МААМ-картинки

Конспект занятия по изготовлению тряпичной куклы «Колокольчик» своими руками в подготовительной группе

Светлана Рамзина
Конспект занятия по изготовлению тряпичной куклы «Колокольчик» своими руками в подготовительной группе

Тряпичная кукла «Колокольчик» своими руками.

Цель: привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.

Задачи:

1. Познакомить с изготовлением традиционной куклы.

2. Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси.

3. Приобщить к обрядовой культуре.

4. Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук.

Публикация «Конспект занятия по изготовлению тряпичной куклы „Колокольчик“ своими руками в подготовительной группе» размещена в разделах

5. Развивать индивидуальные творческие способности.

6. Прививать уважение к традициям семьи.

7. Воспитывать любовь и уважение народной культуре.

8. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.

9. Познакомить с новыми словами и их значениями: “кукла-закрутка”, “скалка”, “тулово”, “оберег”, “оторочка”, “лоскут”.

10. Активизировать словарь: “фартук”, “кайма”, “рукодельница”, “льняная”, “хлопчатобумажная”, “шерстяная”, “нянюшка”, “старание”, “мастерство”, “безликая”.

Вид учебного труда: работа с тканью, нитками, бросовым материалом.

Объект труда: выполнение тряпичной куклы – Колокольчик.

Методы и приемы: беседа, индивидуальное проектирования деятельности, проблемно-познавательный диалог, практическая работа, анализ конструкторских особенностей изделия, выставка работ.

Оборудование:

для педагога: готовые образцы разных вид кукол; изделия народных ремесел - вышитые и вязаные салфетки, матерчатая кукла по деталям, белая ткань размером 20 х 20 см по количеству человек, вата, шерстяные и хлопчатобумажные нитки, лоскуты белой и красной ткани для платков, юбок, фартуков фурнитура для украшения (тесьма, ленты).

для ребенка: кусочки тканей размером 20х20, вата, шерстяные и хлопчатобумажные нитки, лоскуты белой и красной ткани для платков, юбок, фартуков фурнитура для украшения (тесьма, ленты).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель встречает ребят в русском народном костюме и приглашает войти в группу, которая украшена как старинная изба. Дети заходят, располагаются, и воспитатель начинает свой рассказ.

2. Введение в тему. Мотивация деятельности.

В далеки времена, придумали наши предки куклы-обереги. Люди всегда верили в духов, обожествляя живую и неживую природу. Они сегодня напоминают нам о своем существовании, живя в старинных легендах и сказках.

Простые люди верили в своих домашних духов, поэтому любили поговорить с ними, старались задобрить сладостями, сказочками, угостить на праздники кашкой, блинами (их ставили под печку) и доброго домового. Кто же этот невидимый дух запечный? Он одновременно и добрый хранитель очага, и злой – для нерадивых хозяев за вольные или невольные грехи.

Делали таких кукол из куска материи, не сшивая, а просто туго скручивая ткань (носовой платок, полоски ситца). Создавая куклу, мастерица нашептывала разные заговоры-наговоры (например, на хороший урожай, на лад в семье и т. д). Помогало или нет, сказать никто не мог, но ведь главное - верить. Кукла-оберег не имела лица. Считалось, что кукла с лицом может сглазить, принести несчастье ребенку.

Одеяние этой куклы было очень простым, незатейливым.

Народные куклы делились на три группы :

Куклы-обереги;

Обрядовые куклы;

Игровые куклы.

Вот посмотрите сколь тут у нас с вами кукол, а давайте мы с вами их разберем по группам.

Во время работы тихо звучит народная музыка.

3. Анализ поделок.

Куклы-обереги.

Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

Кукла на счастье

Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.

Пеленашка

Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.

«Кубышка-травница»

Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.

Обрядовые куклы.

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.

Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.

Неразлучники

Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.

Сёмик и Семичиха

Народные обрядовые куклы, олицетворяли собой хозяйственность, гостеприимство, порядочность. На праздник Троицы их вручали самым гостеприимным хозяевам.

Игровые куклы.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.

Куклам приписывались волшебные различные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления.

Давайте же мы с вами изготовим куклу – Колокольчик.

Кукла Валдайский колокольчик - обережная кукла, которая приносит в дом радостные вести. Колокольчик радости - так ее еще зовут.

Куколка олицетворяет звон колокола, который так же защищал людей от напастей и болезней.

Тряпичная народная кукла Валдайский Колокольчик - состоит из трех юбок, как бы олицетворяя три царства - золотое, серебряное и медное.

Счастье тоже как-бы складывается из трех частей - при комфорте тела, души и духа - и человеку будет радостно.

Оберег хорошего настроения - он приносит радость и счастье в дом, отводит дурные вести и привлекает хорошие.

А теперь дорогие ребятки мы с вами приступим к её изготовлению, но для начала разомнем пальчики.

4. Физминутка для пальцев рук «Колокольчик».

В прятки пальчики играют

И головки убирают,

Словно синие цветки,

Распускают лепестки.

Наверху качаются,

Низко наклоняются.

Колокольчик голубой

Повернулся к нам с тобой.

Пальчики вы не зевайте

И к работе приступайте.

5. Практическая работа.

М. А. Пожарова “Тряпичная кукла”.

Свернута из тряпки

Кукла у Параши

Не отыщешь краше.

Руки — словно лапки,

Глазки — пара точек

А лицо — комочек.

Кукла смотрит косо,

Взгляд ее уныл,

Кто-то вместо носа

Пуговку пришил.

Но Параша любит,

Нежит и голубит,

И целует в щечку

Маленькую дочку.

Для работы мы используем бросовый материал. Начинаем по этапам:

1. Свою куколку мы сделаем на основе, для которой использовали верхнюю часть от пластиковой бутылки.

2. Берем прямоугольник белой ткани — шириной чуть больше окружности нижней части пластиковой основы, длиной — две длины высоты пластиковой основы. Сложив ткань вдоль длины, вставляем ее в горлышко заготовки.

3. Закрепим ткань нитками вверху.

4. Второй конец ткани завернем на саму заготовку и еще раз закрепим нитками.

5. К колокольчику привяжем толстую нить. В моем случае это тонкий джутовый шпагат.

6. Концы завязки колокольчика продеваем внутрь горлышка заготовки.

7. И завернув их на наружную часть заготовки, закрепим нитками.

8. Вырезаем три кружка из разноцветной ткани, разных по размеру, приблизительно отличных друг от друга сантиметра на 2-3.

9. Сначала закрепим большой тканевый кружок на горлышке заготовки.

10. Затем закрепим средний кружок.

11. И закончим маленьким кружком.

12. Из прямоугольника белой ткани формируем рукава и голову куклы, закрепив тоже нитками.

13. Завязываем платочек, подставив на лобную часть головы отрезок шитья.

6. Физминутка для глаз.

Гимнастика для глаз «Мой щенок» (Е. Раннева)

Я щенка нарисовал, милого, смешного.

В целом мире не найти друга мне такого!

Он протягивает лапу (вытягиваем руку и смотрим на ладонь).

И глядит лукаво.

Убежать бы из рисунка – солнце светит справа (смотрим глазами вправо).

Слева луг цветет веселый (посмотрим глазами налево,

Убегает вдаль река (посмотрим вдаль).

На другом большом рисунке

Конь взлетает к облакам (поднимем глаза вверх).

7. Целевые обходы педагога.

Контроль организации рабочего места.

Контроль правила выполнения техники безопасности.

Оказание помощь детям, испытывающим затруднение.

8. Итог работы:

Вот мы и справились с работой, а сейчас самое время чаю с медом отведать.

Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магичной.

9. Уборка рабочего места.

Публикации по теме:

Мастер-класс тряпичная кукла «Кукла добрых вестей»Мастер-класс тряпичная кукла «Кукла добрых вестей» Делилась опытом проводила мастер -класс Тряпичная кукла "Кукла добрых вестей" Первая и главная роль куклы в древности была помогать.

Проект с родителями на тему «Народная игрушка. Тряпичная кукла».Проект с родителями на тему «Народная игрушка. Тряпичная кукла». С помощью анкеты для родителей «Давайте познакомимся?» я узнала, во что играют дети дома? Среди перечисленных ими игрушек, очень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по изготовлению тряпичной куклы «Колокольчик» своими руками в подготовительной группе
Опубликовано: 15 августа 2013 в 16:24
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД