Получи документы

Трудолюбие как один из аспектов процесса воспитания личности

Анастасия Мирошниченко
Трудолюбие как один из аспектов процесса воспитания личности

Проблема трудолюбия в научной литературе рассматривается в аспекте трудового обучения и воспитания и широко раскрывается в трудах таких известных педагогов, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и многих других. Однако число работ, посвященных изучению трудолюбия как свойства личности, немногочисленно.

Публикация «Трудолюбие как один из аспектов процесса воспитания личности» размещена в разделах

Единого определения понятия «трудолюбие» в психолого-педагогической литературе не выработано. Одни исследователи относят трудолюбие к разряду привычек или черт характера (А. Ф. Ахматов, Н. П. Семыкин, В. В. Чебышев и др., другие трактуют трудолюбие как потребность в труде, как чувство, как мотив (Г. А. Смирнов, В. Н. Турченко и др.). Ряд авторов связывают трудолюбие с такими понятиями, как отношения, чувства, интересы, эмоции (Е. Р. Залкинд, М. А. Кононова и др.). Психологи (К. С. Абилов, Е. П. Верещак) определяют трудолюбие как относительно устойчивое, обобщенное и более или менее осознанное стремление к трудовой деятельности, к активному проявлению в труде своих творческих способностей, потребностей, реализация которых дает субъекту переживание глубокого удовлетворения и радости. [3].

Как отмечает Г. С. Малунова, воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста состоит в активизации позиции самих дошкольников, расширении сферы совместной с взрослыми трудовой деятельности, в процессе которой осуществляется взаимоперсонализация.

Трудолюбие - черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности, проявляющаяся в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. Оно предполагает потребность и привычку трудиться, заинтересованность в достижении полезного результата труда, является обязательной предпосылкой успехов в любой деятельности. Для его выработки необходимо, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда. Формирование трудолюбия у каждого человека - одна из главных задач воспитательной работы. [1].

Т. А. Маркова считает, что воспитания трудолюбия в старшем дошкольном возрасте заключаются в следующем:

развитие интереса ребёнка к труду посредством моделирования ситуаций и развития желания оказывать помощь или учить кого-либо трудовому процессу;

осознание ребёнком смысла, общественной важности и результата труда;

участие в труде совместно с взрослыми;

осознание ребёнком своих обязанностей во время трудового процесса;

изготовление моделей трудового процесса, которые будут понятны ребёнку, станут опорой для него во время трудовой деятельности;

индивидуальная форма работы (ребёнок действует самостоятельно, получая результат, общий труд (дети трудятся совместно, согласовывая распределение задания и обобщая результат, последовательно распределённый труд (тесное сотрудничество при прямой зависимости от каждого из партнёров темпа и качества их деятельности) .

планирование трудовой деятельности и постоянное наблюдение за участниками труда.

развитие интереса к будущей трудовой деятельности. [17].

В области воспитания трудолюбия велика роль и таких факторов, как трудовой коллектив и сам процесс труда. Коллективный труд детей создает между ними определенную зависимость. Как отмечал А. С. Макаренко, вопрос отношения товарища к товарищу в процессе труда - это не вопрос дружбы, любви, соседства, а вопрос ответственной зависимости. [6].

В процессе трудовой деятельности он рекомендует воспитывать у учащихся умение доводить до конца всякое начатое дело, рационально планировать свои силы и соизмерять их с реальными возможностями в труде, настойчиво и терпеливо выполнять любую работу, если она необходима обществу. Автор подчеркивает необходимость формирования и развития у детей таких качеств, как распорядительность, внимание, расчет, изобретательность, находчивость, деловитость.

Из специальных исследований, посвященных проблеме трудолюбия, особо следует отметить труды И. Ф. Свадковского. В них подчеркивается, что важнейшая задача воспитания - формирование характера, личности человека, который не мыслит своего существования без серьезного дела и находит счастье в творческом труде, что трудолюбие возникает не само по себе, а под влиянием различных условий и образа жизни. Оно формируется только в труде при наличии определенных предпосылок. [7].

