялись. Изменить ситуацию помогла детская ТРИЗ-игра «Хорошо-плохо». В итоге, воспитатели, не только приняли детей другого возраста, но и перешли в другую группу.

Присмотритесь, это шикарный набор ТРИЗ – игр и для педагогов! Их можно использовать и для выбора материала при подготовке к непосредственной образовательной деятельности и при рассмотрении взаимоотношений между коллегами.

Научить людей быть счастливыми

Одним из постулатов ТРИЗ-педагогики является утверждение: человек рожден быть счастливым и может быть счастливым и сегодня, и завтра, и может делать других людей счастливыми. Если в это не верить, то стать счастливым просто невозможно, а слово "несчастье" надо просто выкинуть из своего словаря.

Человек чувствует себя счастливым, если большинство его способностей и потребностей реализовано. Если учесть, что государство отказалось от многих взятых на себя обязательств перед своим народом (обеспечение работой, достойной жизнью, равными возможностями, справедливыми законами и равенством перед ними и т. д., то у педагогики появилась необходимость готовить людей, способных счастливо жить и в этих новых реальных условиях. Поэтому ТРИЗ-педагогику можно назвать и "Педагогикой счастья" и "Педагогикой реальной жизни".

Наверно, не надо доказывать, что хорошо развитые качества творческой личности, если на 100 % и не сделают человека счастливым, то дадут ему полную "уверенность в завтрашнем дне", возможность управлять своим будущим, своевременно выявлять проблемы и их преодолевать. Так, для детей, знание методик решения задач, дает уверенность в своих силах, дает понимание практической ценности школьных наук, а со временем, сам процесс решения творческих задач (творчество) - начинает доставлять радость.

Укрепить физическое и психическое здоровье детей.

Известно, школа не прибавляет здоровья, поэтому появилась новая функция у педагогики - лечить детей в детском саду и в школе. Здоровье - само себе награда, так как прибавляет годы к жизни и жизнь к годам, увеличивает шансы самореализоваться, выполнить свою Достойную цель, увеличивает производительность труда. Быть счастливым - это быть морально здоровым.

Изложим кратко ТРИЗовский подход к здоровью. Наше здоровье в наших руках. Твое здоровье - ты его и сохраняй!

Начнем с того, что большинство болезней "от глупости", "от нервов" или "от лени". Вот от этого и надо "лечить". Есть, конечно, и болезни от физической изношенности. Но чаще имеет место быть не столько физическая, сколько психическая изношенность.

Итак, чтобы не болеть не надо быть глупым и ленивым, а надо быть умным, волевым и спокойным. Действительно, зачем сначала сделать глупость и позволить себе заболеть, а потом лечиться? Надо предупреждать заболевания, это один из главных принципов ТРИЗ - предупреждать появление проблем. Ведь все очень просто и, главное, всем известно - вести здоровый образ жизни, закаляться, много двигаться, иметь доставляющую удовлетворение работу… А почему большинство людей, зная эти простые правила не выполняют их? Воли не хватает. ТРИЗ-педагогика располагает методиками развития мышления и воспитания волевых качеств.

Физическое здоровье связано с духовным здоровьем. Говорят: "В здоровом теле - здоровый дух", но верно и обратное: "Если у человека здоровый дух, то здоровое и тело". Здоровый дух у счастливых людей. В ТРИЗ-педагогике хорошо разработаны методики обучения жить счастливо - их надо знать всем.

Известно, умные люди более уверены в себе, более спокойны и дольше живут, хотя бы потому, что делают меньше глупостей, а в голове меньше нервных клеток, управляющих внутренней работой организма, перерождается к старости в соединительную ткань. А ТРИЗ - педагогика учит сильному мышлению.

Психотерапевты считают, что целью психотерапии должно быть излечение невротических людей путем пробуждения их творческих сил. А ТРИЗ учит творчеству.

Великолепный способ долго жить - это работать над большой, развивающейся, не достижимой за жизнь Достойной целью! Известно много грустных случаев, когда человек вышел на пенсию, остался без привычных дел, считает, что он больше никому не нужен и быстро уходит из жизни. Говорят, Бог прибирает тех, кто выполнил свое назначение на Земле. Достойная Цель должна быть столь значительна, что жизни не хватает ее выполнить, поэтому и жить интересно и "помирать некогда". Для этого Альтшуллер создал Теорию развития творческой личности (ТРТЛ) и Жизненную стратегию творческой личности (ЖСТЛ).

Существует еще лечение юмором - смехотерапия.

Существует еще - сказкотерапия.

А может быть, самое главное лекарство от старости и от болезней - это веселый образ мыслей и любовь дарящая?

Если выполнять все, что рекомендовано выше, то на Вас будет работать Системный эффект, - а это здоровье.

Литература

1. Акбашев Т. Ф. Национальные проекты как первый шаг системных преобразований. - https://www.akbashev.ru/articles3.htm

2. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач Петрозаводск, Скандинавия, 2004

3. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: «Беларусь», 1994.

4. Гальетов В. П. Почему вам необходимо срочно освоить ТРИЗ в 2013 году? https://izobretaj.justclick.ru/triz-for-you

6. Гальетов В. П. Физические основания становления разумности человека на земле. Доклад на конференции «Czoviek i ego decyzje» (Человек и его решения, Люблин, ноябрь 2009 года) Валерий Павлович Россия https://www.metodolog.ru/node/443.

7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М. : Дело, 1992

8. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / Г. К. Селевко. – М. : НИИ школьных технологий, 2006.

Публикации по теме:

Игры по ТРИЗ. Круги Луллия.Игры по ТРИЗ. Круги Луллия. Круги Луллия эффективно используются в педагогике для развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей. Они удобны в использовании.

Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной работе с элементами ТРИЗ «На что похожа вода» (средняя группа) ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (линии развития) Физическое развитие. Продолжать развивать двигательную активность. Закреплять навыки бега и ходьбы.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-логопеда Мы живем в стремительно меняющемся мире. Современному человеку необходимо понимать новые реалии, уметь ориентироваться, творчески мыслить,.

Консультация для родителей «Что такое ТРИЗ» «Педагог, воспитывай так, чтобы ребенок был искателем и открывателем знаний» В. Сухомлинский. Хочу познакомить родителей с методикой.

Краткая статья на тему «Применение ТРИЗ-технологии в работе с дошкольниками» XXI век- век стремительных перемен и кардинальных преобразований. Нашим воспитанникам предстоит жить и трудиться в этом новом мире. И насколько.

Памятка для родителей по технологии ТРИЗ Что такое технология ТРИЗ? Пусть Вас не смущает это громкое название ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Всё грандиозное начинается.

Тема: «Составления рассказа по схеме ТРИЗ»Тема: «Составления рассказа по схеме ТРИЗ» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Малышок» с. Александровское».

ТРИЗ для дошколят: развиваем творческие способности На протяжении многих десятилетий система образования носила информационно-репродуктивный характер, формировала человека-исполнителя, развивала.

Возможности использования техники «батик» в работе с работе с детьми дошкольного возраста В разделе «Изобразительное иcкуccтво и художеcтвенная деятельноcть детей» в оcновном внимание уделяетcя развитию необходимых для cюжетного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ТРИЗ в работе заведующего ДОУ
Опубликовано: 16 августа 2016 в 20:48
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ТРИЗ в работе заведующего ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Пачевская (УИ 323319) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД