Мария Виноградова
Трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
▼ Скачать + Заказать документы
В работах исследователей В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Р. И. Спировой Л. Ф., А. В. Ястребовой и др. подчеркивается, что у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечается различные нарушения связной речи.
Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой, так и семантической (смысловой) сторон речи. Кроме того, наличие вторичных отклонениями в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др., создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью.
Публикация «Трудности в овладении навыками связной речи у детей с общим недоразвитием речи,» размещена в разделах
На примере рассмотрим общее недоразвитие речи второго уровня.
ОНР второго уровня описывается в логопедии как «начатки фразовой речи» и соответствует периоду нормы «усвоение грамматической структуры предложения». Он характерен тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова.
Начинающееся различение некоторых грамматических форм, происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол – столы; поет – поют) и относящимися лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс носит неустойчивый характер, и грубое недоразвитие речи проявляется достаточно выражено.
Речь детей с ОНР второго уровня, как правило, бедна, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Например, рассказ по картинке возможен только при помощи наводящих вопросов, строится примитивно, короткими фразами. Форма числа, рода и падежа для детей не несут смыслоразличительной функции. Изменение слов в роде, числе, падеже имеет случайных характер, и потому при использовании его допускается множество разнообразных ошибок. Словесное обобщение существенно затруднено. Одним и тем же словом называются предметы, имеющее внешнее сходство, близкие по назначению или другим признакам. Об ограниченности словарного запаса свидетельствует незнание многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни, дерево, посуду (блюдо, поднос, кружка, транспортные средства (вертолет, моторная лодка, детенышей животных (бельчонок, лисенок, ежата) и др. Отмечается отставание в использовании слов-признаков предметов, обозначающих форму, цвет, материал.
При специальном обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм:
1. замены падежных окончаний («катался гокам» - катается на горке);
2. ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов («Коля питяля» - Коля писал); при изменении существительных по числам («да памидка» - две пирамидки);
3. отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными («асинь адас» - красный карандаш, «асинь ета» - красная лента).
Такие дети часто предлоги не употребляют вообще, при этом существительное называется в форме именительного падежа, также возможны многочисленные замены предлогов; союзы и частицы в речи употребляются редко.
Звукопроизносительная сторона речи сильно отстает от возрастной нормы: нарушено произношение большинства звуков (мягких и твердых, шипящих, свистящих, сонорных, звонких и глухих, слов разного слогового состава. Наиболее характерно сокращение количества слогов («сковода» - сковорода, отмечаются перестановки слогов, звуков («басаги» - сапоги, замена и уподобления слогов.
Фонематический слух не сформирован, ребенок затрудняется правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т. д.
При адекватном коррекционном воздействии дети переходят на третий уровень речевого развития, что дает им возможность существенно расширить их речевое общение с окружающими.
Таким образом, уровень развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи характеризуется следующими особенностями:
1. использование простых по конструкции или искаженных фраз;
2. словарный запас преимущественно пассивен, имеет обиходный характер;
3. употребление местоимений, союзов, некоторых предлогов и их элементарных значениях;
4. дети не владеют навыками словообразования;
5. допускают грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций.
В нормальном онтогенезе развитие связной речи начинается в дошкольном возрасте и проходит более интенсивно в процессе школьного обучения. При общем недоразвитии речи отмечается выраженные и стойкие нарушения связной речи. Особо выраженные затруднения, как отмечает В. П. Глухов, дети испытывают в изложении элементарной последовательности событий. По мнению В. П. Глухова, несформированность связной речи при общем недоразвитии речи связана с нарушениями операций программирования, отбора и синтеза речевого материала, с несформированностью внутренней речи. Развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего дается таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. В воспроизведении текстов по образцу также заметно отставание от нормально говорящих сверстников.
Таким образом, у детей с ОНР встречаются, разнообразные затруднения, возникающие в процессе овладения содержательной и грамматической сторонами связного высказывания. В тоже время все исследователи подчеркивают, что у детей с общим недоразвитием речи отмечаются полноценные способности к сознательному овладению сложнейшими законами языка, к усвоению ими полноценной развернутой связной монологической речью.