Развитие ребенка до степени трудолюбия означает овладение им общими и специальными трудовыми знаниями, умениями и навыками, психологическую готовность к трудовой деятельности, способность получения удовлетворения и удовольствия от труда.

Анализируя трудолюбие как сложный комплекс склонностей и свойств человеческой личности, И. Ф. Свадковский подчеркивает, что оно - венец, а не начальная стадия трудового развития, что это свойство личности, определяющее все поведение человека, с которым связаны и которым определяются многие его физические, умственные и моральные качества. [7].

П. И. Чернецов рассматривает трудолюбие как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов. К ним относятся:

практический - умение трудиться, сознательно ставить и успешно решать трудовые задачи, трудовые умения и навыки;

познавательный - наличие знаний о труде, систематическое стремление к их совершенствованию;

эмоциональный - чувство ожидания нового успеха, чувство радости в труде, наслаждение;

волевой - желание и умение преодолевать трудности, переносить чувство утомления ради достижения поставленной цели,

оценочный (или морально-этический) - понимание роли труда как жизненной необходимости, умение видеть ею красоту. [22].

Известный педагог В. А. Сухомлинский считал, что успех воспитания трудолюбия заключается в том, чтобы одухотворить труд, раскрыть его гражданское назначение. «Чувство гражданской значимости труда, - писал он, - это наряду с радостью познания, освоения мира очень сильный эмоциональный стимул, одухотворяющий нелегкий труд, а труд только тогда воспитывает, когда он нелегок». [11].

При воспитании трудолюбия важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные:

получить от взрослых положительную оценку своих действий;

самоутвердиться;

вступить в общение со взрослыми;

принести пользу другим (общественный мотив).

Нужно сказать, что все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь в 5-7 лет ребенок способен их формулировать.

Воспитание трудолюбия у старших дошкольников – важнейшая задача детской образовательной организации. Её реализация способствует успешной подготовке детей к школе, адаптации к новому виду деятельности – учению, готовности к выполнению различных трудовых действий. Дети, воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом к выполнению деятельности у них развиты такие качества личности как самостоятельность, ответственность, инициативность и другие.

Анализ научно методической литературы показывает, что процесс воспитания трудолюбия включает в себя следующие компоненты:

Познавательный: сориентирован на понимание детьми необходимости трудиться, осознание ими общественного назначения труда, наличие знаний о труде взрослых и о профессиях, представления о последовательности трудовых действий и другие

Эмоционально-мотивационный: предполагает интерес к трудовым делам, желание и стремление трудиться для себя и для других, наслаждение качеством труда и чувство удовлетворения от выполненной работы, помощи и поддержки другим при выполнении разных видов труда.

Поведенческий: характеризует сформированность умения ребенка планировать, рационально организовывать свою работу, владеть способами выполнения работы, используя для этого необходимые детские инструменты, адекватно оценивать результаты труда (самооценка) .

Личностный компонент : проявляется у старшего дошкольника в наличии (или отсутствии) таких качеств, как самостоятельность, инициативность, активность, ответственность, самоконтроль, креативность в работе, настойчивость и терпение в преодолении трудностей. [23].

Общество заинтересовано в том, чтобы человек испытывал потребность в труде вследствие осознанной его общественной необходимости, чтобы основным стимулом трудолюбия являлись не только узколичные интересы и желания, а именно эта необходимость, востребованность, общественная польза. Следовательно, задача воспитателя - привить своим воспитанникам такие трудовые стимулы, которые побуждали бы их проявлять настойчивость, упорство в достижении намеченной цели, творческую инициативу всюду, где этого требуют интересы дела, даже тогда, когда к нему отсутствует влечение.

Известно, что труд вызывает напряжение и физических, и духовных сил. Трудолюбивый человек хорошо переносит это напряжение, воспринимая его как необходимое условие выполнения рабочего задания. При этом он проявляет выдержку, настойчивость, без которых невозможно решать возникающие в процессе труда задачи. И чем больше развиты у него эти качества, чем более совершенны и разнообразны его умения и навыки, тем больше открывается перед ним возможностей не только для возникновения, но и для укрепления положительных чувств в процессе труда.

Усматривая в трудолюбии одно из базисных, интегральных свойств человека, Л. Б. Касперская связывает его с восприятием жизни как осуществимой в соответствии с собственными усилиями по ее организации. Именно в конце детства все трудовые навыки ребенка включаются в его психологическое пространство как устойчивые элементы. Именно в это время современный ребенок в очень быстром темпе может овладеть многими «взрослыми» навыками, связанными с работой на машинах (компьютер, автомобиль и тому подобное, работой с инструментами, то есть орудиями труда. [3].

Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом к формированию трудолюбия как свойства личности по следующим причинам.

1. В этом возрасте происходит процесс формирования основных социально-нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается.

2. Это один из благодатных возрастов для эффективного воспитательного воздействия, при этом воспитатель может наблюдать детей в различных видах деятельности, а значит, более объективно оценивать уровень личностного развития каждого, своевременно выявить и скорректировать деформацию личности.

3. Для данного возраста характерна значительная роль семьи в воспитании и развитии ребенка, в том числе в сфере трудовой деятельности.

4. В этот период происходит изменение социального статуса ребенка, вступающего в систему ответственных отношений.

Труд имеет особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива. Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка доброжелательности, отзывчивости.

Глубокие мысли о привитии трудолюбия подрастающему поколению содержатся в трудах А. С. Макаренко. [5].

Трудолюбие - нравственное качество личности, поэтому формирование трудолюбия согласуется с нравственным развитием ребенка.

Таким образом, единого определения понятия трудолюбия в психолого-педагогической литературе не существует. Ряд авторов связывают трудолюбие с такими понятиями, как отношения, чувства, интересы, эмоции. Трудолюбие также можно определить как относительно устойчивое, обобщенное и более или менее осознанное стремление к трудовой деятельности, к активному проявлению в труде своих творческих способностей, потребностей, реализация которых дает субъекту переживание глубокого удовлетворения и радости. Сензитивным для воспитания трудолюбия является старший дошкольный возраст.

Публикации по теме:

Современные концепции и принципы социально-нравственного воспитания и социального развития личности дошкольника Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение Центр развития ребёнка- детский сад №28 «Журавушка». «Современные концепции и.

«Творчество, как один из показателей развития личности».«Творчество, как один из показателей развития личности». «Творчество – один из существенных показателей развития личности, а воображение – основа творческой деятельности». (А. Н. Леонтьев) Открытие.

«Влияние семейного воспитания на особенности личности и поведения ребенка» (для родительского собрания) Типы семейного воспитания. "Один родитель ценнее тысячи учителей". Китайская пословица Воспитание детей – важнейшая задача современной.

Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания в условиях обновления образовательного процесса с учётом ФГОС Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. У детей искажены.

Методическая разработка «Театрализованная деятельность как средство воспитания творческой личности» АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «АЛЫЕ ПАРУСА» Методическая разработка «Театрализованная деятельность.

Один из приемов воспитания детской инициативы.Один из приемов воспитания детской инициативы. Одной из задач ДОУ является воспитание правильного мировоззрения подрастающего поколения. А что значит ПРАВИЛЬНОГО? Что значит ПРАВИЛЬНО.

Психологические особенности личности старшего дошкольного возраста и их связь с методами родительского воспитания Статья рассматривает изучение психолого-педагогической литературы, с помощью которой возможно будет изучить психологические особенности.

Родительское собрание «Влияние стиля воспитания в семье на развитие личности ребенка» Родительское собрание на тему: «Влияние стиля воспитания в семье на развитие личности ребенка»Задачи: - показать значимость психологического.

Воспитываем трудолюбие и любовь к природе Воспитываем трудолюбие и любовь к природе. Воспитывать трудолюбие и бережное отношение детей к природе – одна из важнейших задач работы.

Актерское мастерство как один из аспектов педагогического мастерстваАктерское мастерство как один из аспектов педагогического мастерства Актерское мастерство как один из аспектов педагогического мастерства. Старуха Шапокляк. На утреннике посвященному 8 Марта 2017 г.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Трудолюбие как один из аспектов процесса воспитания личности
Опубликовано: 23 июня 2017 в 13:48
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД