Получи документы

Цели и задачи ТРИЗ-педагогики в детском саду

Ольга Кельцына
Цели и задачи ТРИЗ-педагогики в детском саду

Многие убедились на собственном опыте, что ТРИЗ-методики с интересом воспринимаются детьми, вносят оживление и увлекательность в образовательный процесс. ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - становится эффективным помощником в деле формирования у детей творческого мышления, интеллектуальной смелости, готовности к принятию решений.

В этом разделе мы собрали для Вашей педагогической копилки реальный опыт коллег по применению ТРИЗ-технологий в работе. Используйте удачные решения, изложенные в этих публикациях, и положительный результат не замедлит себя ждать. В обществе ценятся люди интеллектуально смелые, самостоятельные, деятельные. ТРИЗ-методики способствуют развитию именно этих качеств личности.

Публикация «Цели и задачи ТРИЗ-педагогики в детском саду» размещена в разделах

Цели и задачи ТРИЗ-педагогики в детском саду

«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном

мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта».

Г. С. Альтшуллер

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) появилась на свет в пятидесятые годы ХХ столетия благодаря интеллектуальным усилиям отечественного учёного и писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера, который разработал эту концепцию на основе тезиса «творчество во всём» — в постановке вопроса, подаче материала, приёмах и методах работы. Он опирался на высказывание Л. С. Выготского о том, что ребёнок воспринимает программные моменты обучения в той мере, в какой они соответствуют природе его «я», то есть педагог должен работать в согласии с принципом природособразности. Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста воспитанников

Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.

Задачи использования технологии ТРИЗ : развитие нестандартного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать причинно-следственные связи, видеть закономерности происходящих явлений и событий; формирование целостной картины мира; воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи.

Алгоритм решения любых задач выстраивается в определё нной логической последовательности этапов:

- Грамотная формулировка задачи, выявление проблемы (разгадывая загадки, расшифровывая метафоры, дети самостоятельно определяют задачи). - - -

- Выявление и осмысление противоречий (хорошо-плохо, добрый-злой).

- Определение ресурсов (дети выясняют, что умеет делать объект, какие действия совершает).

- Ожидаемый оптимальный результат (ожидания основаны на реальных условиях).

- Моделирование различных вариантов решения, разрешение противоречий (упражнения, ролевые игры, головоломки, ребусы и т. д.).

- Неожиданные, смелые варианты решений

Достоинства использования элементов ТРИЗ :

+ является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;

+ позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;

+стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;

+развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности;

+помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, взглянуть на проблему под иным углом зрения

Мозговой штурм Мозговой штурм — из большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются наиболее перспективные с практической точки зрения. Этот метод можно назвать «палочкой-выручалочкой», поскольку с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации (как спасти Снегурочку, как рисовать без кисточки, как перенести воду в решете и т. д.)

Метод каталога Разработан в тридцатые годы ХХ столетия профессором Берлинского университета Э. Кунце, применяется в развитии навыков творческого сочинительства, когда дети составляют новый зачастую непредсказуемый сказочный сюжет из случайных, выбранных наугад из книги, слов, которые обозначают героев, предметы, действия и т. д

Метод фокальных объектов Является логическим продолжением метода каталога. Метод способствует преодолению инертности мышления, развитию фантазии, поскольку перед детьми ставится задача по переносу свойств одного объекта на другой, что, безусловно, ломает стереотипы восприятия. Для игр используются предметные карточки, дети называют характерные признаки этих предметов, затем переносят их на другие предметы

Метод системного анализа. Этот метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, и удобно функционирующих. Цель метода заключается в определении роли и места объектов и их взаимодействии;

Метод морфологического анализа. Метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Его суть заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определенного объекта при создании нового образа этого объекта;

Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода состоит в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую, с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей;

Метод моделирования маленькими человечками (ММЧ) — моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое — жидкое — газообразное);

Метод мышление по аналогии. Так как аналогия — это сходство предметов и явлений по каким-либо признакам и свойствам, необходимо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, сравнивать их и классифицировать;

Метод типовые приемы фантазирования (ТПФ). Для развития фантазии у детей используют помощь шести волшебников. Цель волшебников состоит в изменении свойств объекта. Приемы волшебства заключаются в увеличении-уменьшении, делении-объединении, преобразовании признаков времени, оживлении-окаменении, специализации-универсализации, наоборот.

Элементы технологии ТРИЗ включаются практически во все виды детскойдеятельности — игровую деятельность, речевую, изобразительную деятельность. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании дошкольника.

Публикации по теме:

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Цели и задачи АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида направлена на реализацию следующих.

Цели и задачи реализуемых направлений социального проекта для гиперактивных детей с ОВЗ «Шустрик»Цели и задачи реализуемых направлений социального проекта для гиперактивных детей с ОВЗ «Шустрик» Направление «Психотерапевтическая коррекция». Цель: Коррекция психической деятельности учащихся с дефицитом внимания. Задачи: 1. Развивать.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики»Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.

Оборудуем сенсорный уголок с элементами Монтессори-педагогики в группе своими руками Консультация для воспитателей. Тема: «Оборудуем сенсорный уголок в группе своими руками (элементы Монтессори-педагогики)». Подготовила.

Развитие инициативы у детей с элементами Монтессори-педагогики Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность.

Самоанализ педагогической деятельности: цели, задачи и методика работы Я, Прилепко Евгения Александровна, работаю в МКДОУ № 196 воспитателем, педагогический стаж работы 26 лет. Приоритетным направлением в детском.

Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду» Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь снова выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемыЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цели и задачи ТРИЗ-педагогики в детском саду
Опубликовано: 31 января 2020 в 11:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД