Трудовое направление воспитания в системе трудового воспитания подрастающего поколения

Ольга Скворцова
Трудовое направление воспитания в системе трудового воспитания подрастающего поколения

АКТУАЛЬНОСТЬ

Трудовое воспитание в ДОУ - важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности. Воспитание подрастающего поколения трудолюбивым, всегда было первостепенной задачей всех образовательных учреждений. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду. Трудолюбие наиболее успешно формируется в дошкольном возрасте Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно – познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.

ЦЕЛЬ - раскрыть сущность и особенности трудовой деятельности дошкольников.

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания (А. С. Макаренко).

Трудовое воспитание – это воспитание сознательного отношения и склонностей к труду, как основной жизненной потребности, через формирование привычки к труду путём включения личности в активную трудовую деятельность.

Трудовая деятельность - это деятельность, направленная на развитие у детей обще-трудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. Трудовая деятельность детей дошкольного возраста является важным средством воспитания, умственного развития и имеет особое значение для формирования нравственных качеств. Трудовое воспитание и трудовая деятельность является необходимым, важнейшим условием развития самостоятельности детей.

ЗАДАЧИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудовой деятельности детей:

ознакомление с трудом взрослых и воспитывать уважение к нему;

обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;

воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;

воспитание общественно - направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

«Программа воспитания в детском саду» раскрывает объем трудовых навыков и умений,которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы:

1-я младшая группа - начинается приобщение детей к трудовой деятельности, основной вид труда в этом возрасте - самообслуживание.

2-я младшая группа - продолжается формирование у детей желания к посильному труду. Средняя группа - дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно - бытового труда и самообслуживания. Старшая группа - добавляется ручной труд; делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда; формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата. Подготовительная группа - сформированные навыки и умения совершенствуются.

ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Самообслуживание - труд направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т. д.).

Хозяйственно-бытовой труд - направлен на уборку групповой комнаты, участка, помощь взрослым в организации режимных моментов.

Ручной труд - направлен удовлетворение эстетичесиких потребностей человека; развивает конструктивные и творческие способности (подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек и т. д.).

Труд в природе – уход за растениями в уголке природы, выращивание овощей в огороде, уборка участка.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОРУЧЕНИЯ, ДЕЖУРСТВА, КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД.

ДЕЖУРСТВА - форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

ПОРУЧЕНИЯ - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД - коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовымизадачами решают и нравственные: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы.

СПЕЦИФИКА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми. В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения, помогающие ребёнку становиться независимым от взрослого и самостоятельным. Труд детей не имеет настоящего материального вознаграждения. Труд ребенка носит ситуативный необязательный характер. Все компоненты трудовой деятельности дошкольников находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Создание эмоционально – положительной трудовой атмосферы.

Организация материальной среды и трудового оборудования.

Учет индивидуальных интересов.

Систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера.

Учет нагрузки, состояния здоровья, способностей ребенка.

Создание мотивации и трудовой деятельности.

Для развития способности ставить цель в трудовой деятельности важны осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками.

При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится.

Необходимо хвалить и поощрять трудовую деятельность ребенка.

Трудом нельзя наказывать.

Воспитатели должны оказывать родителям необходимую помощь в организации трудовой деятельности их воспитанников дома.

Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы сказать, что процесс развития трудовой деятельности детей дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Ведь трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Самой главной особенностью детской трудовой деятельности является то, что, несмотря на наличие в ней всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого. Поэтому роль воспитателя в развитии трудовой деятельности дошкольника является самой важной. Развитие трудовой деятельности дошкольников будет успешно осуществляться, если при ее трудовой деятельности ребенка будут соблюдены все условия.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольниковФотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Основной вид деятельности ребёнка - игра, играя дети познают мир, узнают много нового и интересного. В соответствии с.

Фоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольниковФоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Могу сказать про себя, что я не покупаю всё это на рынке и в магазине, а выращиваю сама. Вот и сегодня, с утра пораньше.

Фотоотчет по внеклассному мероприятию «Неделя патриотического воспитания молодого поколения. Даты XX Века»Фотоотчет по внеклассному мероприятию «Неделя патриотического воспитания молодого поколения. Даты XX Века» НЕДЕЛЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ. ДАТЫ XX ВЕКА Время выбрало нас, Закружило в Афганской метели. Нас позвали друзья в.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Трудовое направление воспитания в системе трудового воспитания подрастающего поколения
Опубликовано: 26 сентября 2021 в 21:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. День сочинительства на МААМ

Развитию речи и творческого мышления через сочинительство посвящен этот тематический день. Вместе с детьми совершите путешествие в мир фантазии и воображения и научитесь сочинять, сказочные истории, стихи...

24 октября. День запасов на зиму на МААМ

Мы, люди, готовим на зиму заготовки, достаём или покупаем тёплые вещи. Дикие животные тоже готовятся к зиме, как и мы. Они тоже делают съедобные запасы и усердно утепляются. Сегодня мы поговорим с детьми...


Горячие темочки